Игрушки
статья по теме
Предварительный просмотр:
Игрушки для детей 5-6 лет
Дошкольный возраст − период формирования личности ребенка. В этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление подражать взрослому, быть как папа или мама. Ребенок учится контролировать себя и делать «правильно», то есть играть по правилам. Это возраст становления самосознания ребенка, его отношения к другим людям и к самому себе. Кроме того, ребенок готовится к жизни в обществе − у него складываются представления о хорошем и плохом, добре и зле, красивом и некрасивом. Он учится взаимодействовать с другими людьми − сверстниками и взрослыми, учится договариваться, добиваться своих целей, достигать компромиссов.
А учится ребенок всему через игру.
Дошкольный возраст − период расцвета сюжетно-ролевых игр. В свою очередь, они делятся на три разновидности: собственно ролевая игра, режиссерская и игра-драматизация. Различия между ними невелики.
В ролевой игре ребенок − главное действующее лицо. Его партнеры по игре − другие дети или игрушки, которые играют свои роли. В игре ребенок действует так, как будто бы он взрослый. Он может примерить на себя разные роли, попробовать себя в разном качестве, принять разные позиции и взгляды.
В режиссерской игре действуют игрушки, а ребенок выступает в роле кукловода. Он уже не участник событий, он управляет ими. В подобных играх ребенок может проигрывать собственный придуманный сюжет, а может − вариации на тему сказок или мультиков.
Драматизация − это проигрывание сюжета, заимствованного из книги, сказки, мультфильма. Но на этот раз сюжет будет проигрываться с удивительной точностью, не допуская вариаций. Иногда этот вид игры переходит в настоящее театрализованное представление, которое показывается для зрителей.
Соответственно играм должны быть подобраны и игрушки.
В ролевой игре ребенок познает отношения между людьми, а значит игрушками ему должны быть подобия человека, то есть куклы. Да, мальчикам тоже нужны куклы, ведь они тоже нуждаются в проигрывании жизненных ситуаций, в отождествлении себя с игрушкой. Хорошо, если у ребенка есть куклы обоих полов.
Куклы должны быть похожи на ребенка. Барби подойдет не к любой игре − ведь она выглядит как взрослая, а это значит, что ее нельзя запеленать, наказать, она не может баловаться, как ребенок. А вот куклы с лицом ребенка дают простор для фантазии, их можно использовать практически в любой игровой ситуации. Еще кукол нужно одевать, причем одежда должна быть разная − по сезону. А застежки на кукольной одежде помогают ребенку развивать между делом мелкую моторику.
Кроме самих кукол, ребенок нуждается в хозяйстве для них. Куклам нужна кроватка, коляска, дом, стол с посудой. Игра далеко не всегда повторяет семейные и бытовые сюжеты. С помощью ролевой игры ребенок осваивает жизнь в социуме. Дети играют в больницу, кафе, парикмахерскую, магазин, школу. Соответственно, им нужен инвентарь для этих игр. Набор парикмахера, доктора, некоторое количество посуды. Не обязательно все это должно быть похоже на настоящее. В качестве тарелок дети охотно используют формочки, а в качестве шприца − карандаш. Наоборот, все это способствует развитию воображения и творческих способностей. А посуда «как у взрослых» тоже будет оценена по достоинству, но вот возможности ее использования в игре ограничены только одной функцией. Той, которая имеется у прототипа настоящей игрушки. .
Часто в игре возникает необходимость в домиках или иных сооружениях – самолетах, машинах, больницах. Тут ребенку лучше всего подойдет подручный материал. Хорошо, если можно отдать для игры коробки, подушки, табуретки. Из них получаются самые уютные домики, а через полчаса − самые быстрые самолеты. Покупные палатки и игровые домики очень красивы и удобны, но беда в том, что их нельзя менять.
Для режиссерской игры нужны небольшие игрушки − действие часто разыгрывается на столе. Нужны куклы высотой сантиметров 10, устойчивые и не очень детализированные, чтобы оставался простор для фантазии ребенка. Это должны быть разные образы − мужские, женские и детские. Можно приобрести готовый домик с кукольной семьей, набором мебели и одежды. Также нужны животные, но это должны быть именно животные, а не человекообразные персонажи. Они должны быть соразмерны человеческим персонажам. Для разных детских целей подойдут и домашние животные, и дикие. Для кукол нужен транспорт. Он не должен быть узкоспециализированным − никогда нельзя угадать, что понадобится ребенку в следующую минуту. Конструктор для этих целей подойдет − с его помощью ребенок может собирать и разбирать сам нужную ему технику. А для сооружения места действия ребенку просто надо предоставить много места в квартире и свободу действия. Кроме того, ребенку пригодятся различные подручные средства − лоскутки, фантики, камушки и шишки.
Для игры-драматизации подойдут те же самые игрушки, которые дошкольник использует для других игр. Но иногда ему может понадобиться специальный реквизит − например, палочка фокусника или нос Буратино. Тут может помочь взрослый, соорудив из подручных материалов требуемый предмет. Иногда юному актеру требуется настоящий костюм. Костюмы помогут детям обозначить роль. Кроме того, дети с удовольствием переодеваются, представляя себя доктором, рыцарем, принцессой. Но полностью костюм нужен не всегда − достаточно какого-нибудь одного атрибута − например, красного креста на шапочке или картонного щита. А все остальное оставьте домысливать ребенку.
Увлекшись ролевой игрой, не будем забывать и о развитии интеллекта ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка формируется логическое и наглядно-образное мышление. Для развития логического мышления ребенку нужны игры, позволяющие устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи. Это могут быть различные настольные игры и головоломки. Наглядное и образное мышление помогают развивать такие виды деятельности, как моделирование, лепка, рисование − то, что позволяет сделать что-либо из разрозненных частей по заданному образцу. Для этого ребенку понадобятся конструкторы и мозаики, пазлы, наборы для аппликации и рисования.
А для улицы нужны игрушки, помогающие в познании окружающей среды, а также игрушки для физического развития − мячи, скакалки, обручи, велосипед.
Игрушек существует множество. Полезная игрушка должна оставлять простор для детского воображения, быть открытой для превращений и перемены игровой функции. Игрушка для ребенка − это не предмет обладания или гордости, это всего лишь вспомогательный материал для игры. Свою ценность она обретает в процессе использования, при условии вложения в нее фантазии и эмоций ребенка. И пусть ребенок играет с удовольствием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-229365-1364409356.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/13/picture-178348-1358094700.jpg)
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-227612-1364210526.jpg)
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/25/picture-325904-1382688342.png)
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-191046-1359878930.jpg)
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/15/picture-368091-1387131584.jpg)
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...