Математические сказки
учебно-методический материал по теме

Комиссарова Наталья Евгеньевна

Влияние математических сказок на развие дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskie_skazki.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Математические сказки.

Нужна ли крошечному малышу математика? Думаю, ответов будет больше отрицательных. А главная ошибка в том, что многие такую многогранную и многоликую науку как математика, сводят лишь к арифметике. А это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как размер и форма, простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов кроха не сможет полноценно осваивать мир. А кроме всего прочего, математика лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать. Только развивать детский интеллект тоже нужно с умом. И делать это лучше всего в повседневных играх, знакомя детей с народными и авторскими сказками. Каждый малыш от многократного прочтения наизусть знает сказки, а это наши бесценные помощники, в любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Основы арифметики.

           В первые 5 лет ребёнок познает мир, на примерах взрослых, а   так же игровых персонажах, то есть через сказку. Существует целое направление в области воспитания и развития детей  через сказку.

В детских садах работа поставлена так, что сказка присутствует на многих занятиях: развитие речи, рисование, лепка. Поэтому эти занятия интересны и увлекательны. Но почему бы не сделать такими же интересными занятия по математике?

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. В связи с переходом к обучению детей с 6 лет, внимание к этой проблеме должно быть усиленно.

Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику необходимо связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь. Тем более что во многих случаях математическое начало находится на самой поверхности.

Давайте вместе с Вами вспомним названия сказок, в которых присутствуют числа.

Например:   « Два жадных  медвежонка»,  «Волк  и  семеро козлят»....

Умело, подбирая сказки и занимательные истории, игры  можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен.

 Сказка «Теремок»  - поможет запомнить малышу не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка…), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайчик - и стало их трое. Прибежала лисичка – стало четверо. Очень хорошо если в книжке есть яркие иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек.

Сказки «Колобок» и «Репка» особенно хороши для освоения порядкового счёта. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в сказке «Репка» можно и о размере поговорить. Кто самый большой?  (Дед.) Кто самый маленький?  (Мышка.) Можно спросить детей – кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?

Сказка «Три медведя?» - это вообще математическая суперсказка. Моно посчитать и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками, кроватями…

Чтение сказки «Красная Шапочка» даст возможность поговорить о понятиях «длинный», «короткий», особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее побегут маленькие пальчики, проедет игрушечная машинка.

Очень интересна для детей сказка «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыши легко запомнят количественный счёт до 10.

Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счётом. Например: стихи «Котята» С. Михалкова, «Весёлый счёт» С. Маршака,

 «Считалка для ворон» А. Усачёв…

Я решил ворон считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть – ворона на столбе,

Семь – ворона на трубе,

Восемь – села на плакат,

Ну а десять – это галка.

Вот и кончилась считалка.

Таким образом: любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счётным материалом. Считать можно всё, что найдётся подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков … А сколько ножек у мальчика? А сколько у двух мальчиков? А сколько лапок у собачки? А сколько у двух собачек? А сколько ножек у рыбки? (ни одной), А сколько у осьминога?

Сосчитать ноги осьминога поможет стихотворение Ренаты Мухиной «Сколько ног у осьминога?»

Ноги Осьминога

Сегодня доволен собой

Осьминог —

Чудесно провел он

воскресный денёк:

В футбол поиграл он

передней ногой,

Хороших знакомых

проведал другой,

А третья каталась в лесу

дотемна —

Катанье на лыжах

любила она,

Четвёртая тоже любила

кататься,

Но всё же отправилась

с пятой на танцы,

Шестая весь день

просидела в кино,

Седьмая играла с восьмой

в домино.

Ещё Осьминог собирался

к Миноге,

Но тут,

К сожалению,

Кончились

Ноги.

Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с «Почему же» детям  интересно?

По ходу сюжета русской народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ним.

А на «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственным участниками сказки. Да ещё какими! Самыми умными, самыми сообразительными, самыми наблюдательными. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!

Завершается занятие неизменно на веселой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Нередко сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги или шишки и жёлуди для поделок).

Занятия проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Здесь не обязательно знать, а можно подумать и разгадать секрет, догадаться. Большинство заданий на смекалку и сообразительность.

НОД  наполнена логическими играми, ребусами, кроссвордами, веселыми стихами и загадками…

Эти занятия, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.

Итогом работы является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопросы:

-   Как изменить;

-   Смоделировать;

-   Сгруппировать;

-   Составить;

-   Отыскать

-   Отгадать;

-   Раскрыть секрет.

Дети учатся логически мыслить, а процесс обучения становится интересным и совсем не трудным.

Ребёнок слушает сказку, рассматривает картинки, выполняет разнообразные математические задания - всё это способствует развитию математических способностей, памяти и мышлению.

Когда ребенок 4 лет и старше познакомится с геометрическими фигурами полезно с их помощью шифровать и моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

        Важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра и, уже доказано, что дети лучше усваивают учебный материал через игры. В игре развиваются мышление, речь, воображение, память.

Технология   использования   сказки   в   играх   может   быть представлена играми - драматизации.

1-й этап. Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций).

2-й этап. Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок и т. п.).

3-й этап. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр.

4 - й этап. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.

Дидактические игры по сказкам с математическим содержанием:

  • «Поиграем с гусятами» по сказке «Лиса и гуси»,
  • «Помоги поросятам» по сказке «Три поросенка»,
  • «Собери яичко» по сказке «Курочка Ряба»,
  • «Три медведя», «Расколдуй сказку» по сказке «Колобок»,
  • «Цветные кружочки» по сказке «Курочка Ряба»,
  • «Веселый счет» по сказке «Репка».

           Конечно, сказка есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. К сожалению, сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор, он прочно вошёл в нашу жизнь. С развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке без труда вышел победителем - ребёнок чаще сидит у экрана, а не с книгой в руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)

Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»

Цель. Учить определять на ощупь гео­метрические тела (куб, шар, призма, ци­линдр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...

Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников

Статья описывает использование в сказках математических персонажей....

Математическое развитие : " Математическая сказка"

Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...

Проект по применению в ходе образования детей математической сказки, ориентирующей детей на выполнение в ходе повествования сказки мыслительных операций, в соответствии со спецификой задач математического цикла и конструирования с применением оригами.

В проекте прописаны все этапы работы, поставлена цель и задачи. Преведен пример математического занятия по сказке "Золотой ключик,или приключения Буратино" и конструирование с применением ор...