Математические сказки
учебно-методический материал по теме
Влияние математических сказок на развие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_skazki.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужна ли крошечному малышу математика? Думаю, ответов будет больше отрицательных. А главная ошибка в том, что многие такую многогранную и многоликую науку как математика, сводят лишь к арифметике. А это и способность ориентироваться в пространстве и такие понятия, как размер и форма, простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов кроха не сможет полноценно осваивать мир. А кроме всего прочего, математика лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать. Только развивать детский интеллект тоже нужно с умом. И делать это лучше всего в повседневных играх, знакомя детей с народными и авторскими сказками. Каждый малыш от многократного прочтения наизусть знает сказки, а это наши бесценные помощники, в любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Основы арифметики.
В первые 5 лет ребёнок познает мир, на примерах взрослых, а так же игровых персонажах, то есть через сказку. Существует целое направление в области воспитания и развития детей через сказку.
В детских садах работа поставлена так, что сказка присутствует на многих занятиях: развитие речи, рисование, лепка. Поэтому эти занятия интересны и увлекательны. Но почему бы не сделать такими же интересными занятия по математике?
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. В связи с переходом к обучению детей с 6 лет, внимание к этой проблеме должно быть усиленно.
Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца. Когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику необходимо связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказка – это его жизнь. Тем более что во многих случаях математическое начало находится на самой поверхности.
Давайте вместе с Вами вспомним названия сказок, в которых присутствуют числа.
Например: « Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят»....
Умело, подбирая сказки и занимательные истории, игры можно влиять на умственное развитие детей. Мир сказок всегда занимателен и разнообразен.
Сказка «Теремок» - поможет запомнить малышу не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй – лягушка…), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайчик - и стало их трое. Прибежала лисичка – стало четверо. Очень хорошо если в книжке есть яркие иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек.
Сказки «Колобок» и «Репка» особенно хороши для освоения порядкового счёта. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в сказке «Репка» можно и о размере поговорить. Кто самый большой? (Дед.) Кто самый маленький? (Мышка.) Можно спросить детей – кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя?» - это вообще математическая суперсказка. Моно посчитать и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями, тарелками, кроватями…
Чтение сказки «Красная Шапочка» даст возможность поговорить о понятиях «длинный», «короткий», особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее побегут маленькие пальчики, проедет игрушечная машинка.
Очень интересна для детей сказка «Про козлёнка, который умел считать до десяти» - пересчитывая вместе с козлёнком героев сказки, малыши легко запомнят количественный счёт до 10.
Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счётом. Например: стихи «Котята» С. Михалкова, «Весёлый счёт» С. Маршака,
«Считалка для ворон» А. Усачёв…
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Шесть – ворона на столбе,
Семь – ворона на трубе,
Восемь – села на плакат,
Ну а десять – это галка.
Вот и кончилась считалка.
Таким образом: любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счётным материалом. Считать можно всё, что найдётся подходящего на картинке: деревья, грибочки, птичек, деток, листочки, зайчиков … А сколько ножек у мальчика? А сколько у двух мальчиков? А сколько лапок у собачки? А сколько у двух собачек? А сколько ножек у рыбки? (ни одной), А сколько у осьминога?
Сосчитать ноги осьминога поможет стихотворение Ренаты Мухиной «Сколько ног у осьминога?»
Ноги Осьминога
Сегодня доволен собой
Осьминог —
Чудесно провел он
воскресный денёк:
В футбол поиграл он
передней ногой,
Хороших знакомых
проведал другой,
А третья каталась в лесу
дотемна —
Катанье на лыжах
любила она,
Четвёртая тоже любила
кататься,
Но всё же отправилась
с пятой на танцы,
Шестая весь день
просидела в кино,
Седьмая играла с восьмой
в домино.
Ещё Осьминог собирался
к Миноге,
Но тут,
К сожалению,
Кончились
Ноги.
Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с «Почему же» детям интересно?
По ходу сюжета русской народной или авторской сказки герои часто попадают в сложные ситуации, но они сами находят выход и справляются с ним.
А на «сказочных» занятиях герои, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственным участниками сказки. Да ещё какими! Самыми умными, самыми сообразительными, самыми наблюдательными. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!
Завершается занятие неизменно на веселой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же они все благодарят детей за помощь. Нередко сказочные герои дарят что-то детям (небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги или шишки и жёлуди для поделок).
Занятия проходит живо и весело, так как нет объяснения нового материала, а все задания даются на закрепление ранее пройденного. Здесь не обязательно знать, а можно подумать и разгадать секрет, догадаться. Большинство заданий на смекалку и сообразительность.
НОД наполнена логическими играми, ребусами, кроссвордами, веселыми стихами и загадками…
Эти занятия, помимо закрепления собственно математических знаний, помогают развитию у детей наблюдательности, любознательности, развивают речь ребёнка, обогащают словарный запас, тренируют внимание, память, решают нравственные задачи.
Итогом работы является выработка у ребёнка умения самому находить ответ на вопросы:
- Как изменить;
- Смоделировать;
- Сгруппировать;
- Составить;
- Отыскать
- Отгадать;
- Раскрыть секрет.
Дети учатся логически мыслить, а процесс обучения становится интересным и совсем не трудным.
Ребёнок слушает сказку, рассматривает картинки, выполняет разнообразные математические задания - всё это способствует развитию математических способностей, памяти и мышлению.
Когда ребенок 4 лет и старше познакомится с геометрическими фигурами полезно с их помощью шифровать и моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Важнейшей самостоятельной деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра и, уже доказано, что дети лучше усваивают учебный материал через игры. В игре развиваются мышление, речь, воображение, память.
Технология использования сказки в играх может быть представлена играми - драматизации.
1-й этап. Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, беседы, просмотр диафильмов, видеозаписей, рассматривание картин и иллюстраций).
2-й этап. Знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь (пересказ, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок и т. п.).
3-й этап. Отражение эмоционального отношения ребенка к изучаемому объекту в художественной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, изготовлении атрибутов для игр.
4 - й этап. Подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, для творческой игры, разыгрывания сюжета сказки, театрализованной игры.
Дидактические игры по сказкам с математическим содержанием:
- «Поиграем с гусятами» по сказке «Лиса и гуси»,
- «Помоги поросятам» по сказке «Три поросенка»,
- «Собери яичко» по сказке «Курочка Ряба»,
- «Три медведя», «Расколдуй сказку» по сказке «Колобок»,
- «Цветные кружочки» по сказке «Курочка Ряба»,
- «Веселый счет» по сказке «Репка».
Конечно, сказка есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. К сожалению, сказкам отводится очень мало времени в жизни детей. Существует такая проблема, как телевизор, он прочно вошёл в нашу жизнь. С развитием массового телевидения, читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке без труда вышел победителем - ребёнок чаще сидит у экрана, а не с книгой в руках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)
Здесь представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...
Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе
Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Математическая сказка «Теремок»
Цель. Учить определять на ощупь геометрические тела (куб, шар, призма, цилиндр), ориентироваться на листе бумаги, располагая предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи простр...
Математическая сказка как средство развития математических представлений дошкольников
Статья описывает использование в сказках математических персонажей....
Конспект непосредственно организованной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Приключения колобка» (математическая сказка)
Дети в игровой форме повторяют счёт до4, повторяют названия геометрических фигур....
Математическое развитие : " Математическая сказка"
Тема: «Математическая сказка». Цель: создать благоприятные условия для развития детей среднего дошкольного возраста в разных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенносте...
Проект по применению в ходе образования детей математической сказки, ориентирующей детей на выполнение в ходе повествования сказки мыслительных операций, в соответствии со спецификой задач математического цикла и конструирования с применением оригами.
В проекте прописаны все этапы работы, поставлена цель и задачи. Преведен пример математического занятия по сказке "Золотой ключик,или приключения Буратино" и конструирование с применением ор...