Развитие речи детей раннего возраста
статья по теме

Ососбенности развития речи детей раннего возраста. Факторы, влияющие на развитие речи и речевые расстройства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речь детей раннего возраста, как фактор развития личности.

«Люди! Будьте человечны! Любите детство, будьте внимательны к его играм

и забавам, к его инстинкту», - писал  в 18 веке Жан-Жак Руссо, обращаясь к своим соотечественникам.

Его слова остаются актуальными и на сегодняшний день.

От того, каким было у человека детство, зависит склад его будущей взрослой личности.  Основной стержень личностных качеств и  психологический фундамент закладываются именно в дошкольном детстве. Не зря ранний возраст называют стартовым периодом в жизни человека.   Начав свое формирование в утробе матери и приобретя набор инстинктов, малыш с первых минут начинает впитывать в себя речь, материнскую любовь. Мозг ребенка формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни. Мы восхищаемся невинностью и чистотой младенца, его открытостью к познанию и восприятию окружающего мира. Современные научные знания о ребенке раннего возраста также позволяют судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетие в научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Поражают  способности маленького человека: его память, непосредственная яркость и свежесть восприятия, удивительное чутье по отношению к окружающим. Его слабость и несовершенство, по сути, являются его силой и представляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования. Главное не упустить момент.

Для детей раннего возраста, в области умственного развития, значим уровень перцептивных действий, когда закладываются основы интеллекта, мышления и, следовательно, речи.  В этот период ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность.

Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие. Происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность. Понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и – позднее - логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.

Все это не приходит  к  ребенку спонтанно, само собой. Чтоб малыш развивался, необходимо общение со взрослым, который способствует формированию мышления и речи, развитию познавательной активности. Основными задачами первых лет жизни становятся расширение пассивного и формирование активного словаря ребенка.

 Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. А это значит, что речь имеет прямое отношение к познавательному развитию. Ребенок осваивает общественно-исторический опыт человечества, через предметы материальной и духовной культуры, к которым  относится и родной язык. Речь является не только средством  познания, но и орудием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко (внешняя речь)  или про себя (внутренняя речь). Такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, невозможны без внутренней или внешней речи. В процессе анализа и синтеза человек задает себе вопросы, строит предположения, рассуждает и в результате приходит к определенным суждениям. В процессе мыслительной деятельности он прибегает к сравнениям, что в свою очередь является важной предпосылкой обобщения.

 Интенсивное развитие мозга происходит именно в ранние годы: к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам – в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого.        

 Малыш овладевают речью за 2-3 года. Если в год ребенок произносит  примерно 10 слов, в 2года – 300-400, а к 3годам в его активном словаре уже 1500 и более слов.  Он познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложно-подчиненным; употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д.  

   У двух -, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще не отделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое.

   Мышление носит пока еще наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем – отвлеченное, логическое. (При этом все виды мышления связаны с речью.)

Такого интенсивного роста развития не будет ни в один последующий период жизни

И происходит это не само собой, а под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Шаг за шагом формируется личность ребенка.

Использование сензитивных периодов особенно значимо, для ребенка имеющего отклонение в развитии, в том числе и развитии речи. Педагогическая некомпетентность родителей, экологическое и социальное неблагополучие нашего общества, выливаются в страшные цифры – 80% детей рождаются с отклонением в развитии. Как показывают многочисленные исследования, если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества не получают должного развития в раннем возрасте, то  впоследствии преодоление недостатков может быть затруднено, а подчас невозможно. Чем сложнее структура дефекта и степень его выраженности, тем больше усилий и более ранней коррекции он требует. Для предупреждения речевых нарушений, необходимо учитывать критические периоды в развитии  речи детей. (От года до двух лет, три года, возраст от шести до семи лет).

Пытаясь определить причину сбоя в речи ребенка раннего возраста, логопед скрупулезно изучает его анамнестические данные, позволяющие, сделать предварительное заключение и  определить какой фактор вызвал речевое расстройство. Далее он уточняет диагноз в процессе диагностического обучения.

На какие же этапы развития малыша должны обратить внимание родители и педагоги, чтобы в последствии у  ребенка не было искажения  интеллекта, пробелов в знаниях, примитивизма, конкретности мышления, бедности логических операций. Чтоб была высокой способность к символизации, обобщению и абстракции. Уровень интеллекта соответствовал норме и  не усугублялся повышенной утомляемостью. Чтоб внимание, память и  работоспособность  не страдали от  нарушений речи.

Минуя  подробностей рассмотрения классификаций, которых придерживается современная логопедия: клинико-педагогической и психолого-педагогической, или педагогической (по Р.Е.Левиной), обратимся к  общим закономерностям процесса развития речи детей.

Что должен уметь делать малыш в определенный период развития? Этот вопрос ставит в затруднительное положение многих молодых родителей. Более того, испытывая беспомощность в общении с ребенком, взрослые сводят контакты с ним к удовлетворению естественных потребностей малыша, не подозревая о необходимости раннего воспитания.  Но до момента поступления в дошкольное учреждение безвозвратно проходит время, когда не находят продолжения своего развития зачатки самостоятельности, активности, любознательности. Угасают качества, способствующие творческому развитию личности.

Начало воспитания здорового ребенка лежит задолго до его рождения. Будущая мама должна хорошо знать, как проходит развитие ее еще не родившегося малыша, и быть готовой к его появлению. (Заботиться о своем здоровье, получать положительные эмоции и с первых месяцев беременности общаться с ним). Новорожденному малышу также необходимо создавать оптимальные условия для развития эмоционального,  интеллектуального и речевого потенциала. Органы чувств ребенка- зрение, слух, обоняние, вкус, осязание  уже готовы к восприятию окружающего мира. На яркий свет малыш жмурится, реагирует на источник звука, запах, прикосновение к нему. В конце первого месяца в общение появляются первые вокализации и ответная улыбка ребенка. (Начало развития речи). К трем месяцам – более сложная реакция ребенка на взрослого – комплекс оживления, включающий в себя сочетание улыбки, гуление, сосредоточение на лице взрослого, быстрые движения ручек и ножек. В этот период взрослый устанавливает контакт с помощью эмоциональной (экспрессивной) речи.  К 5-6 месяцам ребенок начинает произносить звукосочетания, и мы слышим уже элементы слов. Период лепета более сложный, чем гуление. Находясь в хорошем настроении, ребенок может гулить в течение получаса. Также он прислушивается к окружающим звукам, пытается по-своему подражать им. С 9 месяцев малыш начинает понимать обращенную речь и к году самостоятельно произносит до10 упрощенных слов.

С года до двух лет  речь ребенка развивается подобно снежному кому, катящемуся с горы. Совершенствуется понимание взрослой речи ребенком. Слово в сочетании с жестом приобретают у него  большую четкость. Для того чтобы ребенок лучше усваивал информацию об интересующем его объекте, ему необходимо непросто рассмотреть его, но и действовать с ним. Он понимает сюжет несложной сказки, слова, обозначающие действия, обозначает себя и других людей, отвечает на вопросы, выполняет несложные поручения. Самое главное - появляется самостоятельная речь.

 На третьем году жизни функции речи расширяются,  и она становится для ребенка средством познания и средством общения с окружающими. В этот период дети не только отвечают на вопросы, но и сами с удовольствием задают их. Это также является свидетельством  развития речи и мышления. Родители не знают о чем беседовать с малышом, а ему интересно все. Ведь он так мало знает. Главное говорить надо простым и доступным его пониманию языком. Помнить о том, что на ребенка воздействуют не только слово, но мимика, интонация взрослого.  На третьем году жизни дети любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки. Это также существенный показатель развития их мышления, памяти и уже образной, эмоциональной речи. В этот период невозможно не упомянуть о словотворчестве детей раннего возраста. Ярким примером детских высказываний стала книга Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти». В это же время оформляется грамматический строй речи. Совершенствуется звуковая сторона речи малыша. Если в три года ребенок не говорит или говорит мало, употребляя лишь простые, односложные фразы это может послужить тревожным сигналом. При благоприятных условиях  развития, ребенок  говорит легко и свободно.  Появляется планирующая функция речи, а вместе с речью развиваются все психические процессы: мышлении, внимание, память, воображение. Перед нами малыш, который уже  много умеет и знает, у него имеются признаки волевого поведения. (Я сам…, я хочу…,  я буду…). Он уже знает «что такое хорошо и что такое плохо. У него свои потребности, желания, интересы, убеждения. Ребенок становится личностью.  Положительной личностью или негативной, зависит от  того, каким содержанием его наполнят взрослые – посредники между ребенком и окружающим его миром. Учеными признается, что как личность человек оформляется в значительно поздние сроки. Однако в психологической науке установлено, что как качество, характеризующее общественную сущность человека, оно начинает формироваться еще в младенчестве, в первые месяцы жизни.

 Исходя из вышесказанного, становится очевидным насколько важным и перспективным является период развития ребенка от рождения до трех лет, в плане личностного роста; в получении основ грамотной, четкой, красивой речи; в процессе приобщения к красивому, доброму, вечному.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...