Консультация для родителей "Роль музыки в формировании чувства прекрасного у детей"
консультация на тему

Кох Татьяна Львовна

Консультация для родителей, помогающая им глубже понять, роль музыки в развитии эстетических способностей детей, понять важность этой её роли, чтобы помогать ребёнку знакомиться с удивительным и разнообразным миром музыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

Основная общеобразовательная школа №20 города Новокуйбышевска

Городского округа Новокуйбышевск Самарской области

(ГБОУ ООШ №20 г. Новокуйбышевска)

Структурное подразделение «Детский сад «Василёк»

Принят                                                                                                               Утверждаю

На педагогическом совете №1                                                                        Заведующий

Структурного подразделения                                                                          Структурного подразделения

«Детский сад «Василёк»                                                                                  «Детский сад «Василёк»

ГБОУ ООШ №20                                                                                              ГБОУ ООШ №20

От «__» __________ 2014 года                                                                       ____________ Симакова В.М.

Председатель педсовета                                                                                 От «__» __________ 20    года

«Роль музыки в формировании чувства прекрасного

у детей»

Консультация для родителей.

                                                                                Составила: музыкальный руководитель

                                                                                                          Высшей квалификационной категории

Кох Татьяна Львовна

Г.о. Новокуйбышевск 2010г.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству – необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует нравственная организация музыкального воспитания детей.

Музыка является средством эстетического воспитания в жизни ребёнка. Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполняла эту важную функцию, надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности.

Первый признак – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, проявить эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.

Ритмичное звучание марша вызывает у ребёнка радость, подъём, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить и т.д.

Способность вслушиваться – сравнивать наиболее яркие, понятные музыкальные явления – это второй признак музыкальности. Он требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности.

Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий, низкий), тембровое звучание скрипки и рояля и т.п., различают простейшую структуру музыкального произведения (припев песни, часть пьесы и т.д., отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева, энергичный подвижный припев). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак - проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в песне, игре, танце. Например, ищет выразительные движения, характерные для тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.п. Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Музыка непосредственно воздействует на чувства ребёнка, формирует его моральный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания. Знакомя детей с произведениями различного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям.

Жанровое богатство музыки помогает воспринимать героические образы, лирическое настроение, весёлый юмор и задорные мелодии. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствует коллективное пение, игры, когда дети охвачены общим переживанием. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хоровому звучанию и это воспринимается всеми как неудача.

Общие переживания создают благостную почву для индивидуального развития. Пример друзей, общее воодушевления, радость исполнения активизирует робких и нерешительных.

Для избалованного вниманием, излишне самоуверенного, успешное выступление других детей служит тормозом отрицательных явлений. Такому ребёнку можно предложить оказать помощь друзьям, воспитывая тем самым скромность и одновременно развивая его индивидуальные способности.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Чередование различных заданий, видов деятельности (песня, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах), требуют от детей внимания, сообразительности, быстрой реакции, организованности, проявления волевых усилий, исполняя песню, вовремя начать её, закончить, в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Всё это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности.  Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные. Знакомятся с их выразительным значением, отличают характерные смысловые художественные особенности образов, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на произведение, ребёнок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами. Эти первые попытки эстетической оценки требуют активной умственной деятельности и направляются педагогом. Как и все виды искусства, музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями.

Музыка, танцы, пантомима побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово. При этом наблюдается последовательность: ребята слушают музыку, обсуждают тему, распределяют роли, затем уже действуют. На каждом этапе возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, говорить.

Музыка, воспринимаемая как средство эстетическое, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают чёткость ходьбы, лёгкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребёнка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная активность и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольника физически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства толлерантности у детей дошкольного возраста в ДОУ

В учебно-методическом материале  представлена система работы по формированию чувства толлерантности у детей дошкольного возраста. Материал адресован музыкальным руководителям и воспитателям...

Краткие рекомендации для воспитателей по формированию чувства цвета у детей среднего и старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Овладение детьми цветовым богатством окружающего мира основано на сенсорном развитии ребенка, которое организуется и направляется взрослым и педагогом. В детском саду развитие чувства цвета на основе ...

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии  у детей дошкольного возраста»...

Консультация "Формирование чувства цвета у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического развития, раскрывающего детям законы красоты, окружающего мира....

Воспитание чувств прекрасного у детей дошкольного возраста

   Значение красоты для жизни и всестороннего развития ребенка В. А. Сухомлинский в полной мере раскрывает в своих многочисленных статьях и книгах. А его высказывания о красоте стали ...

Консультация на тему: «Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у детей дошкольного возраста»

Слайд №1Значение возрастных особенностей в формировании чувства времени у детей дошкольного возрастаСлайд №2 Формирование системы восприятия информации. Дети и взрослые воспринимают информацию с ...