"Две сказки о предлогах В и НА"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Андриевская Зинаида Андреевна

Очень часто дети с нарушениями речи путают или вообще выпускают  "маленькие"  слова - предлоги. И задача родителей - помочь ребёнку усвоить этот раздел грамматиким. Расскажите ребёнку эти сказки, поиграйте с ним в предлагаемые игры, используя наглядность. И тогда ребёнку будет легче освоить эту трудную грамматику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_skazki.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка «Волшебные  очки»

(предлог  В)

           Однажды в детский сад доставили  посылку. Ее прислал детям  Главный Волшебник из страны слов, в которой живут маленькие слова – предлоги. Всем было очень интересно,  что же находится внутри коробки?

Когда посылку открыли, оказалось, что в коробке лежат разноцветные очки и письмо от Волшебника.

           Воспитательница прочитала детям письмо: «Дорогие ребята! Эти очки не простые. Они очень помогали мне находить забытые вещи. Но если вы угадаете, на какую букву они похожи, то очки станут волшебными и помогут вам узнавать, что находится внутри разных предметов. А ещё эти очки помогут вам узнать один секрет. Желаю вам успехов и удачи в интересных открытиях!  Главный Волшебник Страны Слов.»  

            Дети стали рассматривать очки внимательнее. На какую же букву они похожи? Вертели и переворачивали их. И обнаружили, что, если очки сложить и поставить вертикально, они похожи на букву В.

          «Вот в чём дело!» - воскликнула воспитательница. Она объяснила, что волшебные очки похожи на предлог «В», поэтому они помогают видеть, что внутри чего-то.

            Волшебник еще прислал детям  книгу, которая так и называлась - «Волшебные очки».  Рассмотреть, что внутри  книги, можно только, если надеть эти очки. Дети с удовольствием стали в очках разглядывать книжные картинки.  Нарисованные животные словно оживали.

            А потом воспитательница предложила поиграть в «Угадайку». Где живут тигр, лев и жираф? Ребята отвечали: «В Африке». Тогда, открыв книгу на странице «Африка», дети находили этих зверей. А где живут пингвины? В Антарктиде. И находили их на нужной странице.

          Когда дети наигрались, воспитательница сказала: «Ребята, Волшебник из Страны Слов просил, чтобы я вам открыла главный секрет. Необязательно всегда надевать эти очки. Нужно просто всегда помнить про маленькое слово – предлог «В». Кто произносит его, тот говорит, что находится внутри предметов».

           Дети сначала удивились. А потом стали с увлечением придумывать: рыбки плавают в море, карандаши лежат в пенале, морковка растёт в земле. А ведь их не видно. Просто мы произносим предлог В, когда предметы находятся внутри чего-то.

«Сказка про усталых путников»

Предлог НА.

       Однажды два друга шли через пустыню. Вокруг не было видно ничего, кроме бескрайних песков. Было очень жарко. Путники шли уже  долго и очень устали. Им хотелось отдохнуть. Но нельзя было ни присесть, ни прилечь – ведь везде  только белел песок. А солнце в пустыне светило так ярко, что песок стал горячим.

        - Ах, если бы здесь появилось хоть что-нибудь, на что можно было бы сесть сверху или лечь, чтобы не касаться этого горячего песка! – взмолились усталые путники.

         И тут произошло чудо! Перед глазами друзей вдруг что-то ярко вспыхнуло, что-то щёлкнуло так громко, что они в испуге закрыли глаза. А когда они вновь открыли свои глаза, то увидели, что в пустыне перед ними  прямо в песке стоят две большие буквы: Н А

         - Что случилось?  Откуда здесь появились эти буквы? Зачем? – удивлённо спрашивал один из путников.

         А второй в это время подошёл к буквам и внимательно их рассматривал.

        - Я, кажется, догадался, что произошло. Моя мама мне говорила, что если чего-то очень сильно захотеть, то это обязательно случится. Мы ведь очень хотели, чтобы в пустыне появилось что-нибудь, на чём можно сидеть или лежать.  А эти буквы как раз для этого подходят. Буква Н похожа на кровать, а буква  А  на стульчик.

        С этими словами он подошёл к  букве Н, положил НА перекладину свою сумку и сам улёгся НА неё, словно НА кровать.

        Первый путник тогда подошёл к букве А, повесил, сверху НА неё свою шляпу и уселся НА перекладине, как НА стуле.

        Когда они хорошо отдохнули НА буквах, то снова отправились в путь.

        - Какое хорошее маленькое слово – НА! Всего две буквы, но такие удобные! – восхищался первый путник.

       - Да. Мне тоже понравились эти буквы. Давай  теперь всегда будем  говорить маленькое слово НА, когда предмет находится наверху чего- то.

      И весь оставшийся путь они играли в «Угадайку». Один начинал предложение, а другой угадывал конец.

      - Ваза стоит  НА… ( столе).

      - Подушка лежит  НА… (диване).

      - Пальто висит НА…(вешалке).

Вопрос:

Когда мы говорим маленькое слово НА?

(Когда предмет находится наверху чего-то.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Статья "Сказка помогает запомнить предлог"

Статья "Сказки про предлоги"....

Падежи и предлоги. Предложный падеж с предлогом НА.

Данный материал адресован родителям,  дети которых имеют речевые проблемы (ОНР, ЗПР, ФФНР). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи,...

Сказки о предлогах

Обучение грамоте...

"Сказки про предлоги"

                     Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно раз...

Сказки про Понятку и Непонятку (Предлоги НА, В).

Яркое своеобразие аномальной детской речи у  детей с недоразвитием речи выступает в усвоении предложных конструкций. Дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов и не научивш...

Мини-сказки – связки для закрепления звука «ль» в предложениях с предлогами c использованием мнемотехники

Материал поможет автоматизировать звук "ль " и научит составлять предложения с предлогами с испоьзованием мнемотехники.  т.е. техники облегчающей  запоминание и увеличивающей ...