Сказки про Понятку и Непонятку (Предлоги НА, В).
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Андриевская Зинаида Андреевна

Яркое своеобразие аномальной детской речи у  детей с недоразвитием речи выступает в усвоении предложных конструкций. Дети, не накопив необходимого набора словоизменительных элементов и не научившись передвигать слово по словоизменительной шкале, преждевременно обращаются к воспроизведению наиболее обособленного морфологического элемента - предлога. Они длительно не замечают, что предлог и слова связаны и их сочетание представляет собой определенное единство. Слово и предлог выступают для ребенка в воспринимаемом им словесном материале в качестве переменных элементов, которые варьируются в различных комбинациях с лексической основой и поэтому не воспринимаются детьми. Сегодня мы продолжим цикл сказок, который поможет закрепить у ребёнка предлоги В и НА.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatka.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                          «Сказка про Понятку и Непонятку».

                                                          Предлог  «НА».

          В  стране слов живут две подружки.  Они дружат давно, хотя и очень разные. Одну зовут  Понятка. Она очень умная, всё делает правильно и говорит всегда понятно. Вторую подружку зовут Непонятка. Она  всегда спешит, поэтому  часто ошибается.  Непонятку прозвали так потому, что она немного глуповата,  всё путает и  делает неправильно. Непонятка плохо учится в школе. Когда её спрашивают, почему она принесла плохие отметки из школы, она грустно отвечает:

         - Я опять ничего не поняла.

Труднее всего Непонятке даётся письмо. Она делает очень много ошибок, поэтому часто получает двойки. А маленькие слова- предлоги Непонятка вообще не замечает, часто просто не произносит их и забывает писать. Она говорит своей подружке:

         - Зачем нужны эти предлоги? Не понимаю. Так много больших слов. Зачем придумали ещё и маленькие? Мне это совсем непонятно.

         Умная Понятка жалеет свою подружку. Она всегда старается ей помочь. Людям она объясняет:

         - Непонятка хоть и глупенькая, но очень добрая. Она хорошая подружка, поэтому я ей помогаю.

          Однажды  две подружки, Понятка и Непонятка собрались погулять. Понятка правильно оделась, а Непонятка всё перепутала. Посмотрели они на себя в зеркало и рассмеялись.У Понятки на голове шляпка, а у Непонятки - ботинок. У Понятки ботинки на ножках. А у Непонятки на ногах перчатки.  Понятка надела перчатки на руки. А у Непонятки на руке шапка. На шее у нее ремень , а на поясе шарф. Всё наоборот сделала.

Пришлось Понятке помогать своей подружке переодеваться.

         Понятка всегда правильно говорит, не забывает про маленькие слова – предлоги. А ее подружка часто их путает или совсем забывает говорить предлоги, поэтому ее речь непонятна другим людям.

        Однажды Непонятка прибежала с прогулки и быстро-быстро заговорила:

«Я видела такую бабочку …ромашке и собаку … дорожке!»

Понятка стала её поправлять: « Ты, наверное, видела бабочку НА ромашке, а собаку НА дорожке?».

Непонятка продолжала:«Собака прыг…бабочку. А та улетела и села …меня».

Понятка удивилась: «Что ты говоришь? Кто тебя съел?»

        Непонятка огорчилась, что даже подружка перестала понимать её. Может, вы догадались, что она хотела сказать?

Подскажите Непонятке, как ей сделать свою речь понятной другим людям.

Сказка «Как Понятка и Непонятка собирали урожай».

Предлоги  В  -  НА

  

       Была осень. В огороде созрели чудесные овощи. В саду на деревьях висели ароматные фрукты. Понятка и Непонятка пошли собирать урожай.

 Непонятка увидела румяные яблоки и воскликнула: «Смотри, какие груши в деревьях!»

Понятка её поправила: «Это не груши, а яблоки. И растут они не В деревьях, а НА деревьях. Иди лучше в огород, для супа нужны картошка, лук и морковка. Только помни: они растут не НА земле, а В земле. Не перепутаешь?»

        Непонятка радостно уверила подружку: «Не перепутаю!» и быстро побежала в огород. А Понятка неспеша стала срывать яблоки и аккуратно укладывала их в корзинку.

        Вскоре вернулась Непонятка. Понятка заглянула в её корзинку и удивилась: «Зачем ты нарвала огурцов? Ведь нам нужны овощи для супа. Опять ты всё перепутала.»

        Пришлось Понятке самой идти за овощами.  Когда она вернулась, подружки понесли полные корзинки домой.  В кухне Понятка  налила в кастрюлю воду и поставила на плиту.  «Я буду варить суп, а ты приготовь огуречный салат и свари компот из яблок и груш», - сказала она Непонятке.

        Конечно же, Непонятка очень торопилась и всё перепутала. В кастрюлю для компота она положила огурцы, а в миску для салата – груши. Пришлось Понятке всё исправлять.  

        А в конце дня уставшая, но довольная Непонятка пообещала подружке, что больше не будет путать фрукты и овощи.        

Фрукты растут в саду на деревьях, а овощи - в огороде на грядках.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комбинированного подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР"Путешествие в страну Вкусляндию"по теме"Образование имен существительных единственного числа Родительного падежа без предлогов и с предлогами У,ИЗ,БЕЗ".

Основная задача данного занятия - научить детей с ОНР образовывать имена существительные единственного числа Родительного падежа без предлога и с предлогами У,БЕЗ,ИЗ на материале лексических тем "Овощ...

Статья "Сказка помогает запомнить предлог"

Статья "Сказки про предлоги"....

Падежи и предлоги. Предложный падеж с предлогом НА.

Данный материал адресован родителям,  дети которых имеют речевые проблемы (ОНР, ЗПР, ФФНР). Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи,...

Сказки о предлогах

Обучение грамоте...

"Сказки про предлоги"

                     Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно раз...

"Две сказки о предлогах В и НА"

Очень часто дети с нарушениями речи путают или вообще выпускают  "маленькие"  слова - предлоги. И задача родителей - помочь ребёнку усвоить этот раздел грамматиким. Расскажите ребёнку эти ск...

Мини-сказки – связки для закрепления звука «ль» в предложениях с предлогами c использованием мнемотехники

Материал поможет автоматизировать звук "ль " и научит составлять предложения с предлогами с испоьзованием мнемотехники.  т.е. техники облегчающей  запоминание и увеличивающей ...