Нормализация эмоциональной среды дошкольников в процессе адаптации в ДОУ.
консультация (младшая группа) на тему

Волгушева Ольга Сергеевна
Своё выступление мне хочется начать словами Сухомлинского В.А.                                                       
Твердо убежден, что есть качества души,
без которых человек не может стать 
настоящим воспитателем, и среди этих 
качеств на первом месте – умение 
проникнуть в духовный мир ребенка.
Эти качества души в полной мере раскрываются в воспитателях 
при общении с вновь поступившими детьми.
Можете ли вы себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте себе, что вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они больше вас, а есть и просто гиганты. А в квартире, в которой вам предстоит жить, живут еще 15—20 человек. Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут, и нет такого места, где можно было бы от всего этого кошмара спрятаться, и нет ни одного знакомого, близкого человека, который бы объяснил, что это за люди, который бы помог, поддержал.
Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад  малышом: действительно, его окружают незнакомые взрослые — воспитатели, няня, медсестра, и не просто окружают, а разговаривают с ним, что-то спрашивают, о чем-то просят. А рядом находятся незнакомые дети, которые могут забрать понравившуюся тебе игрушку, толкнуть, даже ударить.
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в группе. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет 
       При поступлении в дошкольное учреждение все дети 
проходят через адаптационный период.
      Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Очень важно чтобы этот переход для малышей был плавным, мягким, бестравматичным.
 Различают три степени тяжести прохождения адаптационного периода:
· легкая адаптация — поведение нормализуется в течение 10—15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;
· адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического стресса;
· тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
        Поэтому поступление детей раннего и младшего дошкольного возраста в детский сад требует повышенного внимания и от родителей и от всего персонала дошкольного учреждения.
С целью получения дополнительной информации о ребенке воспитатели     используют различные анкеты и просто беседуют с родителями. Стараются узнать как можно больше о его привычках и по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, спеть знакомую песенку, предложить знакомую игрушку). Проводят беседы с родителями о предварительной подготовке ребенка к детскому саду.
Чтобы ребёнок  справился с изменениями в жизни, взрослым необходимо подготовить его. 
 Для успешной адаптации дошкольника раннего возраста к условиям дошкольного учреждения необходимо прежде всего создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтобы он ходил туда с желанием.
Индивидуальный подход к ребенку  осуществляется за счет
- Постепенного заполнение групп. В неделю принимается не более  2-3 малышей. Т.к персоналу легче уделить больше внимания новичку. Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным, необходимо, чтоб родители и сотрудники детского сада поддерживали тесный контакт. Это приход мамы или папы  ребенка в группу детского сада в первые дни и недели, и постепенное привыкание ребенка  сначала мама приводит его только на прогулку, потом на один-два часа в группу, позже — на несколько часов подряд оставляет его с воспитателями.
- Гибкого режима пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей. В первые дни  оставляем ребенка на 1,5 -2 ч, увеличивая время пребывания вначале до сна, затем оставляем на сон, и до вечера.
- Сохранения в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек, потому что резкое разрушение любых привычек (любимая игрушка платочек ) осложнит приспособление к новым условиям.
- Один из способов смягчения разлуки с мамой заключается в том, что мы просим приносить с собой ребёнку из дома какую-либо игрушку, которую он, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Таким образом у малыша часть домашней привычной обстановки переносится в детский сад, что способствует более быстрой адаптации ребёнка. 
Еще одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы в группе является проведение 1 сентября Праздника Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для ребенка становится праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между собой и родителей; игры, в которых участвуют и дети, и родители, и, конечно же, воспитатели. 
Несколько возможных характеристик поведения ребёнка в детском саду.
1. Любимая игрушка. Обычно такой ребёнок будет брать с собой игрушку в сад, может быть и не одну. Возможно, будет приносить и уносить её каждый день, менять игрушки. В данной ситуации игрушка для ребёнка является в своём роде частичкой его домашнего мира – “с ней не так страшно идти в сад, мне будет, во что там играть ”, - думает ребенок.
2. Истерика с утра. Она может начаться у ребёнка по дороге в детский сад, неожиданно перед входом в сад или как только вы зашли в раздевальную комнату. Здесь важно, чтобы родители как можно быстрее помогли переодеться ребёнку и передали его воспитателю. Не уговаривайте и не сюсюкайтесь с ним – это лишь усугубит ситуацию новым наплывом слёз и капризов.
3. Эмоциональные родители. Случается, что сами родители, видя своего кроху таким несчастным, начинают плакать.Многие дети, зайдя в группу, быстро успокаиваются и отвлекаются за игрой. А уважаемые родители, всегда могут позвонить своему воспитателю и узнать, как обстоят дела. Им никто никогда не откажет в такой просьбе.
4. Единоличники. Как правило, такие дети вначале единоличны и требуют особенного внимания со стороны воспитателя: нужно ответить на вопросы, поиграть с ним в его игрушку. Педагогу должно быть интересно всё, чем интересуется малыш. Ребёнок начинает видеть в своём воспитателе своего союзника, привыкать к нему. Это очень хорошо! Может быть, завтра или послезавтра ему не так страшно будет идти в детский сад. Воспитатель привлечёт к игре уже 1–2 других детей, и круг общения ребёнка начнёт потихоньку расширяться.
5. Воспитатели не волшебники. Некоторые родители считают, что мы, воспитатели как волшебники. Всё это должно прекратиться хотя бы через недели две. Нет ! Этот процесс трудоёмкий, по времени индивидуальный для каждого воспитанника. Здесь, в саду, его никто не обижает и не ругает. Просто он не может сегодня, сейчас, вести себя иначе. Это период, который нужно пережить и вылечиться, как после любой детской болезни.
Тяжело адаптируемый ребёнок пройдёт через несколько этапов своего становления в группе, прежде чем мы увидим, что вот он уже улыбается, смеётся и не хочет уходить из детского сада.
Наблюдаемые в практике этапы при адаптации ребёнка к детскому саду
1. Ребёнок постоянно плачет, затем на короткое время успокаивается, забывается, Часто подходит к воспитателю с вопросом: “А мама придёт?”.
Нам, воспитателям, иногда приходится отвечать “Нет, пока не придёт”. Объясняю, почему мы вынуждены так непедагогично, на ваш взгляд, себя вести.
Если вы скажете малышу, чтобы он не плакал, т.к. мама скоро придет, а на самом деле это будет еще не скоро, ребенок поймет, что его обманули и не будет вам доверять
Ребёнку говорится следующее – “Ты постоянно плачешь, и мама расстраивается, видя тебя таким грустным”. Здесь наступает некоторая пауза, ребёнок замолкает и смотрит на педагога, недоумевая по поводу его ответа. Пауза может затянуться – ребёнок отойдёт в сторону, бормоча себе что-то под нос, бросая косые взгляды на воспитателя.
Такой подход в практике можно назвать “метод похода ва-банк”. В данном случае он не наносит вред психике ребёнка, а, наоборот, каким-то образом даёт “тормоз” негативным эмоциям ребёнка, и он успокаивается.
Спустя некоторое время он подойдёт к воспитателю с тем же вопросом, уже успокоившийся. Ответ педагога будет такой: “Ты уже не плачешь? Не будешь плакать? Вот мама обрадуется, когда увидит тебя не плачущим, а наоборот весёлым. Подходит к детям, наблюдает, чем они занимаются, начинает делиться своими игрушками. У ребёнка появляются первые самостоятельные контакты со сверстниками. Редко подходит к воспитателю со знакомым нам вопросом, педагог спкойно отвечает: “Конечно, придёт”. Ребёнок успокаивается и уходит играть дальше.
3. Дневной сон. Пробуем оставлять на дневной сон. Ребёнок, конечно же, ни в какую, не хочет спать, тем более в саду. Он знает, что родители его должны забрать с обеда, как всегда. Начинается новая волна капризов.
И опять воспитатель должен проявить всё своё педагогическое мастерство и новаторство, ведь ребёнок даже не хочет заходить в спальню, не то, что спать. Педагог начинает рассказывать о тех волшебных кроватках, которые стоят в спальне, что когда спишь на них, то снятся интересные сны . Пробует положить любимую игрушку ребёнка поспать, чтобы потом она рассказала, что ей приснилось. Воспитаннику становится интересно, он охотно заглядывает в спальню, смотрит, как там его игрушка.
В такой ситуации вариаций много, для каждого ребёнка есть только одна, своя, подходящая его настроению, характеру, привязанностям.
Но, в любом случае, воспитатель всегда разрешит крохе полежать с любимой игрушкой, “полежать с открытыми глазами”, что в свою очередь, нечаянно подведёт ребёнка к тому, что через неделю, а, может быть, на третий день, он будет просто засыпать.
4. Заключительный. На этом этапе ребёнок уверенно чувствует себя в группе, активно общается со своими сверстниками, то есть его деятельность носит уверенный характер. Утром спокойно заходит в группу, не спрашивает, заберут ли его с обеда, ведь теперь это не столь важно для него. Он знает, что сейчас, с утра, они с воспитателем будут играть и заниматься, а потом будет прогулка, обед и сон, а после сна, немножко погодя, они пойдут гулять, встречать маму – так он ассоциирует вечернюю прогулку. Вот, таким образом, ребёнок уже знает свой день в детском саду.
Адаптацию можно считать законченной, если у ребенка нормальный аппетит, сон, обычное активное поведение.
Плач ребенка не является свидетельством его плохой адаптации. Некоторые малыши еще долго плачут при расставании. Главное, чтобы после  ухода родителей  поведение ребенка было обычным. Если кроха и по прошествии двух месяцев ни с кем не общается, негативно настроен к детям и воспитателю, не интересуется происходящим у группе – то у ребенка признаки тяжелой адаптации и требуется консультация детского психолога для решения этой проблемы.
Воспитатель использует разнообразные методы и приемы:
- сюрпризные моменты (приход кошечки, собачки, зайки и т. д.).
   - подвижные игры.
    - пение детских песенок.
- ЧТЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом, поэтому в группе имеется полочка «Моя семья». Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, рассматривание которых всегда поднимают настроение загрустившему малышу.
 - Если ребенку очень грустно, то можно поиграть в «Телефон» и позвонить маме, однако при этом нельзя допускать обмана, ребенок должен знать, что это игра.
- сенсорные и пальчиковые игры игры. . Для этой цели оборудован сенсомоторный уголок, в котором находятся пирамидки, вкладыши с геометрическими формами, крупные детали строительного материала и конструктора.
. - Полочка с домашними вещами и игрушками способствует созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у ребенка чувства уверенности в себе.  
. - особую значимость в адаптации ребенка имеет музыкальное воспитание. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. 
. -Наличие магнитофона в группе позволяет слушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы», а иногда и современные популярные мелодии. Слушание музыки помогает  детям расслабится, успокоится, а также развеселится и потанцевать.
. - Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывают такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и  благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. .
 В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях);
 - Для того чтобы сделать процесс адаптации менее болезненным необходимы согласованность действий родителей и воспитателей. С целью создания доверия и информированности  в раздевалке организована фотовыставка "А у нас в детском саду”. Здесь же сосредоточена настенная и настольная наглядная информация по темам « Уголок тифлопедагога», «Адаптация», « Мы растём» и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstavit.docx868.28 КБ

Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников, в процессе восприятия классической музыки.

Понятие «восприятия музыки» нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Восприятие музыки не сводится к одному виду деятельности. Активное восприятие – основа музыкального воспитания. Только то...

Нормализация эмоциональной сферы дошкольников в процессе адаптации в ДОО

Твердо убежден, что есть качества души,без которых человек не может статьнастоящим воспитателем, и среди этихкачеств на первом месте – умениепроникнуть в духовный мир ребенка....

Презентация "Развитие музыкально-эмоциональной сферы дошкольника в процессе взаимодействия родителей и детей".

Развитие музыкально-эмоциональной сферы дошкольника в процессе взаимодействия родителей и детей....

Особенности эмоционального развития дошкольников в процессе изобразительной деятельности.

Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию.Изобразительная деятельность  дает ребенку пря...

«Обогащение эмоциональной сферы дошкольников в процессе коррекционно – развивающей деятельности».

Данный материал раскрывает значимость работы учителя - логопеда в развитии эмоциональной сферы дошкольников. Подобранные игры и игровые упражнения помогут сформировать эмоциональную и выразителную реч...

Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности

Докладна педагогическом советевоспитателя Анниковой Е.Н.на тему«Эмоциональное развитие дошкольников в процессе педагогической деятельности»....

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год

Перспективное планирование по методической теме: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе игровой деятельности» на 2018-2019 учебный год Содержание работы с учетом ...