«Воспитание юного исследователя».
материал на тему

Юрова Алёна Михайловна
Цель:
Показать родителям необходимость и возможность обеспечения исследовательских способностей детей дошкольного возраста;
Дать понять, что правильно  организованная  исследовательская деятельность поможет качественному обучению ребёнка в школе.
Подготовительная работа:
Изготовление приглашений  для родителей;
Проведение конкурса детских исследований, определение победителей;
Форма проведения: круглый стол
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_s_roditelyami.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие с родителями

Тема: «Воспитание юного исследователя».

Цель:

  • Показать родителям необходимость и возможность обеспечения исследовательских способностей детей дошкольного возраста;
  • Дать понять, что правильно  организованная  исследовательская деятельность поможет качественному обучению ребёнка в школе.

Подготовительная работа:

  • Изготовление приглашений  для родителей;
  • Проведение конкурса детских исследований, определение победителей;

Форма проведения: круглый стол

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня цель нашего собрания: узнать и обсудить такую тему, как развитие исследовательских способностей наших детей.

В современном образовании акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, осваивать современные информационные технологии, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Раскрытие этих свойств личности ребёнка в полной мере происходит при осуществлении исследовательской и проектной деятельности.

Доказано в дошкольные годы развиваются воображение, мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, проводить сравнение, обобщать факты, делать выводы. Но недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценивать результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным.

Дошкольнику для решения исследовательских задач необходимы навыки и умения логического и творческого мышления. В результате исследовательской деятельности он должен научиться:

  • Видеть проблему;
  • Задавать вопросы;
  • Давать определения понятиям;
  • Классифицировать;
  • Наблюдать;
  • Высказывать суждения.

Уровни креативной постановки вопросов

Уровни

Вопросы

6

Ориентированный на будущее

Куда дальше?

5

Оценочный

Что правильно, а что нет?

4

Воображаемый

Что было бы, если бы?

3

Субъективный

Что я чувствую, что я знаю?

2

Причинный

Почему, кто, как, что делает?

1

Описательный

Кто, как, что, где, когда?

Итогом исследовательской работы и главным ее этапом является выступление перед публикой и умение аргументировано доказать, презентовать результат. Важно создать для ребёнка ситуацию успеха. Все работы, независимо от их качества, необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Хочу познакомить вас с планом, в соответствии с которым детей нашей группы проводили исследования. Такой план будет полезен юному исследователю и дома.

  • Выбор познавательной темы.
  • Выбор исследуемого объекта.
  • Постановка вопросов:
  • Какие бывают виды исследуемого объекта?
  • Какие функции выполняют данные объекты?
  • Какими свойствами и качествами обладают?
  • На что влияют?
  • Проведение исследования.

Дошкольники собирают информацию и зарисовывают ее символами на листочках или подбирают картинки, содержащие информацию.

  • Подведение итогов.

Факты, собранные детьми, анализируются и готовится сообщение, с которым несколько ребят выступят на обобщающем занятии.

Очень важен момент сбора информации. Ребёнку надо объяснить: прежде чем начать исследование, сначала необходимо подумать. Подумав, ребёнок говорит о том, что знает о данном объекте. Ответы можно фиксировать символами.

Способность изобретать символы и значки свидетельствует о высоком уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

«Исследовательское лото»

Воспитатель: предлагаю разделиться на три группы, каждой достанется упражнение на развитие исследовательских способностей. Дома с детьми вы тоже сможете поиграть в исследовательское лото, предложив им эти или аналогичные задания. Время на обдумывание ответов не должно быть более 7 минут. Побеждает та группа, участников которые дали наиболее точные и полные ответы.

Первая группа:  «Сколько значений у предмета?»

Это упражнение на развитие умение видеть проблемы. Предлагаю хорошо знакомый вам предмет (газета, кирпич) и попрошу найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но реального использования этого предмета.

Вторая группа: «Когда полезен предмет?»

Это упражнение позволит развить способность вырабатывать гипотезы.

При каких условиях каждый из этих предметов будет полезным: ветка дерева, телефон, кукла, фрукты, книга?

Понравилось ли вам играть в исследовательское лото? Предлагаю дома позаниматься с ребёнком аналогичным образом для развития его творческой исследовательской активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"

Данная программа направлена  на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ", "ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ"; "Мы юные исследователи. Выпуск1 и2"; "Тематические прогулки: осенние "; "Доклад на педчтениях"; "Тематические прогулки: зимние "; "Лучшая образовательная организация ", "ПОЕЗД ЗДОРОВЬЯ"

        Методическое пособие имеет обобщающий  опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию...

Авторская программа по экологическому воспитанию "Юные исследователи" для детей дошкольного возраста

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. «Кто был гл...

"Юные исследователи". (Экологическое воспитание)

Цель: Формировать представление о свойствах неживой природы (песок, глина).Задачи: Познакомить детей со свойствами песка, глины.Вызывать интерес к экспериментальной деятельности.Развивать умение путем...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе на тему "Воспитание юного исследователя"

конспект содержит теоретическую часть проведения родительского собрания и дан ряд экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Родительское собрание "Воспитание юного исследователя"

Цель работы:Формирование у родителей понятия,что правильно организованная исследовательская деятельность,развивает познавательскую активность детей....