"Юные исследователи". (Экологическое воспитание)
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Суворенкова Людмила

Цель: Формировать представление о свойствах неживой природы (песок, глина).

Задачи:

Познакомить детей со свойствами песка, глины.

Вызывать интерес к экспериментальной деятельности.

Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно следственные связи.

Расширять словарный запас.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunnye_issledovateli._pesok_i_glina.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

"Юные исследователи".

(Экологическое воспитание).

Цель: Формировать представление о свойствах неживой природы (песок, глина).

Задачи:

Познакомить детей со свойствами песка, глины.

Вызывать интерес к экспериментальной деятельности.

Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно следственные связи.

Расширять словарный запас.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: стаканчики с песком, стаканчики с мягкой и твердой глиной, стаканчики с водой, лупа, трубочки.

Ход исследования.

1. Организационный момент.

Дети находятся в игровой зоне групповой комнаты.

Воспитатель. Ребята сегодня мы с вами поиграем в исследователей,  будем проводить опыты. Давайте пройдем в нашу лабораторию.

Дети вместе с воспитателем проходят в другую половину групповой комнаты, где на столе стоят все необходимые материалы для опытов.

Воспитатель. И так, сегодня мы будем исследовать песок и глину.

2. Основная часть.

Воспитатель: Начнем наши исследования.

Опыт N1.

Воспитатель. Ребята, как нам узнать, из чего состоят песок и глина?

Дети. Их нужно внимательно рассмотреть через лупу.

Дети рассматривают песок и глину через лупу по очереди.

Воспитатель. Давайте сначала рассмотрим песок, из чего он состоит?

Дети. Песок состоит из маленьких крупинок и песчинок.

Воспитатель. Как выглядят песчинки?

Дети. Они очень маленькие, круглые, легкие.

Воспитатель. А теперь давайте рассмотрим глину. Видны ли такие же частички на глине?

Дети. Нет, ни видны.

Воспитатель. В песке каждая песчинка лежит отдельно. Она не прилипает к другим песчинкам. А глина состоит из мелких частичек, из которых получаются комочки.

Воспитатель. А теперь давайте проверим сыпучесть песка и глины.

Опыт N2.

Воспитатель. Как нам проверить сыпучесть этих двух веществ?

Дети. Их нужно посыпать.

Воспитатель. Правильно, попробуем высыпать сначала песок на лист бумаги, а потом глину.

Воспитатель. Ребята выпускайте песок из горстей так, чтобы он падал в одно место.

Дети сыплют песок на лист бумаги.

Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании.

Воспитатель. Легко ли сыплется песок?

Дети. Да легко.

Воспитатель: Почему песок сыплется легко?

Дети. Он сыплется легко, потому что сыпучий, легкий, сухой.

Воспитатель. А теперь возьмите стаканчик с коричневыми кусочками глины.

Попробуйте ее посыпать. Легко ли она сыплется?

Дети. Нет она не сыплется.

Воспитатель. Почему это вещество не сыплется?

Дети: Потому что оно тяжелое, вязкое, похоже на пластилин.

Воспитатель. Итак, эти вещества разные или одинаковые?

Дети. Они разные.

Воспитатель. Песок легкий, сыпучий; глина тяжелая, вязкая.

Опыт N3.

Воспитатель:  А теперь давайте проверим, легкие песок с глиной или тяжелые.

Как нам это узнать?

Дети. На них нужно подуть. С помощью трубочек дети дуют сначала на песок, а потом на кусочки глины. Воспитатель: Что происходит с песчинками?

Дети. Они легко сдуваются, улетают.

Воспитатель: А сейчас давайте подуем на комочки глины.

Что мы видим? Могут ли кусочки глины двигаться также быстро и легко как песчинки?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что глина тяжелая.

Воспитатель. Из этого опыта мы увидели, что песчинки маленькие, легкие, а глина тяжелая, вязкая.

Опыт N4.

Воспитатель: Давайте проведем еще один опыт, теперь нам понадобится вода. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал?

Дети: Влажным, мокрым.

Воспитатель: Теперь давайте попробуем его снова посыпать. Легко ли он сыплется?

Дети: Нет, он почти не сыплется.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что он намок и песчинки слиплись.

Воспитатель. Давайте теперь мокрый песок возьмем в руку и сожмем. Что мы видим?

Дети. Песок превратился в комочек, он приобрел форму.

Воспитатель. Давайте из него попробуем, что-нибудь слепить, например птичку.

Дети пробуют слепить птичку из комочка мокрого песка.

Воспитатель. Получается ли у вас?

Дети. Нет, не получается. Комочек рассыпается.

Воспитатель. А теперь давайте попробуем слепить птичку из глины.

Дети пробуют слепить птичку из глины.

Воспитатель. Получается?

Дети. Да получается.

Воспитатель. Песок состоит из мелких песчинок, которые хорошо видны под лупой. В отличие от глины, частички которой так мелки, что под лупой даже не видны. Поэтому глина под воздействием воды, намного пластичней песка, она похожа на пластилин и поэтому из нее легко можно слепить что угодно, в отличие от песка, который не пластичен, и при высыхании рассыпается, а не сохраняет форму как глина.

Итог занятия исследования.

Воспитатель: Мы с вами провели опыты. Что мы исследовали?

Дети: Мы исследовали песок и глину.

Воспитатель. Песок, какой по своим свойствам?

Дети. Песок сыпучий, легкий, при намокании может не долго, сохранять форму, но лепить из него нельзя, потому что это сыпучий, не пластичный материал.

Воспитатель. Глина, какая по своим свойствам?

Дети. Глина вязкая, тяжелая, пластичная, очень хорошо подходит для лепки, хорошо сохраняет форму, не рассыпается при высыхании, а становится очень твердой похожей на камень.

Воспитатель. Вы настоящие исследователи, вы провели очень интересные эксперименты в нашей лаборатории, узнали и запомнили свойства песка и глины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ", "ЛЕТНИЕ НАБЛЮДЕНИЯ"; "Мы юные исследователи. Выпуск1 и2"; "Тематические прогулки: осенние "; "Доклад на педчтениях"; "Тематические прогулки: зимние "; "Лучшая образовательная организация ", "ПОЕЗД ЗДОРОВЬЯ"

        Методическое пособие имеет обобщающий  опыт, накопленный в системе дошкольного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию...

«Воспитание юного исследователя».

Цель:• Показать родителям необходимость и возможность обеспечения исследовательских способностей детей дошкольного возраста;• Дать понять, что правильно  организованная  исследовательская де...

Авторская программа по экологическому воспитанию "Юные исследователи" для детей дошкольного возраста

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. «Кто был гл...

Конспект родительского собрания во 2 младшей группе на тему "Воспитание юного исследователя"

конспект содержит теоретическую часть проведения родительского собрания и дан ряд экспериментов, которые можно провести с детьми в домашних условиях...

Конспект по развитию речи для детей с ОВЗ подготовительного возраста подготовила учитель-логопед ГБОУ Школы №2075 ДК № 2 Амелина Л.В. Интеллектуально - экологическая игра Что? Где? Когда? «Клуб юных исследователей» (подготовительная группа)

Конспект по развитию речи для детей с ОВЗ подготовительного возраста подготовила учитель-логопед ГБОУ Школы  №2075 ДК № 2 Амелина Л.В. Интеллектуально -  экологическая играЧто? Где? Ког...

Родительское собрание "Воспитание юного исследователя"

Цель работы:Формирование у родителей понятия,что правильно организованная исследовательская деятельность,развивает познавательскую активность детей....