Статья "Готовность в школе"
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Жижова Ольга Владимировна

Анализируется работа по подготовке пяти и шестилетних детей к школе в "Центре развития летей "Лучик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_mgpi_2014.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе.  С пяти лет?

О. В.Жижова

ТОГАОУ  «Мичуринский лицей»,  педагог-психолог, факультет биологии и химии, 1984.

Одной из наиболее важных проблем в современном начальном образовании является подготовка детей к школе. Нехватка детских садов в городе понижает стартовые возможности будущих первоклассников. В связи с этим возникла необходимость для создания условий подготовки детей к школе. Дошкольники, воспитывающиеся дома плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, страдает эмоциональная сфера, они с трудом учатся подчиняться требованиям, что сказывается на  психологической готовности ребенка к обучению.

На сегодняшний день существуют три компонента школьной готовности:

- физиологический (физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму),

- педагогический (знания, умения, навыки – все, чему научили ребенка),

- психологический (совокупность особенностей развития и формирования).

Психологическая готовность является той базой, на которой  школьный педагог будет формировать знания, умения и навыки у первоклассников, что позволит избежать различных проявлений дезадаптации, в том числе и «мнимых» (психосоматических) болезней.

Над проблемой психологической готовности ребенка к школьному обучению работали известные ученые: А. Анастази, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,  Г. Гетцер, А.И. Запорожец,  Я. Йирасек, А. Керн, Г.Г. Кравцов,  Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев,  Н.Г. Салмина,  В.В. Холмовская, Д.Б. Эльконин и др. Почти все авторы, исследующие эту проблему, уделяли особое место произвольности.

Основными показателями психологической готовности к обучению являются:

- зрелость психических процессов (определенный уровень развития восприятия, мышления, внимания, памяти, речи и т.д.);

- эмоциональная готовность (наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость, отсутствие импульсивности);

- наличие волевой регуляции поведения (умение подчиняться требованиям);

- сформированность навыков общения (умение адаптироваться в коллективе сверстников, строить новые взаимоотношения с взрослыми).

В городе на базе Мичуринского лицея создан и не первый год функционирует  «Центр развития ребенка  «Лучик» по подготовке детей к школе. Он отличается от подобных подготовительных групп комплексным подходом, в котором для дошкольников организованы курсы по математике, логическим играм, развитию речи, окружающему миру, психологическим играм,  художественному творчеству и английскому языку. Все программы созданы на основе федерального компонента государственного стандарта дошкольного общего образования и учитывают  основную ведущую деятельность дошкольника - игру.  Курсы ведут опытные педагоги, которые постоянно модифицируют и адаптируют действующие программы. Работники «Центра развития ребенка «Лучик» создают условия для формирования личностной готовности детей к школе, развития познавательных психических процессов, произвольности, речи, эмоционально-волевой сферы, навыков самопознания, конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Педагоги подводят дошкольника к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника, формируют способности развития в новой среде, реализуют потребности дошкольника. У детей происходит становление самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность, в результате чего они достигают значительных успехов в своём развитии.  

В « Центре  развития ребенка «Лучик» работает родительский лекторий, где законные представители ребенка учатся понимать, насколько важно иметь, помимо безусловной любви к ребенку, знания  основных возрастных особенностей детей и их проблем. Встречи с психологом обогащают жизненный опыт родителей. Взрослые учатся понимать мотивы поведения дошкольника, получают адекватное представление о детских возможностях и потребностях, расширяют личный арсенал средств  взаимодействия с ребенком, получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поисках эффективных способов взаимодействия с детьми.

«Центр развития ребенка «Лучик» создавался для детей 6 лет одного года обучения, где дошкольники посещали курсы с октября по май два раза в неделю. В последствие, по просьбам родителей в качестве эксперимента были открыты группы и для детей 5 лет. На тот период педагоги не были готовы эмоционально работать с такими маленькими детьми… Этот эксперимент успешно перешел в опыт работы с группами пяти- и шестилеток. На сегодняшний день дошкольники 5 лет обучаются по специальным программам подготовки детей к школе в течение двух лет. Надо отметить, что такое комплексное, систематическое и продолжительное обучение детей дает положительные результаты.

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе – итог всего предшествующего развития ребенка в дошкольном детстве. Она формируется постепенно и зависит от условий, в которых происходит развитие организма. Главное в дошкольном обучении — развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития.

За два года обучения у детей (бывших пятилеток) лучше, чем у их сверстников (шестилеток) одного года обучения, развивается любознательность и познавательная активность, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи. У них ярче формируется восприимчивость к знаниям, развивается личный опыт познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования.

Дети двух лет обучения раньше приобретают навык ориентации в пространстве, у них быстрее развивается мелкая моторика рук, координация движения рук и глаз. Эти дети положительно воспринимают образ школы, у них есть желание учиться, они готовы и желают принять новую социальную позицию школьника.

На примере работы с детьми, посещающих «Центр развития ребенка «Лучик» в течение двух лет, хорошо наблюдать развитие волевых качеств личности. Дошкольники управляют своим поведением, умело направляют свои усилия на решение учебных задач, становятся организованными, понимают и выполняют правила, которые предъявляются им педагогами.

Если сравнивать детей двух лет обучения с их ровесниками одного года обучения, то явно бросается в глаза их умение общаться с окружающими людьми, они доброжелательны с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами, умеют подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимают, что не все зависит от них. Успешно социализируются не только дошкольники, постоянно посещающие детские образовательные учреждения, но и «домашние» дети.

Современные исследования психологической готовности детей 6–7-летнего возраста к обучению в школе, показывают, что большинство – от 50% до 80% – детей в том или ином отношении не полностью готовы к обучению в школе и полноценному усвоению действующих в начальных классах школьных программ. Многие, будучи по физическому возрасту готовыми к обучению, по своему психологическому развитию находятся на уровне ребенка-дошкольника, то есть в границах 5–6-летнего возраста.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются: хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление  (умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения и др).

Совсем не обязательно, что абсолютно по всем критериям ребенок достигает уровня готовности к школьному обучению одновременно. Однако, для того, чтобы уверенно себя чувствовать за партой, среди других учеников, ребенок к моменту поступления в школу должен владеть большинством из перечисленных выше интеллектуальных способностей (на фоне личностной готовности к школе). Интеллектуальная неготовность к обучению приводит к невозможности понимать и выполнять требования учителя и, следовательно, к неуспешности. Это, в свою очередь сказывается на мотивации: то, что хронически не получается, ребенок делать не хочет.

 Все выше перечисленные показатели готовности детей к школе исследуются в «Центре развития ребенка «Лучик» и анализируются. В связи с тем, что у большинства дошкольников, уровень готовности к школе ежегодно повышался и предъявляемые для исследования методики были просты для детей, то приходилось совершенствовать и усложнять диагностический материал. С 2012-13 учебного года апробирована и используется новая методика для формирования гимназических классов. Методика исследования уровня готовности детей к обучению в школе  Л.А. Ясюковой  позволяет выяснить возможности ребёнка при обучении и спрогнозировать проблемы, которые могут возникнуть у него в контексте требований, предъявляемых современной школой.

Табл.1. Результаты готовности детей к школе в «Центре развития ребенка «Лучик»

Учебный год

2010-11

2011-12

2012-13

Дети двух лет обучения

79 %

74 %

56 %

Дети одного года обучения

64 %

53 %

45 %

В таблице 1 указаны средние результаты диагностических обследований дошкольников одного и двух лет обучения на развитие психических процессов по учебным годам: памяти, восприятия, мышления, внимания, речи и других составляющих. Анализируя представленные данные за три года можно убедиться, что дети двух лет обучения имеют результаты готовности к школе по разным методикам гораздо выше своих ровесников, обучающихся один год в «Центре развития ребенка «Лучик».

Таким образом, дошкольники пяти лет, которые обучались два года в «Центре развития ребенка «Лучик» лучше подготовлены к школе, несмотря на параллельное посещение или непосещение ими детских образовательных учреждений.

Следовательно, если комплексно, систематически и продолжительно развивать детей, начиная с пяти лет, то их психологическая готовность к школьному обучению проявится в сформированности основных психических сфер: мотивационной, нравственной, волевой, умственной, которые в целом и обеспечивают успешное овладение учебным материалом будущему первокласснику.  

Список литературы

1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. М., 1998.

2. Венгер П.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.

3.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

4.  Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Ч.2. – М.: Генезис, 2001.

5. Ясюкова Л. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб: ГП ИМАТОН, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...