«Развитие позитивной мотивации с помощью метода поощрения»
консультация (средняя группа) на тему

Голова Инна Викторовна

«Развитие позитивной мотивации с помощью метода поощрения»

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

         Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности. Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития: обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов; удовлетворение потребности дошкольника к познанию;

Удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми; развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка; создание ситуаций успеха в рамках деятельности. Данные условия должны эффективно решить проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению, именно этого нам хочется достигнуть в обучении с детьми.

Современные дети нуждаются в мотивации не наказанием, но поощрением. Вместо того чтобы сосредоточиваться на последствиях негативного поведения, позитивное воспитание обращается к последствиям позитивного поведения.  Новые методы мотивируют детей к должному поведению не посредством негативных результатов их действий, но при помощи позитивных результатов.

Не существует более сильного мотива, чем внутреннее стремление ребенка к сотрудничеству и желание получить награду. Именно поощрение и признание достижений ребенка чаще всего пробуждают его желание сотрудничать. Каждому ребенку хочется, чтобы родители специально уделяли ему время. Каждый ребенок приходит в возбуждение при упоминании о десерте. Каждый ребенок любит подарки. Каждый ребенок с нетерпением ожидает праздника. Любой родитель не раз замечал, сколько тепла, дружелюбия и готовности к сотрудничеству проявляют дети, когда они хотят чего‑то и полагают, что получат это.

Когда ребенок получает «больше» или предвкушает, что получит, в его душе что‑то просыпается и малыш отвечает искренним «ДА!» Ожидание награды дает детям энергию и желание предоставить родителям сотрудничество и помощь, которые тем нужны. Обещание большего вдохновляет к сотрудничеству всех — и старых, и малых. Если вы будете награждать, а не наказывать детей, их стремление к сотрудничеству усилится.

         Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»)

Награждая детей за позитивное поведение, вы тем самым фокусируете их внимание на хороших поступках. Наказывая ребенка, вы фокусируетесь на плохих поступках и как бы поддерживаете идею о том, что дети изначально злы и нуждаются в перевоспитании. Когда мы сосредоточиваемся на плохом, хорошее не получает возможности проявиться и выразиться.

То, на что вы обращаете внимание, набирает силу. Наказывая ребенка, вы тем самым уделяете слишком много внимания плохому поведению. Иногда родители даже говорят: «Сейчас я преподам тебе урок, который ты запомнишь на всю жизнь». Альтернатива наказанию - прощение, ибо, прощая, вы ясно даете знать ребенку, что ошибаться нормально, затем нужно забыть об этом и двигаться дальше. В работе с современными детьми очень важно удовлетворять их потребности и направлять их таким образом, чтобы они учились достигать успеха.

Если вы поощряете ребенка за позитивное поведение, он начинает чаще вести себя соответствующим образом. Вместо того чтобы выискивать ошибки ребенка и обращать внимание на них, старайтесь «ловить» малыша на моментах, когда он делает что‑то хорошее. Всякий раз, когда  ребенок движется в верном направлении, признайте его успехи, и он будет вести себя так же и впредь.

Я считаю, что поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше. Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.

         Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил место, дежурство, заступился за слабого, по собственной инициативе навел порядок в группе и т. п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению — поступить так в другой раз. Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_microsoft_word_3.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие позитивной мотивации с помощью метода поощрения»

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

         Позитивная мотивация – это побуждение, которое обуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности. Позитивная мотивация имеет несколько главных условий развития: обогащение, расширение замыслов игровых сюжетов; удовлетворение потребности дошкольника к познанию;

Удовлетворение потребностей дошкольника в общении со сверстниками и взрослыми; развитие у родителей, воспитателей (педагогов) эмоционального принятия ребенка; создание ситуаций успеха в рамках деятельности. Данные условия должны эффективно решить проблемы, связанные с мотивацией. У ребенка должны сформироваться мотивы к учению, социальная позиция, потребность в самоуважении, безопасности и сложиться характер отношения к учению, именно этого нам хочется достигнуть в обучении с детьми.

Современные дети нуждаются в мотивации не наказанием, но поощрением. Вместо того чтобы сосредоточиваться на последствиях негативного поведения, позитивное воспитание обращается к последствиям позитивного поведения.  Новые методы мотивируют детей к должному поведению не посредством негативных результатов их действий, но при помощи позитивных результатов.

Не существует более сильного мотива, чем внутреннее стремление ребенка к сотрудничеству и желание получить награду. Именно поощрение и признание достижений ребенка чаще всего пробуждают его желание сотрудничать. Каждому ребенку хочется, чтобы родители специально уделяли ему время. Каждый ребенок приходит в возбуждение при упоминании о десерте. Каждый ребенок любит подарки. Каждый ребенок с нетерпением ожидает праздника. Любой родитель не раз замечал, сколько тепла, дружелюбия и готовности к сотрудничеству проявляют дети, когда они хотят чегото и полагают, что получат это.

Когда ребенок получает «больше» или предвкушает, что получит, в его душе чтото просыпается и малыш отвечает искренним «ДА!» Ожидание награды дает детям энергию и желание предоставить родителям сотрудничество и помощь, которые тем нужны. Обещание большего вдохновляет к сотрудничеству всех — и старых, и малых. Если вы будете награждать, а не наказывать детей, их стремление к сотрудничеству усилится.

         Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится»), давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»)

Награждая детей за позитивное поведение, вы тем самым фокусируете их внимание на хороших поступках. Наказывая ребенка, вы фокусируетесь на плохих поступках и как бы поддерживаете идею о том, что дети изначально злы и нуждаются в перевоспитании. Когда мы сосредоточиваемся на плохом, хорошее не получает возможности проявиться и выразиться.

То, на что вы обращаете внимание, набирает силу. Наказывая ребенка, вы тем самым уделяете слишком много внимания плохому поведению. Иногда родители даже говорят: «Сейчас я преподам тебе урок, который ты запомнишь на всю жизнь». Альтернатива наказанию - прощение, ибо, прощая, вы ясно даете знать ребенку, что ошибаться нормально, затем нужно забыть об этом и двигаться дальше. В работе с современными детьми очень важно удовлетворять их потребности и направлять их таким образом, чтобы они учились достигать успеха.

Если вы поощряете ребенка за позитивное поведение, он начинает чаще вести себя соответствующим образом. Вместо того чтобы выискивать ошибки ребенка и обращать внимание на них, старайтесь «ловить» малыша на моментах, когда он делает чтото хорошее. Всякий раз, когда  ребенок движется в верном направлении, признайте его успехи, и он будет вести себя так же и впредь.

Я считаю, что поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию.

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше. Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка.

         Поощрение должно быть заслуженным и использовать его надо тогда, когда необходимо отметить достижения ребенка (разумеется, в пределах его возможностей), которые требуют от него значительных усилий (физических, умственных, нравственных), скажем за то, что смог отказаться от своих желаний ради удобства других (уступил место, дежурство, заступился за слабого, по собственной инициативе навел порядок в группе и т. п.). В этом случае похвала становится стимулом к хорошему поведению — поступить так в другой раз. Особенно важно поощрять ребенка тогда, когда он сам понимает характер и последствия своих действий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью метода психотерапевтических историй

Учебно - методическое пособие способствует формированию мотивации с помощью метода психотерапевтических историй у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие предназначено для учителей-логопедов, воспи...

Консультация для педагогов "Формирование нравственной и позитивной мотивации с помощью метода поощрения».

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой  для современной  системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому моти...

Познавательно-речевое развитие младших дошкольников с помощью методов сказкотерапии

Метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он приносит много полезного, помогает педагогам, родителям  и , конечно же,  самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии.- Сказка...

Развитие речи детей с помощью метода БОС

В последнее время много детей с нарушениями речи и чтобы провести полную коррекцию этих нарушений, необходима работа над всеми компонентами речи, в том числе и по развитию правильного речевого дыхания...

семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ

Данный материал знакомит педагогов с особенностями ТРИЗ технологий и играми , которые можно использовать уже в среднем возрасте...

семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ

семинар практикум для педагогов "Развитие познавательных способностей с помощью методов ТРИЗ"...

Образовательные задачи: - развитие навыков пересказа с помощью метода моделирования - наглядной опорой в виде фигур - заместителей персонажей сказки; - формирование грамотной монологической и диалогической речи; - формирование умения логически мыслить, ср

Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.Задачи:Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающ...