Рекомендации для родителей "Возьми с собой" (буклеты)
консультация на тему

АКБАТЫРОВА ЛЯЛЯ МАНСУРОВНА

Рекомендации родителям по различным психологическим темам, которые они могут взять с собой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое адаптация?

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям.

Адаптация к детскому учреждению – это привыкание к новой социальной среде, умение принять нормы поведения и взаимоотношения нового коллектива.

Адаптация – процесс длительный и сложный.

У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приоб-ретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Как определить: успешно ли проходит адаптация Вашего ребёнка?

Об успешной адаптации можно говорить, если ребёнок:

  • легко просыпается утром для того, чтобы собраться в сад или школу;
  • не хочет, чтобы его забирали пораньше;
  • с удовольствием рассказывает или отвечает на вопросы по прожитому дню;
  • играет в те игрушки и игры, которые были на занятиях и прогулке.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.

Чтобы адаптационный период прошел более лёгко и безболезненно родители должны знать и уметь:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского учреждения.
  2. Неформальное посещение детского учреждения, т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ об учреждении, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в нем.
  3. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  4. Установление эмоционального контакта ребёнка и педагога должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день: кратковременное знакомство с педагогом, направленное на формирование интереса к детскому учреждению, на установление контакта между ребёнком и педагогом в новой ситуации.
  5. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует педагог, родители и ребёнок.

Положительное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает приближение домашних условий к особенностям учреждения: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать.

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:



Предварительный просмотр:

Давайте вместе вспоминать, какими бывают вредные привычки. Ковыряние в носу, грызение ногтей, сосание пальца (в том числе и перед засыпанием), сосание верхней, нижней губы, откусывание (касание) губ, наматывание, накручивание волос на палец (иногда и с последующим их выдергиванием), подергивание края уха, бровей и ресниц. А также "гастрономическая" тяга к одеялу, простыням, карандашам и ручкам, привычка жевать волосы, края кофточки, и вообще всего, что "вкусно" - того же поля ягоды. Только у маленьких (грудных) деток сосание пальца - абсолютно нормальное явление, и ни в коем случае не нужно кидаться на борьбу с сосанием пальцев.

Детские привычки-вредины, кстати, нередко остаются "на память" на всю жизнь.

Природа происхождения вредных привычек

Все "вредные привычки", проявляющиеся как навязчивые действия, имеют под собой одну основу - это способ снятия внутреннего нервного напряжения.

Работая с устранением вредной привычки, необходимо концентрироваться не на устранении симптома как такового, а на причине его происхождения. А наиболее частая причина - это повышенное нервное напряжение. Наиболее распространенная потому, что есть и еще одна причина - подражание. Известно, что дошкольники быстро перенимают поведенческие привычки от своих сверстников. И в этом случае процесс избавления от них проходит гораздо быстрее и проще.

Причины возникновения внутреннего напряжения могут быть самые разнообразные: неблагоприятное течение беременности и родов, недостаточный период кормления, раннее разлучение с матерью, нестабильная, конфликтная обстановка в семье, недостаток физического контакта, поддержки и ласки со стороны родителей. Любая неблагоприятная, небезопасная для внутреннего ощущения ребенка среда существования может способствовать возникновению внутреннего напряжения, которое он будет снимать "своим методом".

Как отучить

Многие пытаются бороться. Но вот бороться с вредными привычками дошкольников не стоит. Вы должны на все проявления ковыряния, сосания и кусания реагировать спокойно, не акцентировать на них внимание ребенка, не указывать ему на это, ни в коем случае не стыдить и не ругать его. Этим вы можете только усилить напряжение. Дурные привычки часто исчезают так же быстро, как и приобретаются. Обычно ребенок даже не замечает этого. Скоро его внимание переключается на что-то новое, и вызывающие тревогу родителей привычки уходят сами собой. Если же сконцентрировать внимание ребенка на них, постоянно одергивая его, то опасность их закрепления многократно возрастает, так как ребенок видит в них средство привлечь к себе внимание взрослых. Избавиться от таких привычек ему будет очень трудно. Это не недостаток воспитания, это сигнал, на который родители должны адекватно отреагировать. Иными словами, как при решении любой проблемы, нужно сначала понять ее причину, а после выбрать оптимальное решение.

Работаем с причиной. Общение с ребенком должно быть спокойным, старайтесь никогда не повышать голос и не делать рядом с ним резких движений. Вообще обстановка в доме должна быть очень спокойной, расслабляющей. Постарайтесь почаще обнимать малыша, целуйте его, гладьте: по спинке, плечикам, ручкам, по голове. Не скупитесь на ласку и своими действиями создавайте ему ощущение безопасности.

Почаще разговаривайте с ребенком, играйте в его игры. Не стоит перегружать его день умственными занятиями (языки, музыка, математика, спортивные секции, и т.д.), до которых малыш просто не дорос. Они вызывают слишком сильное нервное напряжение, ослабить которое ребенок может лишь вышеупомянутым "нетрадиционным" способом.

Главное, чтобы своим "отучением" не создать у ребенка еще большее внутреннее напряжение. Если с причиной покончено, можете смело заняться следствием, то есть самой привычкой. Все очень просто - мягко отведите руку малыша, когда он выполняет навязчивое действие, или лучше переключите его внимание на другое действие: отвлеките его лаской, щекотанием, игрушкой, игрой, даже банальным "во-о-он какая птичка полетела!" и опять отведите ручку. Главное делайте это ненавязчиво и как бы незаметно для ребенка

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обычно в возрасте от 2-3 до 5-6 лет дети начинают испытывать интерес к познанию различий женского и мужского тела. Они с интересом рассматривают обнаженных детей и взрослых, но не менее интересными для них являются и ощущения собственного тела. Дети часто играют с половыми органами, трогают их, теребят, почесывают... Интерес тут чисто познавательный! Но, если те ощущения, которые при этом испытывает ребенок, становятся для него доминирующим источником положительных эмоций, то он начинает прибегать к стимуляции половых органов постоянно, в результате возникает онанизм. Способы детского онанизма чрезвычайно разнообразны: руками, игрушками, зажатым между ног одеялом, трением о белье, о мебель, сильной струей душа. Они могут производить на родителей тягостное и пугающее впечатление, но сами по себе никак не указывают ни на распущенность ребенка, ни на то, что это болезнь. Родителям необходимо попытаться понять, что именно в жизни ребенка вынуждает его заниматься онанизмом. Важно помнить, что сам ребенок не может нести ответственность за происходящее и нуждается в помощи, а не в запретах и наказаниях. Если вы просто грубо отругаете и запретите прикасаться к половым органам, то это вызовет противоположный эффект. Ребенок изо всех сил будет стремиться узнать: почему все трогать можно - и носик, и ручку, и ножку, и животик..., а чуть ниже, - нельзя! Наказывать, ругать, а тем более бить ребенка нельзя ни в коем случае. Он станет скрытным, запуганным и все равно найдет такое место и такое время, когда вы не сможете его проконтролировать, например, в ванной комнате или в туалете. Наказания родителей практически никогда не помогают избавить ребенка от привычки заниматься онанизмом. Таким образом, такое поведение родителей лишь закрепляет стремление их ребенка к онанизму. Ведь, как известно, запретный плод сладок.

ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ОНАНИЗМА

  • экссудативный диатез;
  • опрелости;
  • глисты;
  • тесная одежда;
  • пренебрежение или, наоборот, слишком тщательное соблюдение гигиенических норм;
  • шлепки и порка (прилив крови к генитальной области стимулирует возбуждение);
  • насильное кормление (генитальная область рефлекторно связана со слизистой рта и губ);
  • эмоциональная холодность родителей (нет объятий, поцелуев, ласки);
  • эмоциональный дискомфорт – скука, одиночество, заброшенность, недостаток внимания любимых и значимых людей, обидных или ущемляющих достоинство ребенка действий взрослых;
  • подражание старшим детям.

Устранение вышеперечисленных причин - одно из главнейших условий предупреждения онанизма как патологической привычки.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ОНАНИЗМА?

* Как только вы заметите, что ребенок проявляет интерес к половым различиям, - объясните их ему. При этом помните, что ребенок не нуждается в подробностях. Просто скажите ему, что органы мочеиспускания у девочек и у мальчиков разные, чтобы в дальнейшем он не проявлял повышенного интереса к этой теме. Если вы этого ему не разъясните, то он сам займется поиском ответов на свои вопросы (которые вслух он может и не задать).

* Спать лучше всего приучайте ребенка на боку, подложив обе ладошки под щеку. Некоторые дети любят спать на животе. Это тоже безопасная поза в аспекте возможного онанизма. Но если ребенок предпочитает спать на спине, то лучше всего приучайте его класть руки поверх одеяла, не объясняя истинной причины, а придумав какое-нибудь правдоподобное объяснение.

* Учите ребенка играть и развлекаться. Иначе говоря, важно научить вашего малыша, чтоб даже оставаясь в одиночестве, он мог бы самостоятельно занять себя чем-нибудь интересным (помимо онанизма).

* Увеличить физическую нагрузку ребенка: спортивные секции, прогулки на свежем воздухе.

Половое воспитание выступает важным направлением в развитии дошкольников, в котором ведущая роль принадлежит семье. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов. Мальчики подражают мужественности отца, девочки — женственности матери. Наблюдая за повседневной жизнью своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола. Здоровая семейная обстановка способствует нормальному представлению об отношениях полов лишь в том случае, если сами родители не заблуждаются на этот счет. К 4—5 годам важно сформировать представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола и дать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, показать важность семейных отношений и формировать гуманное отношение к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.

Родителям нужно помнить о следующих аспектах полового воспитания:

  • помогать ребенку в осознании его истинного полового "Я";
  • подчеркивать в нужных ситуациях естественность физических отличий;
  • ни под каким предлогом не журить своего ребенка его телесными отличиями от ребенка другого пола;
  • не проповедовать бесполое воспитание и не перегибать палку;
  • не акцентировать внимание ребенка на непристойности этой темы.

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:

 



Предварительный просмотр:

Медлительные дети… Как быть?

Расстройство - недостаточно сильное слово, чтобы описать ваши чувства, когда дошкольник целых полчаса ищет свои ботинки, или вашему семилетнему сыну не удается приступить к выполнению домашнего задания, потому что он никак не может отыскать свой карандащ и тетрадь, и, наконец, одиннадцатилетний ребенок заставляет ждать весь школьный автобус, каждое утро, независимо от того, сколько раз вы сказали ему: "Сегодня ты выйдешь из дома вовремя". И тем не менее приступы ярости, мольбы и напоминания не решают эту проблему - приходят к выводу специалисты. Обычно за медленными, похожими на черепашьи, движениями вашего ребенка скрывается какой- то смысл. Догадайтесь, что он хочет сказать, - проблема наполовину решена. 

Вот некоторые предложения, которыми можно воспользоваться:

  • Признайте, что такое поведение может быть нормальным. Бесцельное времяпрепровождение        является нормальным периодом в развитии ребенка. Так что иногда вам лучше всего успокоиться и принять это как должное. Поведение ребенка, наверное, изменится по мере того, как он повзрослеет. Но даже старшие дети нуждаются в напоминаниях или побудительном мотиве.
  • Научите ребенка следить за часами. Дошкольники не совсем считаются со временем, поэтому бессмысленно подгонять их, потому что вам нужно быть где-то вовремя. Как только дети узнают в первом или втором классе, как определять время, становится проще убедить их делать все вовремя. Нужно научить ребенка определять время по часам, затем проверить вместе правильность определения, и после этого он будет лучше понимать, к какому времени вам нужно, чтобы что-то было сделано.
  • Прерывайте ребенка лишь в том случае, когда это необходимо. Никто на нашей планете не любит, чтобы его прерывали, и, тем не менее, целый день мы прерываем игры детей, чтобы заставить их сделать то, что мы считаем нужным. Когда ребенок сопротивляется тому, что его прерывают, мы ошибочно называем это копанием. Вместо того чтобы внезапно прерывать занятие ребенка, заранее предупредите его так, чтобы он был готов к перемене деятельности. Например, вы можете сказать: "Через пять минут пора выключать телевизор и идти ужинать".
  • Хвалите ребенка за быстроту и эффективность. Говорите: "Вот хорошо!" - когда ребенок делает что-то быстро. Хвалите ребенка за все, что он делает эффективно и без копания. К тому времени, когда ребенку исполняется девять или десять лет, он понимает значение того; как быть организованным, и тогда вы можете начать хвалить его и за это. Некоторые дети хорошо реагируют, когда вы говорите: "Отлично задумано!".
  •    Применяйте систему звездочек. Купите цветные звездочки и календарь с большими рамками. Затем используйте эти звездочки как награду за хорошее поведение. Если ваш ребенок регулярно копается со своей домашней работой, объясните ему, например, что отныне за каждый день, когда он делает свою домашнюю работу быстро, на календаре будет        ставиться звездочка.
  •    Договоритесь, что после того, как наберется определенное количество звездочек, ребенок получит награду.  Нарисуйте счастливые лица. Для дошкольников, которые еще не умеют читать, нарисуйте или вырежьте картинки заданий, которые нужно выполнить. Затем приклейте "улыбающуюся рожицу"

рядом с картинкой, соответствующей выполненной задаче. Позитивный подход действует лучше всего. • Выражайте положительные эмоции. Ребенок, который еле передвигает ноги, может действительно получать от родителей больше внимания за медлительность, чем за эффективное исполнение заданий. Внимание, уделяемое ребенку, может быть негативным или позитивным. Дети реагируют не на характер внимания, а скорее на его интенсивность. Пусть это будет ясно. Выясните, может быть, вашему ребенку непонятно, что он должен делать. Сделайте ваши пожелания абсолютно ясными для него. С более взрослым ребенком вы можете сесть и прямо написать расписание на неделю. Таким образом, как вы сами, так и ребенок, будете точно знать, когда нужно выполнить какое задание.

  • Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык прилепляется и тогда, когда вы делаете такие заявления как: "Ты никогда не бываешь Лэтов вовремя" или "Ты всегда опаздываешь". Такие штампы закрепляются. Вместо этого обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.
  • Давайте только одно указание за один раз. Дошкольники могут реагировать только на одно указание, данное ему за один раз. Не превращайте свои просьбы в огромный монолог. Сделайте короткое и ясное заявление, такое как: "Пойди, возьми свои ботинки. Затем вернись ко мне, и я скажу, что делать дальше".
  • Устанавливайте визуальный контакт. У некоторых детей развивается "иммунитет" на указания, которые издалека выкрикивают родители. Необходимо чтобы сначала вы подозвали ребенка или сами подошли к нему, вместо того, чтобы кричать на весь дом. Затем посмотрите ему прямо в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой.
  • Угомонитесь сами. Родителям следует посмотреть на то, какой ритм жизни они выбрали для себя. Вы работаете слишком много? Вы все время спешите? Если дело'обстоит именно так, считайте" копание своего ребенка знаком того, что вам следует замедлить ритм собственной жизни.
  • Обсуждайте намечающиеся события. Спросите своего ребенка школьного возраста: "Какие у тебя планы? Сегодня по телевидению показывают передачу, которую ты любишь, и тебе нужно выполнить домашнее задание. Как ты собираешься справиться со всем этим?". Это помогает ребенку более ответственно относиться к делам, и он будет более заинтересован в том, чтобы побыстрее справиться с заданием, и затем заняться делами, которые ему нравятся.
  • Приготовиться... на старт... достаньте секундомер. Маленькие дети получают большое удовольствие, когда их действия фиксируют во времени или когда они соревнуются с вами. Когда вам нужно, чтобы ребенок делал что-то быстро, скажите ему: "Я засеку время", или "Давай посмотрим, как быстро ты справишься". Пользуйтесь при этом секундомером или секундной стрелкой часов.
  •  Обязательно похвалите его в случае успеха: "Ого, десять секунд - как быстро!" В крайнем случае, используйте время таким образом: "Сейчас я сосчитаю до трех, и ты должен побежать и принести свои ботинки.          

НАШ АДРЕС:

КАЗАНЬ,

УЛ. АКАДЕМИКА КОРОЛЁВА, 4 «Б»

ТЕЛЕФОН:

563-35-16

cpprkrostok@mail.ru

ЭМБЛЕМА РОСТОК

Министерство образования

и науки РТ

Психологический ликбез:

http://chudetstvo.ru/uploads/posts/2009-12/1260218454_medlitelny_rebenok.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Рекомендации по проведению физкультминуток (рекомендации для воспитателей)

Предлагаемые рекомендации помогут сделать более интересными и эмоционально насыщенными развивающие занятия с дошкольниками, а также с пользой организовать их досуг....

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Советы рекомендации по воспитанию и обучению детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙСоветы рекомендации по воспитанию и обучению детей: -   с «синдромом дефицита внимания с гиперактивность» (СДВГ)эмоциональной неустойчивостью;аг...