"Как общаться с детьми с нарушениями зрения"
консультация по теме

Власенко Светлана Михайловна

В метериале предложены некоторые варианты общения с детьми, имеющими нарушения зрения. Практика показывает, что отсутствие зрения не является непреодолимым барьером для адекватного восприятия и понимания человеком человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_obshchatsya_s_detmi_s_narusheniem_zreniya.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Как общаться с детьми с нарушениями зрения

Если обратиться к закономерностям естественного развития детей, природе этого естества, её свободной сущности, то можно понять, что силой ничего не возьмёшь от природы, силой её только разрушишь. И не стоит подчинять, подавлять, управлять маленьким беспомощным человеком, а лучше пытаться сделать так, чтобы ребёнок естественным для него путём становился увереннее в себе, самостоятельнее, умнее и добрее, всё более способным к творчеству и всё менее способным к злу.

Всё это приобретает ещё большую актуальность, если рядом со взрослым находится малыш с проблемами зрения.

Слабовидение является пограничным состоянием между нормальным зрением и слепотой. Поэтому во многих проявлениях психической деятельности слабовидящие практически от нормы ничем не отличаются.

Очень  важно определить свой подход к ребёнку с нарушенным зрением как психологическое сопровождение женственного развития ребёнка, в основе которого лежат следующие положения:

Естественное развитие детей первично, задачи и цели взрослых вторичны; поэтому в рамках нашего подхода «ребёнок всегда прав, неправым может быть только взрослый, который не сумел сделать свою программу для ребёнка «уместной», интересной и желанной для него».

Социокультурное развитие ребёнка идёт через его соприкосновение со средой и самостоятельное освоение этой среды; взрослый не транслятор и даже не носитель этой среды,  он её элемент и он  может осваивать среду наравне с ребёнком, сопровождая, увлекая его дальше, глубже, предлагая более сложные вещи.    

Не навязывайте себя ребёнку, с которым вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам вашим детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времён, и попробуйте понять, что вы сделали не так.    

Если не знаете, как воздействовать - остановитесь! В процессе занятий с детьми (одним ребёнком) могут произойти инциденты, возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло, либо просто прекратите всякое воздействие, влияние, переключитесь на что-нибудь другое, успокойтесь. Потом поразмыслите над этим, постарайтесь сами или с чьей-то помощью понять это происшествие.

Устраните из вашего общения с детьми те способы или формы воздействия, которые вызывают, у них протест или негативную реакцию. Не подавляйте, не поучайте, не игнорируйте самого ребёнка, а просто не воспринимайте незрелые формы его реакций и поведения. Насильственные методы не только не исправят положение, но ещё больше усилят дефекты личности и поведения ребёнка.

Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними. Мы не можем скрыть от детей свои отрицательные эмоциональные состояния: страх, тревогу, раздражение, апатию, — они невольно будут влиять на состояние детей, как бы заражая аналогичными эмоциями. Наша собственная нервозность может перекрыть весь положительный эффект занятия. Настраивайтесь перед занятием, заряжайтесь добрыми чувствами к детям, заражайте их радостью, светом, теплом!

Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всём остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, собирая воображаемые грибы, или капризно стучите ножкой. Вы - образец того свободного, творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.

Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний,  даже если вы искренне желаете в  этот, момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребёнка, а значит — навредить ему.

Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях в режиме естественного развития детей не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех всё получается, все проявляют себя как могут, и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.

Не выражайте свои симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Как ни парадоксально, это тоже может навредить. Один ребёнок может привыкнуть к подобному обращению, и будет требовать всегда только его, будет страдать от перемены вашего отношения. Другой - наоборот, будет бояться такого обращения, стремиться не соответствовать этой симпатии, считать перепады в вашем настроении изменением вашего отношения к нему лично.

Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого неизбежно последуют и свобода мыслей, и свобода внешних проявлений в мимике, движениях. Дети сами себе выберут пример для подражания, кому что придётся по душе.

Используйте разные формы несловесной поддержки ребёнка - улыбку, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, по голове, подмигивание, обнимание за плечи и т.п., что подскажут ваши руки и сердце.

Как складываются взаимоотношения в коллективе, где есть ребенок с проблемой зрения?

Этот вопрос волнует воспитателей, которые берут в группу такого ребёнка и родителей, которые растят ребёнка с нарушением зрения в семье. Как оказать поддержку, но не перестимулировать? Как помочь, но не избаловать и дать получить необходимый опыт?

Неблагоприятные условия воспитания известны как в семьях со «зрячими», так и слабовидящими и «незрячими» детьми.

Выделяют три типа неблагоприятных условий воспитания «незрячего» или слабовидящего ребёнка в семье:

«Гиперопека», в ходе которой ребёнок растёт в щадящей обстановке, ограждён от трудностей, как правило, тонирован от своих сверстников. У него подавляется инициатива, стремление к самостоятельности.

«Кумир семьи» - в этом случае всё внимание членов семьи сосредоточено на ребёнке, от ребёнка скрывается его физическая неполноценность, ребёнку внушаются представления о его высокой одарённости и т. п.

«Гипоопека» и безнадзорность, проявляющиеся в равнодушии, безучастности к потребностям и интересам ребёнка, жестокости, напоминаниях о его физической неполноценности.

Таким образом, личность ребёнка оказывается в зависимости от характера отношений в семье, её особенностей (алкоголизм родителей, неполные семьи и т. п.).

Родители нуждаются в постоянной работе по адекватному восприятию своего ребёнка и выработке единого стиля воспитания, в подробном разъяснении, что неблагоприятные условия семейного воспитания оказывают более губительное действие на психику, нежели зрительная депривация, которая при правильном воспитании в значительной степени компенсируется.

У таких детей с нарушением зрения могут наблюдаться страхи. Страх, остаться в одиночестве, кажущееся, присутствие чужих людей, недоверчивость, настороженность в отношениях с окружающими, формируются различные стереотипии.

Часто большая часть людей со зрительными нарушениями проводит практически всю жизнь в обществе себе подобных, а это усугубляет трудности в налаживании контактов со зрячими, формирует своеобразные изоляционистские установки, сепаратизм психики. Стремление создать им максимально комфортные условия быта и деятельности ведёт в ряде случаев, к образованию своего рода резерватов. Разумеется, это не способствует интеграции в общество, затрудняет межличностные отношения между людьми с нарушениями зрения и нормально видящими. Очевидно, что для оптимизации упомянутых отношений следует в рамках данной системы расширить взаимодействие незрячих и слабовидящих детей с нормально видящей частью общества, при условии обязательной подготовки к контактам такого рода как тех, так и других.

Поскольку слабовидящие и незрячие живут в мире зрячих и должны общаться с ними, поскольку общение - процесс двусторонний, попробуем проанализировать особенности восприятия зрячими незрячих:

Такого человека могут пристально рассматривать, задают нетактичные вопросы.

По лицу человека, который имеет проблемы со зрением, трудно распознать его психологическое состояние, и в связи с этим тоже могут быть проблемы.

Такого человека могут либо избегать, либо постоянно жалеть и опекать, что тоже не является позитивным для них.

 Практика показывает, что отсутствие зрения не является непреодолимым барьером для адекватного восприятия и понимания человеком человека. Педагогам и специалистам важно уделять особое внимание взаимоотношениям с ребёнком, имеющим проблемы со зрением. Принимая в группу слабовидящих детей, педагоги тактично и терпеливо объясняют им, в какой зоне развития находится та или иная игра, игрушка, какие манипулятивные действие в ними можно производить, при этом не стараются всё сделать за ребёнка, а предлагают ему свою помощь, если ребёнок испытывает затруднения.

Подражая взрослому, к освоению пространства слабовидящими детьми быстро подключаются дети группы. Постепенно педагог занимает позицию «наблюдателя», уделяя внимание содержанию речевого общения детей.

В результате длительной и кропотливой работы, тёплых доверительных отношений, любви и заботы взрослых к детям отличить слабовидящих детей у коллективе сверстников в старшем дошкольном возрасте практически невозможно.

                                        С.В.Смирнова, психолог Центра реабилитации по зрению.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного мероприятия логопеда с детьми с нарушением зрения. Тема: "Кот в сапогах".

Логопедическое занятие по развитию речи в подготовительной группе детей с нарушением зрения. В занятии используются элементы методикиМ. Монтессори....

Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения

Описание специфики работы учителя-логопеда в рамках специализированной группы....

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.

В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, РоссияДидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из фо...

Конспект занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи с нарушением зрения на тему «Посуда».

Конспект занятия рекомендован для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения...

Общее родительское собрание: «Основные направления коррекционной работы с детьми с нарушением зрения»

Описание лечебно-восстановительной работы с детьми, имеющими зрительную патологию. Задачи и основные направления работы учителя-дефектолога. Практическая часть с родителями....