Мастер – класс «Приобщение к истокам русской народной культуры» (открытое мероприятие с родителями)
план-конспект занятия по теме

Бахарева Оксана Петровна

Мастер-класс для родителей по росписи дымковской игрушки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР – КЛАСС «ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Слайд 2

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б . Салтыков.

Слайд 3

ВИКТОРИНА

Слайд 4

Этот промысел зачастую называют золотым. Он радует нас буйством красок, чарует и ласкает душу, вызывает восторг и уважение к мастерам, создавшим эту красоту Правильный ответ 4

Слайд 5

Золотая хохлома Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива, Ты, как и люди, служишь, Отчизне! В. Боков 5

Слайд 6

В селе любили песни и пляски, В селе рождались чудо-сказки Вечера зимою длинные, И лепили там из глины – Все игрушки не простые, А волшебно расписные. Правильный ответ 6

Слайд 7

Дымковская игрушка Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету света дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. 7

Слайд 8

Правильный ответ Какому народному промыслу принадлежат эти элементы росписи? 8

Слайд 9

Правильный ответ Какому народному промыслу принадлежат эти элементы росписи? 9

Слайд 10

Гжель Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе её названье – Гжель. 10

Слайд 11

Правильный ответ Эта декоративная живопись характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Крупные цветы связаны с более мелкими элементами узора травами, стеблями. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск - это традиция. Какому народному промыслу характерны такие элементы росписи? 11

Слайд 12

Жостово Кто смел раскинуть на подносе Такие яркие цветы? В своем бесхитростном вопросе Едва ль ответ не спрячешь ты. Смел смелый, смелая сумела, Из-под руки, как ветерки, Как стая ласточек, взлетела, Разбрасывая лепестки . 12

Слайд 13

Правильный ответ В каком народном промысле используется четыре основных цвета: красный, черный, желтый, зеленый? 13

Слайд 14

Правильный ответ Гордятся наши жители Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой! Голубизну небесную, Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашечку Легко перенесла. Какому народному промыслу характерна такая цветовая гамма? 14

Слайд 15

Правильный ответ Какому народному промыслу характерна такая цветовая гамма? Как правило, все элементы узоров этих мастеров выполнены красными, розовыми , синими, голубыми , зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне. 15

Слайд 16

Городецкая роспись Городецкая роспись - Как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони Молодецкая стать. Посмотрите на роспись – Сочность красок манит, Городецкая роспись Душу нам веселит. 16

Слайд 17

Правильный ответ Что за народный промысел? 17

Слайд 18

Посмотри, как хороша эта девица-душа Щечки алые горят, удивительный наряд. ( барышня)

Слайд 19

А у этого петуха все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост. У него совсем не прост- точно солнечный цветок. А высокий гребешок? Красной краскою горя, как корона у царя. (петух)

Слайд 20

В ней нету цвета дымного, что серости серей. В ней что-то есть от радуги, от капелек росы, В ней что- то есть от радости, гремящей, как басы!

Слайд 21

Прямые и волнистые полоски Листочки Солнышко Точки-горошины Кольца Круги Ромбики Штрихи Дуги



Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Цель: овладение технологией росписи игрушки узорами дымковских мотивов, используя разные элементы дымковской росписи.

Здравствуйте уважаемые родители!

Представляем вашему вниманию жюри:

-председатель – Чирова М.А., заведующий МБДОУ д/с «Чебурашка»;

-заместитель председателя – Суслова А.В., заместитель заведующего МБДОУ д/с «Чебурашка»;

-председатель родительского комитета Зольникова Татьяна Владимировна;

-учитель начальных классов АСШ – Лебедева Надежда Васильевна;

-социальный педагог АСШ – Чалых Светлана Михайловна.

          «К народным традициям должно быть    

                                                        величайшее внимание, их надо                      

                                                        изучать и воспринимать всей душой,    

                                                        их надо осваивать»  А.Б. Салтыков.         

1.Сегодня мы поговорим  о гордости России – о русской народной культуре.

2.Изделия русской народной культуры отражают народные традиции, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что в них представлен природный мир, материальная культура, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Народное искусство способствует развитию таких психических процессов как:
восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. В процессе знакомства с народным искусством решаются задачи нравственного воспитания, уважения к своему народу, к труду народных мастеров, гордость за их талант и труд, за русское народное искусство, любовь к Родине.

3.Красота нужна всем, но прежде всего она необходима нашим детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.

4.Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается викторина. В течение этой викторины мы вспомним  о промыслах, которые являются гордостью нашей России.

5.Уважаемые родители, предлагаем вам немного расслабиться и обратить внимание на колорит красок, с которыми мы встречаемся ежедневно…. (Музыкальная презентация «Волшебный мир цвета».)

6.Обратить внимание на большое количество игрушек. ( на столе стоят игрушки разных мастеров) Вы понимаете, что это игрушки не для игры, но они не менее красивы, не менее знамениты в России. Они созданы руками народных русских мастеров. (указывая по очереди на игрушки)

 - Посмотри, как хороша эта девица-душа

  Щечки алые горят, удивительный наряд. (барышня)  

- А у этого индюка все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост.

  У него совсем не прост- точно солнечный цветок,

 А высокий гребешок? Красной краскою горя, как корона у царя. (индюк)

-(вопрос родителям) Чем знаменито Дымково?....( Игрушкою своей.)

В ней нету цвета дымного, что серости серей.

В ней что-то есть от радуги, от капелек росы,

В ней что- то есть от радости, гремящей, как басы!

Игра с родителями: « Убери не дымковскую игрушку» (задание: вам нужно встать и убрать на другой стол по одной не дымковской игрушке)

-Молодцы с заданием справились.

Педагог: Ласково и нежно называют эту игрушку-Дымка.

- (вопрос родителям) Почему игрушки назвали дымковские? (ответы……)

Педагог: По месту их рождения, они из слободы Дымково, возле города Кирова.

Вопросы:

- Какие краски используют дымковские мастера?  (красный, желтый, синий, зеленый, белый фон)

- Какие узоры используются в дымковской росписи? (кружки, кольца, ромб, полоски, точки, клетки, прямые и волнистые линии)

Педагог: Дымковская роспись – это простейший геометрический орнамент.

Просим вас занять места за столами. Ваша задача - расписать эти игрушки по дымковским мотивам, приступаем к работе ( включаю музыку со слайдам по дымке)

В процессе рисования поговорки о правилах работы:

- Если очень стараться- будет все получаться.

- Работу выполнять не спеши, нельзя ее делать без души.

- Будет терпенье- будет и уменье.

- Дымка любит умелых!

- Где аккуратность, там и опрятность!

-Молодцы! Все игрушки удались на славу! Смотришь и улыбаться хочется! Мы считаем, что роль народных мастеров-умельцев вам сегодня удалась!

Это что за хоровод

В селе Дымково живет?

Поглядите, каковы,

И нарядны, и новы!

Платья яркие в горошек,

Много точек и дорожек,

И на белом материале

Узор красиво расписали!

Постарались от души,

Ах, умельцы, молодцы!!!

Спасибо вам, что вы пополнили нам коллекцию дымковских игрушек. Большое вам спасибо! На память о нашем Мастер-классе мы дарим вам буклеты о росписях народных умельцев  России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" - открытый НОД в подготовительной группе

Дети на занятии водят русский хоровод, исполняют частушки, песни о печке, о родной сторонке, играют в народные игры, читают стихи....

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

План совместной работы по приобщению к истокам русской народной культуре Педагогов, родителей и детей подготовительной к школе группы

Преемственность МАДОУ и родительского коллектива в воспитании ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры,   способствующей развитию личностных качеств....

Мастер-класс «Приобщение к истокам русской культуры. Атрибуты национального костюма. Русский национальный платок».

Цели и задачи:     познакомить  с народным традициям, обычаями, обрядами;расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного во...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...