Адаптация ребенка к условиям детского сада.
консультация (младшая группа) на тему

Касьянова Оксана Петровна

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик,  несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Психологическая подготовка

Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребенка морально – рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться – не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

Еще один совет – до начала посещения садика приобщать ребенка к совместным играм, побольше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же, почаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно – обычно детей приводят к 7.30-8.30 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час – с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. К этому времени ребенок «созреет» и быстро уснет.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие – около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели – сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни – один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

От чего зависит успешность адаптации к детскому саду:

  • От типа эмоциональной привязанности к матери. Дети с устойчивой привязанностью легче адаптируются, с тревожной – труднее, с дезорганизованной привязанностью – практически не адаптируются, «не садовские» дети.
  • Режим дня совпадает с режимом детского сада.
  • Рацион питания сходен с садовским.
  • Физически здоровые, без хронических заболеваний, не часто болеющие. Для адаптации ребенку нужны силы, которые болезнь отнимает. Каждая болезнь дает некоторую регрессию и задержку в развитии. После болезни более двух недель процесс адаптации необходимо начинать заново.
  • Развиты навыки самообслуживания в соответствии с возрастом.

Форма адаптации:

ЛЕГКАЯ. Безболезненно в течение месяца. 2-3 дня – гуляем на площадке с группой (лучше вечером, чтобы ребенок видел как детей забирают). 2-3 дня – мама в группе. Со второй недели – без мамы на полдня до обеда. Еще неделя – то же + дневной сон. Не задерживаться на каждой фазе!!! Проговаривать время, когда ребенка заберут и забирать без опозданий (маме лучше не работать).

СРЕДНЯЯ. Все периоды увеличиваются, ребенок испытывает нервное напряжение. Адаптация длиться несколько месяцев.

ТЯЖЕЛАЯ. Адаптация затягивается на полгода и более. Ребенок уходит в болезни, они удлиняются, нарастает психосоматика. Снижается аппетит, появляется слабость и т.п. В этом случае лучше забыть про сад на год и посещать кружки, секции, развивающие группы – для социализации. Лучше коллективный спорт. Плавание – для укрепление здоровья.

При пропуске детского сада более 2 недель – начинать процесс адаптации заново.




В период адаптации к детскому саду категорически НЕЛЬЗЯ

  • Наказывать ребенка садом («Вот пойдешь в садик, тогда и …»).
  • Отрицательно отзываться о воспитателях и работниках сада в присутствии ребенка.
  • Менять режим дня в выходные и период болезни.
  • Отучать от чего-нибудь (соска, памперсы и т.п.), приучать к чему-то новому (отдельная комната, новая диета и т.п.), выдвигать новые требования (новые обязанности, новые «горизонты» и т.п.


Лучше отводить в сад тому родителю, к которому ребенок меньше привязан (папе). Должен быть ритуал прощания, но очень короткий, не затянутый. Родитель должен действовать спокойно и уверенно. Не сожалеть, ни сюсюкать, ни откликаться на затягивание ребенком прощания.


Обязательно точно говорить, когда ребенка заберут, не опаздывать.


Возможно давать мягкую игрушку с собой (1-2 недели) или фотографию родителей. Это дает ребенку чувство безопасности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик,  несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Т.е., каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

Психологическая подготовка

Приблизительно за месяц, а то и раньше, можно начинать подготавливать ребенка морально – рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться – не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

Еще один совет – до начала посещения садика приобщать ребенка к совместным играм, побольше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же, почаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений.

К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно – обычно детей приводят к 7.30-8.30 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час – с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше сразу после «Спокойной ночи, малыши!», в 21.00. К этому времени ребенок «созреет» и быстро уснет.

В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие – около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели – сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни – один-два дня в неделю оставаться с ним дома.

От чего зависит успешность адаптации к детскому саду:

  • От типа эмоциональной привязанности к матери. Дети с устойчивой привязанностью легче адаптируются, с тревожной – труднее, с дезорганизованной привязанностью – практически не адаптируются, «не садовские» дети.
  • Режим дня совпадает с режимом детского сада.
  • Рацион питания сходен с садовским.
  • Физически здоровые, без хронических заболеваний, не часто болеющие. Для адаптации ребенку нужны силы, которые болезнь отнимает. Каждая болезнь дает некоторую регрессию и задержку в развитии. После болезни более двух недель процесс адаптации необходимо начинать заново.
  • Развиты навыки самообслуживания в соответствии с возрастом.

Форма адаптации:

ЛЕГКАЯ. Безболезненно в течение месяца. 2-3 дня – гуляем на площадке с группой (лучше вечером, чтобы ребенок видел как детей забирают). 2-3 дня – мама в группе. Со второй недели – без мамы на полдня до обеда. Еще неделя – то же + дневной сон. Не задерживаться на каждой фазе!!! Проговаривать время, когда ребенка заберут и забирать без опозданий (маме лучше не работать).

СРЕДНЯЯ. Все периоды увеличиваются, ребенок испытывает нервное напряжение. Адаптация длиться несколько месяцев.

ТЯЖЕЛАЯ. Адаптация затягивается на полгода и более. Ребенок уходит в болезни, они удлиняются, нарастает психосоматика. Снижается аппетит, появляется слабость и т.п. В этом случае лучше забыть про сад на год и посещать кружки, секции, развивающие группы – для социализации. Лучше коллективный спорт. Плавание – для укрепление здоровья.

При пропуске детского сада более 2 недель – начинать процесс адаптации заново.




В период адаптации к детскому саду категорически НЕЛЬЗЯ

  • Наказывать ребенка садом («Вот пойдешь в садик, тогда и …»).
  • Отрицательно отзываться о воспитателях и работниках сада в присутствии ребенка.
  • Менять режим дня в выходные и период болезни.
  • Отучать от чего-нибудь (соска, памперсы и т.п.), приучать к чему-то новому (отдельная комната, новая диета и т.п.), выдвигать новые требования (новые обязанности, новые «горизонты» и т.п.


Лучше отводить в сад тому родителю, к которому ребенок меньше привязан (папе). Должен быть ритуал прощания, но очень короткий, не затянутый. Родитель должен действовать спокойно и уверенно. Не сожалеть, ни сюсюкать, ни откликаться на затягивание ребенком прощания.


Обязательно точно говорить, когда ребенка заберут, не опаздывать.


Возможно давать мягкую игрушку с собой (1-2 недели) или фотографию родителей. Это дает ребенку чувство безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Адаптация ребенка в условиях детского сада.

Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...