Речевая готовность к школе
консультация (старшая группа) по теме

Цель: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.                                                              

Задачи:                                                                                                                                                        

  • Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.                                                                      

  • Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.                                                                                                                    

  • Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.                                                                                                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_k_shkole.docx19.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».                                                                                                                                                                                                                    Цель: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.                                                                                                                                              Задачи:                                                                                                                                                                                                                      • Познакомить родителей с понятием «речевая готовность» и с требованиями начальной школы к развитию речи первоклассников.                                                                                                                                                                                                    • Рассмотреть проблемы, которые могут возникнуть у учащихся с низкой речевой готовностью.                                                                                                                       • Определить роль родителей в формировании устной и письменной речи учащихся.                                                                                                                    Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребенка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебе.                                                                      Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы! Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы предпосылки в дошкольном периоде. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.                                                                                                                                                                               Давайте определим:                                                                                                                                                                                                 • Что входит в понятие «речевая готовность к школе».                                                                                                                        • Какие требования предъявляет начальная школа к речи первоклассника и готовности овладеть грамотой.                                                                                                           • Как могут отразиться несформированные знания и умения в области развития речи на усвоении таких предметов, как письмо и чтение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:                                                                                                                                                                               1. Дети должны уметь слушать и слышать других. При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.                                                                                                       2. Звуковая сторона речи                                                                                                                                                                                        - правильно произносить все звуки речи; Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.                                                                                                       - четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);                                                                                                                                                                                       - говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;                                                                                                             - изменять темп речи с учетом содержания высказывания. Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.                                                                                                                                                       3. Функции языкового анализа. Дети должны уметь:                                                                                                                                                                            - делить предложения на слова;                                                                                                                                                                             - делить слова на слоги; - уметь выделять все звуки в словах;                                                                                                                                      - устанавливать последовательность звуков в слове.                                                                                                             Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:                                                                                                                                 - слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);                                                                                                                                           - пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);                                                                                                                                                                                                            - пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); - перестановки букв (комната – «конмата»).                                                                                                                                                                             4. Лексическая сторона речи (словарный запас).                                                                                                                                                Дети должны уметь:                                                                                                                                                                                               - точно подбирать слова;                                                                                                                                                                                     - ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;                                                                                                                     - дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);                                                                                                                                                                                          - употреблять сложные слова (например: длинноногий); - пользоваться эпитетами (например: чистое поле);                                                                                                                           - подбирать метафоры (например: туча комаров);                                                                                                                                                      - использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);                                                                                                                                         - подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.                                                                                                                5. Грамматическая сторона речи. У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:                                                                           а) Навыки словоизменения:                                                                                                                                                                    Дети должны уметь: - изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);                                                                                                               - употреблять различные предлоги;                                                                                                                                                                           - согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);                                                                                                                                   - согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);                                                                                                  - правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).                                                                                                 В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:                                                                                                - ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);                                                                                                                                                               - пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);                                                                                                                                  - ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).                                                                                                                                                                                                             б) Навыки словообразования:                                                                                                                                                               Дети должны уметь:                                                                                                                                                                                              - образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);                                                                                                                                                                                                                                 - образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);                                                                                                                               - образовывать название детенышей животных;                                                                                                                                               - образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).                                                                                                                                                                                                    Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:                                                                                                            - замены суффиксов (козлята – «козленки»);                                                                                                                                                                - замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).                                                                                                                       Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.                                                    6. Связная речь. Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.                                                                                                                                     Дети должны уметь:                                                                                                                                                                             - свободно общаться с взрослыми и сверстниками;                                                                                                                                 - поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;                                                                                                                                      - рассказывать о пережитых событиях;                                                                                                                                                                       - пересказывать содержание сказки, рассказа;                                                                                                                                                                                - описывать окружающие предметы;                                                                                                                                                              - раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.                                                                                              Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений. Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе. Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе. Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам. Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях. На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребенка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности. Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с логопедом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном русском языке. Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме: «Речевая готовность к школе». «Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении в школе».

Уважаемые родители!  Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтени...

Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"

Долгосрочный проект  формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...

Речевая готовность к школе. Задания, игры и упражнения для подготовки детей к школе

Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента — общение...

Речевая готовность к школе.Пора в школу.

Презентация для родителей детей подготовительной группы...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

привлечь внимание родителей к недостаткам речи детей, раскрыть их влияние на успеваемость в дальнейшем в школе...

Презентация «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении».

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении...

Консультация для родителей "Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении" + презентация

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется   уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю сис...