Совместное творчество взрослых и детей в эстетическом освоении мира
статья (старшая группа) на тему

Лысенко Лия Андреевна

Проблема совместной деятельности взрослого и ребенка на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность, так как произошедшие за последние десятилетия социально – экономические изменения поставили общество перед необходимостью разработки новых программ в сфере дошкольного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

- Совместное творчество взрослых и детей в эстетическом освоении мира

- Лысенко Лия Андреевна

- Музыкальный руководитель

- МБДОУ «ЦРР-детский сад№134 «Жемчужинка» г. Чебоксары Чувашская Республика

Проблема совместной деятельности взрослого и ребенка на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность, так как произошедшие за последние десятилетия социально – экономические изменения поставили общество перед необходимостью разработки новых программ в сфере дошкольного воспитания. Определяющим началом в них является концепция индивидуально – личностного подхода в общении с дошкольниками. То есть от воспитателя требуется как глубокое понимание особенностей детского мировосприятия вообще, так и умение видеть, насколько верно складывается в сознании каждого отдельного ребёнка целостная картина мира, насколько её «палитра» насыщена тонами света, добра и любви. Частично решаются эти задачи средствами эстетического, в том числе музыкального воспитания.

Осуществляем мы его не только на специальных занятиях, но и на досуге, когда можно совершенно непринужденно, спонтанно, в игровой форме вовлечь ребёнка в совместную музыкальную деятельность.

К примеру, дети самостоятельно затеяли сюжетно – ролевую игру «Встреча в музыкальной гостиной». Воспитателю предоставляется возможность, став наравне с другими детьми участником этой (особенно среди девочек излюбленной) игры, незаметно, «изнутри» корректировать её ход. Это может быть прослушивание музыки и беседа о ней, рассматривание иллюстраций после прослушивания музыки, сочинение пьесок, танцев, маршей, совместная с взрослыми игра, изображение музыки в рисунках. Целесообразно в ряде случаев обеспечить условия для деятельности с «открытым концом»: так, чтобы дети при желании могли продолжить игру самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес к ней. Для этого создается предметная среда. Количество детей может быть разным, с которыми взрослые вступают в совместную творческую деятельность.

Данная проблема поставила перед нами следующие задачи:

  1. Открыть ребенку мир окружающих его людей, их переживаний, сделать этот мир ценным и значимым, создать атмосферу радости, условия для самовыражения ребенка, проявления его творческого начала.
  2. Приобщить ребенка к самостоятельному творческому воплощению музыкального образа в доступных для него формах.

3.        Создать условия для реализации художественно-творческого опыта,

от выполнения, которых зависит успешность совместного творчества.

Дети приобщаются к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и выражая  свое отношение путем создания новых образов и действий. Творческое проявление музыкальности позволяет активно развивать фантазию, воображение ребенка, оно выражается в начальных формах музыкального творчества - песенного, игрового, танцевального и т.д. Чтобы выполнить задачи развития музыкально-творческих способностей дошкольников в пении, игре на детских музыкальных инструментах, танцах, играх мною используется метод умственного поиска:

  1. вслушайся, вдумайся, оцени, сравни, выскажись;
  2. подбери иллюстрацию к прослушанному произведению;
  3. прочти стихотворение созвучно музыке;        ,
  4. укрась пьесу звучанием подходящих инструментов;
  5. нарисуй, что слышал.

Песенное творчество.

Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей может и должно быть пение взрослого. Но при этом очень важно, чтобы взрослому самому нравилось то, что он поет. Нужно чаще петь, что угодно, даже «про себя». Дети, видя рядом с собой такого взрослого, сами того не осознавая начинают ему подражать, напевать, импровизировать мелодии во время свободных игр, плясок. Эти мелодии порой состоят из сочетаний всего нескольких звуков, «положенных» на слова, сочиненных самими детьми. Но часто дети напевают и без слов полюбившиеся им мелодии. В таких случаях умелая помощь взрослого будет способствовать развитию песенного творчества.

Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей выразить свою индивидуальность, разбудить их фантазию, попытаться максимально раскрыть их способности.

Творческие задания детям вначале я даю простейшие:

а)        придумать свои интонации звукоподражания, например: пароход гудит, пчела жужжит, поет котенок;

б)        спеть свое имя, имя друга, название игрушки, попрощаться, поздороваться;

в)        вести творческую перекличку, например: «Зайка, зайка, где бывал? - «На лужайке танцевал» или «Чтоб в букет цветы собрать?» - «Ты попробуй всех поймать!» или «Я садовником родился и с цветами подружился, у меня большой букет» - «Только в нем ...».

И взрослые, и дети с удовольствием занимаются импровизацией.

г)        закончить знакомую песенку «Наш дом» М. Тиличеевой.

К старшему возрасту задания усложняются. Взрослый предлагает ребенку быть его «соавтором».

д)        закончить незнакомую песню;

е)        придумать на слова взрослого песню;

ж)        придумать на слова поэта песню, например: сл. А. Барто «Наша Таня»;

з)        придумать контрастные мелодии (взрослому - веселую, ребенку - грустную). Например: взрослый - «Солнце ярко светит, весело на свете», ребенок - «Дождик льет как из ведра, загрустила детвора».

Позднее он переходит к более самостоятельной деятельности.

и)        придумать песню на свои слова;

к)        придумать мелодии колыбельной, плясовой, вальса, марша, например: «Спят и травы и цветы, баю-баю спи и ты» - колыбельная; «Я притопну каблучком, и взмахну платочком, полечу я ветерком, закружусь листочком» - плясовая и т.д.

Тесное сотрудничество взрослых и детей развивают в детях способность к самостоятельному песенному творчеству.

Игровое творчество.

Его можно назвать основным, наиболее доступным, увлекательным и любимым детьми видом деятельности. В музыкальной игре ребенка интересует не только сам процесс, но и его результат. Он самостоятельно исполняет роль, которую сам себе выбрал по договоренности с другими детьми, в соответствии с сюжетом музыкальной игры. Действия продиктованы текстом песни. И текст, в свою очередь, подсказывает ребенку характерные повадки выбранного им персонажа, помогает раскрыть сюжет в определенной последовательности. Ребенок действует не только индивидуально. Он должен сочетать свои действия с действиями других. Музыкально-игровое творчество требует и коллективных усилий. Например, обыгрывание песни «Вот взяла лисичка скрипку» или игра «Найди себе пару» или игра «Незадачливый петушок» и т.д. При первых попытках выполнить творческие задания, у детей обычно обнаруживается зажатость в выборе выразительных средств. Но постепенно, из раза в раз, в ребенке раскрывается творческий потенциал, он начинает ощущать себя в образе предложенного ему персонажа, и делается способным изобразить характерные его черты и голосом, и мимикой, и движением.

В детском саду нужно уделять большое внимание и развитию творческих способностей средствами театрального искусства. Создать коллектив единомышленников. Решить этот вопрос можно будет, если каждый участник проявит свои способности, почувствует необходимость объединения для совместной работы.

Взрослый предлагает детям придумать сказку, небольшую историю, диалоги в которой сочиняют сами дети, ищут выразительные интонации для выражения чувств. Взрослый может помочь только наводящими вопросами, не давая готового образца для подражания, может включиться в сочинение сказки. Здесь важно любое проявление творчества. Оно может проявиться лишь в атмосфере доброжелательности, взаимного доверия. В совместной игровой деятельности воспитывается уважительное отношение друг к другу и взрослых и детей. Разыгрывание сказок духовно раскрепощает ребенка, дает возможность поверить в свои силы. Стремление ребенка к сочинительству является потребностью души. Советский психолог Выгодский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества». Игра и драматизация в жизни ребенка тесно связаны между собой. Фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Драматизация дает возможность проявить себя в различных формах творчества. Дети по своей инициативе придумывают сказки, истории, импровизируют диалоги, придумывают атрибуты и костюмы или инсценируют хорошо знакомые литературные произведения. Самостоятельно распределяют роли, намечают действие персонажей. Наиболее близки детям пьесы, которые они сочиняют сами. Взрослый принимает участие в их постановке, исполняет роль, чтобы точнее передать образы персонажей. Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем в процессе инсценирования. Необходимо обогащать детей яркими впечатлениями и знаниями об окружающей их действительности, об окружающем их мире.

С детьми разыгрывали сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Рукавичка», «Под грибом» Сутеева. Начинали со средней группы. «Аленушка и лиса» в средней группе, «Кот Котофеевич» в старшей группе.

Инсценирование сказок позволяет глубже усвоить содержание полюбившегося произведения.

Танцевальное творчество

Известно, что дети очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Танцы и пляски - хорошее средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку. Они дают возможность осваивать простые, а затем более сложные танцевальные комбинации.

Систематические занятия танцами способствуют поддержанию осанки: предупреждают возникновение её дефектов. Танцы влияют на формирование внутренней культуры детей: они помогают раскрытию художественных способностей, эстетических потребностей.

Дети легко и с удовольствием импровизируют только тогда, когда у них уже развиты и закреплены в мышечной памяти, в соответствии с программно – возрастными требованиями, основные танцевальные движения. Например: на I часть русской народной мелодии «Ах ты, береза» детям можно предложить хлопать в ладоши с различным ритмическим рисунком и с различным положением рук: над головой, перед собой. На II часть придумать свои движения, например: выставлять ножку с притопом, повороты, приседания. Для того чтобы дети всё внимание направляли на выразительность движений, для импровизации лучше брать хорошо знакомые детям плясовые мелодии. Например: «Ой, хмель, мой хмелек» и т.д. Взрослому вместе с детьми придумывать интересные варианты танцевальных движений, сообразуясь с характером музыки.

Начиная с простых импровизаций, различных переплясов, дети могут придумать любое движение, прослушав незнакомую пьесу. Если даже то или иное движение не совсем удачно, можно предложить сплясать каждому своё, чтобы доставить радость детям, желание выдумывать ещё и ещё.

Взрослый дает детям и коллективные задания. Например, совместно с другими придумать композицию танца, советуясь, предлагая и обсуждая индивидуальные варианты.

«Ах ты, береза» русская народная музыка. Парный танец.

Становятся парами в шахматном порядке.

  1. – отстукивают ритм ложками (прием игры на ложках «Маятник»)
  2. - кружатся топающим шагом
  1. –повернувшись лицом, друг к другу отстукивают ритм ложками (прием игры на ложках «Маятник»)
  2. - перестраиваются в круг
  1. - выставляют ногу на пятку
  2. – перестраиваются на диагональ
  1. – пружинка вправо-влево с отстукиванием ритма ложками
  2. - выстраиваются в шеренгу
  1. - идут на зрителей простым шагом, отстукивая ритм ложками
  2. - кружатся дробным шагом, кланяются

Дети любят танцевать под современную остро – ритмичную музыку. Но делать акцент на обучение именно этим танцам – не следует. Поскольку наша основная цель - общее развитие двигательной активности через посредство танца, включая в него лишь отдельные элементы современной ритмики: поскоки, прыжки, выбрасывание ног, пружинку, выставление ноги на пятку и носок, различные шаги.

Творчество в игре на детских музыкальных инструментах

Игра на инструментах - интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.

Детское творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструментов, с непосредственного знакомства с самими инструментами («Угадай, на чем играю»). Взрослый вместе с самим ребенком играет, как поют кукушки, как идет дождь, гремит гром, ходит кукла, скачет зайка, поет медведь. Эти творческие задания помогают познакомить детей с выразительными возможностями инструментов. После прослушивания песни М. Красева «Конь» находят нужный инструмент, передающий цокот копыт - ложки. В старшей группе вместе с взрослыми выполняем творческие задания, в основном связанные с импровизацией ритмического рисунка:

  1. сочинить марш, сыграть его на бубне, барабане;
  2. придумать музыкальный рассказ «Кто живет в лесу», передать при помощи ритма и высоты звука образ лесного зверя;
  3. игра «Эхо». Взрослый передает ритм - ребенок повторяет.

Для развития гармонического слуха предлагаю задание «Сочини музыку». Дети играют на металлофонах, на которых сняты 4 и 7 ступени, любые импровизации.

Чтобы у детей не пропадал интерес к творчеству, желательно использовать разученные песни, пьесы в играх, исполнять их на праздниках, развлечениях.

В заключении ещё раз хочется отметить, что совместная творческая деятельность взрослых и детей в эстетическом освоении мира имеет большое значение. Она активизирует фантазию, стимулирует самостоятельное решение поставленных задач, поиск наиболее выразительных средств и форм для воплощения замысла. Наряду со всем перечисленным расширяется музыкальный кругозор, воспитывается интерес к творчеству, происходит духовное раскрепощение, укрепляется уверенность ребёнка в собственных способностях. А в целом – открывает перед детьми мир окружающих его людей, их переживания, делает для них этот мир ценным и значимым.

Литература

1.Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. - Москва: Просвещение, 1989.

2.Гогобридзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Москва: Академия, 2007.

3.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. - Москва: Просвещение, 1998.

4.Радынова О.П. Музыкальное развитие детей в 2-х частях. - Москва: Владос, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»)

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ПУНКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»  (ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ ...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  НА ТЕМУ: «ВСТРЕЧА С БЕЛОЧКОЙ В ОСЕННЕМ ЛЕСУ»...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ МЛАДШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ  НА ТЕМУ: «СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СПАСАТЕЛИ»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ C ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ НА ТЕМУ: «СПАСАТЕЛИ»(ПО ПРОЕКТУ «ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ В...

Конспект мероприятия совместной деятельности взрослого и детей по социально-коммуникативному развитию для средней группы «В мире доброты»

На мероприятии педагог дает представление детям о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представление о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребно...