Главные вкладки

    Памятка для родителей тревожного ребенка
    консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Ярополова Ирина Анатольевна

    Тревожность в дошкольном возрасте.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trevozhnost_buklet_roditelyam.doc137.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Памятка для родителей тревожного ребенка.

    1. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников: совместные праздники, спортивные игры, посещайте бассейн, походы в парк, театр, кино, на выставки.

    2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

    3. Чаще используйте телесный контакт.

    4.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

    5.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

    6. Контролируйте свои реакции на различные жизненные ситуации, будьте во всем примером ребенку.

    7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его достижений, успехов.

    8.Будьте последовательны в воспитании ребенка.

    9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

    10.Ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других членов семьи.

    11. Необходимо отказаться от слов, унижающих достоинства ребенка.

    12.Не надо кричать ни на детей, ни в присутствии детей.

    13. Наказание использовать лишь в крайних случаях.

    14.Необходимо, чтобы в семье царило доверие и уважение.

    Педагог-психолог

    Ярополова

    Ирина Анатольевна

    Наш адрес:

    662971

    Красноярский край

    г. Железногорск

    ул. Кирова 4а

    тел. 75-45-31

    МБДОУ  № 29

    «Золотая рыбка»

    Портрет

    Тревожного

    Ребенка

    « Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.»

    Макаренко А. С.

    Тревожность

    в дошкольном возрасте.

    В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

    Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность заключается в том, что ребенок находится в постоянном

    ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

    Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию ребенка и снижению уровня тревожности.

    Критерии определения тревожности у ребенка.

    1. Постоянное беспокойство.

    2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем либо.

    3. Мышечное напряжение (во время выполнения заданий часто напряжен, скован, ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи).

    4. Раздражительность

    5. Заниженная самооценка (постоянно подавлен, насторожен, крайне нерешительный, мрачный взгляд на свое будущее).

    6. Соматические проблемы (боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах,

    учащенное сердцебиение).

    7. Нарушение сна (беспокойно спит, жалуется на страшные сны).

    Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

    Основные факторы, способствующие появлению у ребенка тревожности.

    *Наследственность - у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети.

    *Нарушение детско-родительских отношений:

    а) завышенные требования;

    б) противоречивые требования, предъявляемые родителями.

    В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

    Кинолента

    Цель: развитие невербальных форм общения, развитие памяти.

    Возраст: 5-6 лет.

    Количество играющих: 6-7 человек.

    Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий – повторить первые два слова и сказать свое и т. д. Когда все дети проговорят слова, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики

    Основные факторы, способствующие появлению у ребенка тревожности.

    *Наследственность - у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети.

    *Нарушение детско-родительских отношений:

    а) завышенные требования;

    б) противоречивые требования, предъявляемые родителями.

    Мысленное путешествие по картине

    Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

    Возраст: 6-7 лет.

    Количество играющих: 2 и более.

    Описание игры: взрослый детям показывает картину, они должны внимательно ее рассмотреть, а затем представить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы:

    - Где ты сейчас находишься?

    - Что видишь, слышишь?

    - Что происходит во время твоего путешествия?

    - Есть ли кто-то рядом?

    - Что бы ты хотел сейчас сделать?

    - Хочется ли тебе уйти с картины?

    - Хотел бы ты пригласить к себе в картину?

    Рекомендации родителям.

    • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
    • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте того что вы разрешали раньше.
    • Не требуйте того, что ребенок не сможет сделать.
    • Доверяйте ребенку, будьте с ним честны и принимайте его таким, какой он есть.

    АУ!

    Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

    Возраст: 3-4 года.

    Количество играющих: 5-6.

    Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

    Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

    Змейка

    Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.

    Возраст: любой.

    Количество детей: 10 и более.

    Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая змейку. Его цель – заставить играющих расцепить руки.такие дети из игры выбывают. Выигрывают те кто дольше продержится в змейке.

    Услышь свое имя.

    Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

    Возраст: 5-6 лет

    Количество играющих: 5-15.

    Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок у которого в руке мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом в круг и поймать мяч. Победитель тот, кто чаще всех ловил мяч.

    Замок.

    Цель:развитие мелкой моторики, самомассаж.

    Возраст: 3-4 года

    Количество играющих: любое.

    Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют движения

    Надвери висит замок /движения типа буравчика/

    Кто открыть его бы мог?

    /соединяют пальцы в «замок»/

    Потянули /»руки-замок вытягивают вправо, влево»/

    Покрутили /»руки-замок» вытягивают вперед, к себе/

    Постучали /пальцы в замке, ладошками аплодируют/

    И открыли! /пальцы разъединили, ладошки параллельно/

    Кенгуру.

    Цель: развитие координации движений

    Возраст: любой

    Количество играющих: любое

    Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу /20-30 м/. Если мяч выпадает, его поднимают и продолжают движение.

    Гонка мячей.

    Цель:развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости

    Возраст: 5-6 лет

    Количество играющих: 6-16

    Описание игры: дети делятся на 2 команды и выбирают капитанов, стоят в кругу. Капитаны начинают бросать мячи членам своей команды, а игроки передают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.

    Крокодил в болоте.

    Цель: развитие двигательной активности и воспитание умения сдерживаться.

    Возраст: 4-6 лет

    Количество играющих: 5-6

    Материал: различные геометрические фигуры, вырезанные из картонап – «кочки» на болоте.

    Описание игры: по ковру раскладываются «кочки». Дети – «охотники», они ловят крокодила, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. В роли крокодила лучше всего выступить взрослому, так как он ловит незадачливых охотников, которые сильно шумят (крокодил называет имя, охотник подходит к нему).

    Интервью.

    Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

    Возраст: 4-5 лет

    Количество играющих: 3 и более.

    Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они взрослые люди, по очереди встают на стульчик и отвечают на вопросы ведущего. Ведущий просит  ребенка представиться по имени- отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения...

    Мышка.

    Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: 3-6.

    Материал: мышка, бубен, платок.

    Описание игры: двое детей садяться на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий ребенок принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается

    В соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача – сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно использовать несколько инструментов: под гармошку она ползает, барабан – прыгает, бубен – ходит по рукам, дудочка – взбирается на шею...

    Гусеница.

    Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности.

    Возраст: 5-6 лет

    Количество играющих: 3 и более.

    Материал: мячики пор количеству играющих.

    Описание игры:дети встают друг за другом, положив руки на плечи, первый ребенок мяч держит на вытянутых руках, остальные зажимают их между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещено. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному пути, который указывает взрослый  или первый ребенок.

    Дотронься...

    Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

    Возраст: 4-5 лет

    Количество играющих: 6-8

    Материал: игрушки.

    Описание игры: дети становятся в круг, в центр складываются игрушки.ведущий произносит: дотронься до... (глаза, колеса, лоб, хвоста...). кто не неашел предмета – водит.

    Динозаврики

    Цель:снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

    Возраст: 3-4 года.

    Количество играющих: 6-7

    Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

    Горячий мяч

    Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости.

    Возраст: 4-5 лет.

    Количество играющих: до 10 детей.

    Материал: мячик с колокольчиком внутри.

    Описание игры: дети становятся в круг очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь его не уронить. Тот, кто упустил мяч, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

    Танец шляпы.

    Цель: развитие внимания, моторной координации.

    Возраст: с 2 лет

    Количество играющих: не менее 3-х.

    Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, остальные полукругом вокруг ведущего. Он показывает разные позы, разные выражения лица. Дети их повторяют.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей Тревожный ребенок

    Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем, иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия....

    Рекомендации для родителей: "Тревожный ребенок"

    Почему ребенок может стать тревожным и как ему помочь....

    Памятка для родителей - Тревожный ребенок (буклет)

    Тревожный ребенокПамятка для родителей Как помочь тревожному ребенку.Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Специал...

    Консультация для родителей "Тревожный ребенок"

    Рекомендации по взаимодействию с тревожным ребенком...

    "Работа с родителями тревожного ребенка"

    Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослого способствуют развитию этого качества у детей....

    Советы родителям тревожного ребенка

    Памятка для родителей тревожного рребенка...