Памятка для родителей тревожного ребенка
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Ярополова Ирина Анатольевна

Тревожность в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trevozhnost_buklet_roditelyam.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей тревожного ребенка.

1. Старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников: совместные праздники, спортивные игры, посещайте бассейн, походы в парк, театр, кино, на выставки.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт.

4.Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.

5.Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.

6. Контролируйте свои реакции на различные жизненные ситуации, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. ребенок должен чувствовать, что его принимают и ценят вне зависимости от его достижений, успехов.

8.Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10.Ежедневно отмечайте успехи ребенка, сообщая о них в присутствии других членов семьи.

11. Необходимо отказаться от слов, унижающих достоинства ребенка.

12.Не надо кричать ни на детей, ни в присутствии детей.

13. Наказание использовать лишь в крайних случаях.

14.Необходимо, чтобы в семье царило доверие и уважение.

Педагог-психолог

Ярополова

Ирина Анатольевна

Наш адрес:

662971

Красноярский край

г. Железногорск

ул. Кирова 4а

тел. 75-45-31

МБДОУ  № 29

«Золотая рыбка»

Портрет

Тревожного

Ребенка

« Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых.»

Макаренко А. С.

Тревожность

в дошкольном возрасте.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Тревожность заключается в том, что ребенок находится в постоянном

ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда.

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию ребенка и снижению уровня тревожности.

Критерии определения тревожности у ребенка.

1. Постоянное беспокойство.

2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем либо.

3. Мышечное напряжение (во время выполнения заданий часто напряжен, скован, ощущается мышечное напряжение даже в области лица и шеи).

4. Раздражительность

5. Заниженная самооценка (постоянно подавлен, насторожен, крайне нерешительный, мрачный взгляд на свое будущее).

6. Соматические проблемы (боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах,

учащенное сердцебиение).

7. Нарушение сна (беспокойно спит, жалуется на страшные сны).

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Основные факторы, способствующие появлению у ребенка тревожности.

*Наследственность - у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети.

*Нарушение детско-родительских отношений:

а) завышенные требования;

б) противоречивые требования, предъявляемые родителями.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают".

Кинолента

Цель: развитие невербальных форм общения, развитие памяти.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6-7 человек.

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий – повторить первые два слова и сказать свое и т. д. Когда все дети проговорят слова, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики

Основные факторы, способствующие появлению у ребенка тревожности.

*Наследственность - у тревожных родителей чаще вырастают тревожные дети.

*Нарушение детско-родительских отношений:

а) завышенные требования;

б) противоречивые требования, предъявляемые родителями.

Мысленное путешествие по картине

Цель: развитие воображения, осознание собственных чувств и переживаний.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 2 и более.

Описание игры: взрослый детям показывает картину, они должны внимательно ее рассмотреть, а затем представить себя на этой картине. Помочь им в рассказе могут вопросы:

- Где ты сейчас находишься?

- Что видишь, слышишь?

- Что происходит во время твоего путешествия?

- Есть ли кто-то рядом?

- Что бы ты хотел сейчас сделать?

- Хочется ли тебе уйти с картины?

- Хотел бы ты пригласить к себе в картину?

Рекомендации родителям.

  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
  • Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте того что вы разрешали раньше.
  • Не требуйте того, что ребенок не сможет сделать.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честны и принимайте его таким, какой он есть.

АУ!

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Змейка

Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.

Возраст: любой.

Количество детей: 10 и более.

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, становясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая змейку. Его цель – заставить играющих расцепить руки.такие дети из игры выбывают. Выигрывают те кто дольше продержится в змейке.

Услышь свое имя.

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет

Количество играющих: 5-15.

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок у которого в руке мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом в круг и поймать мяч. Победитель тот, кто чаще всех ловил мяч.

Замок.

Цель:развитие мелкой моторики, самомассаж.

Возраст: 3-4 года

Количество играющих: любое.

Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют движения

Надвери висит замок /движения типа буравчика/

Кто открыть его бы мог?

/соединяют пальцы в «замок»/

Потянули /»руки-замок вытягивают вправо, влево»/

Покрутили /»руки-замок» вытягивают вперед, к себе/

Постучали /пальцы в замке, ладошками аплодируют/

И открыли! /пальцы разъединили, ладошки параллельно/

Кенгуру.

Цель: развитие координации движений

Возраст: любой

Количество играющих: любое

Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу /20-30 м/. Если мяч выпадает, его поднимают и продолжают движение.

Гонка мячей.

Цель:развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости

Возраст: 5-6 лет

Количество играющих: 6-16

Описание игры: дети делятся на 2 команды и выбирают капитанов, стоят в кругу. Капитаны начинают бросать мячи членам своей команды, а игроки передают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.

Крокодил в болоте.

Цель: развитие двигательной активности и воспитание умения сдерживаться.

Возраст: 4-6 лет

Количество играющих: 5-6

Материал: различные геометрические фигуры, вырезанные из картонап – «кочки» на болоте.

Описание игры: по ковру раскладываются «кочки». Дети – «охотники», они ловят крокодила, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. В роли крокодила лучше всего выступить взрослому, так как он ловит незадачливых охотников, которые сильно шумят (крокодил называет имя, охотник подходит к нему).

Интервью.

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет

Количество играющих: 3 и более.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они взрослые люди, по очереди встают на стульчик и отвечают на вопросы ведущего. Ведущий просит  ребенка представиться по имени- отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения...

Мышка.

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3-6.

Материал: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садяться на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий ребенок принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается

В соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача – сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно использовать несколько инструментов: под гармошку она ползает, барабан – прыгает, бубен – ходит по рукам, дудочка – взбирается на шею...

Гусеница.

Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности.

Возраст: 5-6 лет

Количество играющих: 3 и более.

Материал: мячики пор количеству играющих.

Описание игры:дети встают друг за другом, положив руки на плечи, первый ребенок мяч держит на вытянутых руках, остальные зажимают их между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещено. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному пути, который указывает взрослый  или первый ребенок.

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет

Количество играющих: 6-8

Материал: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складываются игрушки.ведущий произносит: дотронься до... (глаза, колеса, лоб, хвоста...). кто не неашел предмета – водит.

Динозаврики

Цель:снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 6-7

Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Горячий мяч

Цель: развитие внимания, скорости реакций, моторной ловкости.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: до 10 детей.

Материал: мячик с колокольчиком внутри.

Описание игры: дети становятся в круг очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь его не уронить. Тот, кто упустил мяч, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

Танец шляпы.

Цель: развитие внимания, моторной координации.

Возраст: с 2 лет

Количество играющих: не менее 3-х.

Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, остальные полукругом вокруг ведущего. Он показывает разные позы, разные выражения лица. Дети их повторяют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Тревожный ребенок

Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем, иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия....

Памятка для родителей - Тревожный ребенок (буклет)

Тревожный ребенокПамятка для родителей Как помочь тревожному ребенку.Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.Специал...

Памятка для родителей "Если ребенок тревожный..."

Нарушение отношений с родителями, напряженная обстановка в семье часто может способствовать появлению и закреплению тревожности у ребенка. Памятка  поможет родителям определить наличие у ребенка ...

Памятка для родителей "Тревожный ребенок"

Памятка для родителей  "Тревожный ребенок"...

Памятка для родителей "Тревожные дети. Советы психолога родителям"

Окружающий мир для тревожного ребенка – враждебный и пугающий, ребенок все время ощущает себя подавленным, с настороженностью относится к окружающим, а также с большим трудом налаживает новые ко...

Тревожные родители-тревожный ребенок

О причинах тревожности у детей...