Консультация для родителей "Поощрение и наказание детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Зверева Ирина Валерьевна

Консультация для родителей "Поощрение и наказание детей  дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooshchrenie_i_nakazanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Поощрение и наказание детей дошкольного возраста

        Поощрения и наказания играют большую роль в процессе воспитания ребенка. Как правильно применять эти «воспитательные средства»? На первый взгляд, все предельно ясно. И наказания, и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

        Необходимо помнить, что:

  • За один проступок должно следовать одно наказание.
  • Не следует откладывать наказание. В силу длительной отсрочки существует вероятность того, что у ребенка не возникнет связь между проступком и наказанием.
  • При любом наказании дети не должны быть лишены возможности удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
  • Ребенок должен быть информирован о том, за что будет наказан и в какой форме.
  • При наказании детей исключено также припоминание прежних шалостей. Надо говорить только о том, за что ребенок наказывается именно  сейчас.
  • Если ребенка наказывает один из родителей, второй никогда не должен вмешиваться, даже если он не согласен с наказанием. Лучше выйти из комнаты. Позже, в отсутствие ребенка можно выяснить свои разногласия.
  • Если у вас возникло сомнение, наказывать ребенка или нет, лучше откажитесь от наказания.

Наказанием для ребенка должно быть понимание им того, что он расстроил, огорчил самого значимого, самого любимого для него человека.

Поощрение – более действенный инструмент воспитания. Когда нас хвалят, мы испытываем невероятное удовольствие, которое хочется продлить, задержать, повторить. Поэтому ребенок, хотя бы раз почувствовавший удовольствие от поощрения, свяжет его с конкретным поступком, который ему предшествовал, и обязательно захочет его повторить.

Данный механизм не применим к наказаниям. Взрослые ошибаются, когда думают, что наказанный ребенок постарается не повторять свой проступок. Напротив, для него переживание унижения и стыда, сопутствующие наказанию, связывается с чувством обиды и негативного отношения к наказавшему его человеку.

Награда, одобрение и похвала возвышают ребенка, ориентируют его на хорошее поведение, дают ему осознание того, что делать людям приятное – значит и самому испытывать радость. Наказание же, особенно связанное с открытым актом насилия, несет в себе негативный эмоциональный заряд и обращает ребенка против наказывающего.  Кроме того, ребенок будет постоянно бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания, станет в будущем более изобретательно скрывать свои проступки.

Но не стоит понимать все вышесказанное дословно и оставлять без внимания любые плохие действия ребенка. Если он сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя, то психологической подоплекой такого рода действий с его стороны зачастую является проверка родительской силы и границ их возможностей. Если родители не способны постоять за себя, то ребенок не может быть уверен в том, что в ситуации опасности они смогут его защитить. Воспитание заключается в том, чтобы ребенок, осознавая и оценивая свои поступки, старался не повторять те из них, которые считаются плохими, и совершал хорошие. И указывать на то, что ребенок доставил кому-то неприятности или причинил боль, следует именно взрослым.

Суть наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, что необходимо исправлять вред, хотя бы частично возмещать нанесенный ущерб. Самое главное значение наказания заключается в снятии вины, которую испытывает напроказивший ребенок. Важно, чтобы ребенок понял и принял свою вину, тогда и наказание покажется ему заслуженным.

Справедливым считается наказание, которое ребенок получает за нарушение правил, обсужденных и установленных родителями и которые известны ребенку.

Важно также при совершении ребенком, какого – либо нежелательного поступка выяснить его мотивы: сделан ли он по незнанию или из любопытства, с умыслом или по забывчивости, от скуки или по какой-либо другой причине. Только исходя из мотивов следует оценивать случившееся.

Ни в коем случае нельзя плохой поступок ребенка отождествлять с его личностью и ставить знак равенства между шалостью и самим ребенком. Часто родители сгоряча говорят: «Ты плохой, раз совершил такой поступок!». Но следует прежде всего донести до ребенка мысль о том, что плохой вовсе не он, а его поступок. Лучше сказать так: «Как ты мог? Я от тебя этого не ожидала. Ты ведь такой умный ребенок, все понимаешь, я тобой очень горжусь. Не расстраивай больше меня, ладно?». Необходимо, чтобы ребенок знал: его действия не влияют на ваши с ним отношения.

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста?

  • Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, чтобы дети были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
  • Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  • Поощрять не только результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь.

Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста?

  • Молчанием. Выдерживать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  • Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
  • Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научите ребенка бояться наказания, но и преподадите ребенку урок жестокости.
  • Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
  • Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
  • Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше возраст ребенка, тем ближе должно быть наказание к проступку).
  • Упрекать и понимать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

Подумайте, чего больше в ваших воспитательных приемах – поощрений и похвалы или наказаний и осуждений? Помните: поощрение более действенное воспитательное средство, чем наказание. Если наказание лишь останавливает дурные действия, то поощрение ориентирует на хорошее.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Проблема наказания" (1 класс )

В данной статье содержится материал для родительского собрания или для консультации по теме "Проблема наказания". Родителям предлагается проанализировать данную проблему,найти приемлемые способы ее ре...

Консультация для родителей воспитанников: "Наказание без насилия"

Мнение социального педагога по одному из сложных вопросов родителей....

Консультация для родителей "О наказании ребенка"

Консультация для родителей "О наказании ребенка"...

Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"

Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....

Трудовое воспитание детейдошкольного возраста

Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....