Проект «Вместе – дружная семья»
проект (подготовительная группа)

Колесникова Ксения Вячеславовна

Цель проекта для воспитателя: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_gruppa.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад № 50 «Дюймовочка»

Проект по взаимодействию с семьёй

Разработала воспитатель

подготовительной к школе группе:

Колесникова К. В.

                                                 

2019 год.

Название проекта: «Вместе – дружная семья» 

Руководители проекта: воспитатель подготовительной к школе группы, первой квалификационной категории Колесникова К. В.

Актуальность: Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они закладывают первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Но в современной социокультурной ситуации ослаблено действие естественного механизма формирования успешного родителя. Молодые семьи стремятся к самостоятельности и независимости в решении разных вопросов, в том числе и вопросов воспитания ребенка, что приводит к ошибкам, которые сложно исправить.

        Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей. Сотрудничество с родителями одна из важнейших сторон деятельности ДОУ.

Проблема: Что такое семья? Какими бывают семейные традиции и ценности в каждой семье?

Цель проекта для воспитателя: Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи для воспитателя: 

1. Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи;

2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей;

3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями;

4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным;

5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Ожидаемый результат: 

  1. Создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами;
  2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей;
  3. Развитие творческих способностей детей и родителей в совместной конкурсной деятельности;
  4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий;
  5. Создание системы комплексной работы с родителями.

Участники проекта: дети 6 -7 лет, родители, воспитатели.

Объект исследования:

 Семья. Семейные ценности.

Предмет исследования:

Семья.

Тип проекта:

  • Информационно-практико-ориентированный.
  • Средней продолжительности (с февраля по май 2019 года)
  • Групповой (дети, родители, воспитатели подготовительной к школе группы «Кораблик»)

Продукт проектной деятельности:

  • Анкеты, тесты, опросники;
  • Папка с памятками, буклетами, рекомендациями;
  • Фотоматериалы с совместных мероприятий;
  • Страничка группы на сайте МБДОУ.

Практическая значимость заключается в создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей;

  • Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей;
  • Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи;
  • Создание методической копилки по патриотическому воспитанию;
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях;
  • Укрепление связи семьи и ДОУ.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Гипотеза:

В условиях ДОУ возможно сформировать патриотические качества личности детей через приобщение их к семейным традициям и ценностям.

Этапы реализации проекта:

  1. этап: поисковый
  1. Составление паспорта проекта; (педагог)
  2. Ознакомление с проектом;
  3. Проведение родительского собрания на тему «Я и моя семья»; (педагог)
  4. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье; (педагог, дети)
  5. Подбор наглядно-дидактического материала; (педагог)
  6. Беседы о семье, маме, папе, бабушке и дедушке; (дети, педагог)
  7. Анкетирование родителей «Нравственные ценности»;
  8. Тест для родителей « Умеете ли вы воспитывать своих детей?»;
  9. Памятка родителям.

2 этап: аналитический

  1. Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику;
  2. Рассматривание иллюстраций «Права ребенка», «Семья» и др. ;
  3. Опрос детей «Что я знаю о семье?»;
  4.  Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов;
  5.  Дидактические игры.

3 этап: практический

1. Реализация плана проекта; (педагог, дети)

2.  Рисование с элементами аппликации: (дети)

 «Цветок для мамы», «Букет цветов»

 3. Аппликация: «Моя семья», «Творческая мастерская» (дети)

 4. Сюжетно-ролевая игра « Семья», « Дочки матери»; (педагог, дети)

 5. Конструирование « Мой дом»; (дети)

 6. Оформление стенда «Защита прав и достоинства ребёнка в семье» (педагог)

4 этап: презентационный

1. Родительское собрание «Воспитание любовью»; (педагог)

 2. Семинар – практикум «Типы семейного воспитания»; (педагог)

 3. Выставка детских работ, совместного творчества родителей и детей; (педагог)

 4. Конкурс «Генеалогическое древо с презентацией»; (родители)

 5. Оформление альбома «Семья – это мама, папа, Я»; (родители, дети)

 6. Праздник «Вместе весело шагать»; (педагог, дети, родители)

7. Видеоинтервью детей о своих семьях в рассказах « Семья глазами ребёнка»; (педагог, дети)

 8. Родительское собрание « Как хорошо , что есть семья, которая от бед везде хранит меня»; (педагог)

9. Подведение итогов проектной деятельности. (педагог)

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Обновление предметно-развивающей среды;

2. Изготовление стендов совместно с родителями;

3. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров (связанных с семьей);

4.  Внедрение новых форм работы с детьми;

5. Развитие речевого общения и этикета.

План реализации проекта:

Образовательная область

ОО «Речевое развитие»

Задачи

Способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, воспитывать у детей заботливое отношение к маме, желание помочь ей.

Прививать чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

Уточнить представление детей об обязанностях в семье, формировать ценностные отношения к себе и своим близким.

Закреплять навыки внимательного отношения к членам семьи, расширить представление детей о своих родителях.

Выявление представлений о родственных отношениях, о своих родителях, оценить динамику детско – родительских отношений.

Вид деятельности

Беседы о семье, маме, папе, бабушке и дедушке.

«Мамины помощники»

 «Моя семья»

«Долог день до вечера, когда делать нечего»

«Бабушка, дедушка – мои лучшие друзья»

 Занятия:

 «Моя любимая семья» 

«Семья вместе – так и душа на месте» 

«При солнышке тепло при матери добро» 

«О моём любимом папе»

«Едем в гости к бабушке»

ОО «Познавательное развитие»

Обобщить знания детей о своих близких. Формировать умение определять семейные ценности, традиции. Формировать у детей умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; развивать память, речь, логическое и творческое мышление

Пословицы и поговорки о семье:

«Добрая семья прибавит разума — ума»

«Добро по миру не рекой течет, а семьёй живет»

«Семья – опора счастья»

«Семья – это радость, тепло и уют»

Прослушивание стихотворений, разучивание песен на тематику:

 «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто

«Мама» К. Ибряев

«Мама», «Моя мамочка» Я. Ким

«А что у вас» С. Михалков

«Посидим в тишине» Е. Благинина

«Купание» «Младший брат» А. Барто

«Маму поздравляют малыши»Л. Миронова

«Яблочко румяное» Е. Стеквашова

«Мамин портрет» Г. Виеру

«Мамочке подарок» О. Чусовитина

«Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен

ОО Социально –коммуникативное развитие»

Создать у детей эмоциональное настроение, увлечь семейными традициями.

Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества.

Прививать взаимопомощь, дружелюбие, бережное отношение к близким. Формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук и др..

Рассматривание иллюстраций «Права ребенка», «Семья» и др.

Участие в опросе «Что я знаю о семье?»

Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов.

Занятие и игры с дидактическими пособием «Назови правильно» «Мамин помощники», «Пчелкина семья, сказка для малышей»

Опрос детей «Что я знаю о семье?»

Сюжетно-ролевая игра

« Семья»

 « Дочки матери».

ОО «Художественно –эстетическое развитие»

Вызвать желание нарисовать цветок в подарок маме. Прививать заботливое отношение к маме, желание порадовать. Развивать чувство формы и цвета, вызывать желание нарисовать картину. Воспитывать чувство забот о маме. воспитывать заботливое отношение к родителям. Формировать у детей понятие «семья», развивать фантазию, творчество расширить сведения о семье, способствовать воспитанию нравственных устоев семьи.

Рисование с элементами аппликации.

«Цветок для мамы»

 «Букет цветов»

Рисунки совместно с детьми « Портрет моей мамы»

«Дом в котором я живу».

 Аппликация.

 «Моя семья»-

«Творческая мастерская» ( украшение фото рамок для семейного альбома совместно с родителями)

 Выпуск каждой семьи газеты 

«Моя семья»

  Конструирование 

« Мой дом».

ОО «Физическое развитие»

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей через движение и эмоциональную комфортность;

Формировать доброжелательные отношения между ребёнком и родителями, воспитывать гуманное отношение к родным.

«Мама, папа, я – дружная семья!»

Сотрудничество с родителями

Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями, воспитывать культуру речи.

 Анкетирование родителей «Нравственные ценности»

Тест для родителей 

« Умеете ли вы воспитывать своих детей?»

 Памятка родителям:

«Создание благоприятной семейной атмосферы».

 «Что вы знаете о правах детей».

«Не забыть сделать для ребёнка и вместе с ребёнком».

 Консультации:

«Как правильно вести себя с ребёнком»

«Роль отца в воспитании ребёнка»

«Как желательно ( не желательно) вести себя с первым ребёнком»

«Детские игры – дело серьёзное»

Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта:

  • Анкетирование родителей «Нравственные ценности»;
  • Оформление стенда «Защита прав и достоинства ребёнка в семье».

Форма презентации проекта: презентация

Информационные ресурсы:

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.

2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.

3.Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. – М.: «Прсвещение», 1969. – 169с.

4. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи./ А.Н. Елизарова // Вестник МГУ. – 1996. - №1. – С. – 42 – 49.

5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.

6. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л.С.Киселёва - М.: 2004 г.

7. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике. /В.Макарова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.

8. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья./ Т.А. Макарова, Л.В.Загик, В.М. Иванова – М.: «Просвещение», 1981. – 176 с.

9. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада./ Л.Ф. Островская – М.: «Просвещение», 1987. – 144 с.

10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. – 2007. - №8. – С. 9 – 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Вместе дружная семья"

В проекте освещена важность роли семьи в жизни человека. сплочения детей и родителей....

Инновационный образовательный проект «Вместе дружная семья»

Инновационно-образовательный проект о построение единой линии взаимодействиямеджду семьей, детским садом и школой. Материал включает в себя: концепцию проекта,ресурсное обеспечение, этапы работы....

Проект "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"

Проект: «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»Детский сад и семья –два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг другаи взаимодействовать между с...

Педагогический проект "Вместе дружная семья - детский сад, родители и я"

Мини - проект направлен на сплоченние детского коллектива и семьи....

Проект «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (краткосрочный)

Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины раз...

Проект “Вместе дружная семья – детский сад, родители и я”

“Вместе дружная семья – детский сад, родители и я”...

Проект «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я» (младшая группа, краткосрочный)

Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины раз...