Консультация "Игра и игрушки"
статья
Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры, специфическое средство массовой информации, поскольку в них зашифрованы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игра и игрушки.
Игра является школой формирования произвольного поведения, школой морали в действии, деятельностью, определяющей развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Вспомните игру: «Море волнуется - раз, море волнуется - два, море волнуется – три, на месте фигура замри!» Даже самые непоседливые мальчики и девочки замирают и не шевелятся, сколько требует правило. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно - он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровое действие, цель с успехом будет достигнута Можно сколько угодно долго, объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшие составляющие любой культуры, специфическое средство массовой информации, поскольку в них зашифрованы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что книга или интернет для взрослого. Подлинная игрушка утверждает добро и предопределяет различение добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли. Часто ребенок сам находит предметы, отвечающие определенным, часто неосознанным его потребностям: коряга, камушек, ракушка, тряпочка и многое другое, и наделяет особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Императрица Екатерина II издала распоряжение, касающееся воспитания своих внуков: Константина и Саши (будущего царя Александра I): «Веселость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей при игре не унимать. В игру их приставникам не мешаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда». На Руси всегда была высокая детская игровая культура, даже среди бедного населения. Взрослые с любовью делали игрушки и сохраняли их, передавая от старших детей к младшим. По поверью, игрушки могли способствовать урожаю, богатству, счастью семьи, или, наоборот, приносить несчастье.
Ассортимент игрушек разнообразен, но все ли они полезны ребенку, игрушка является не только сопровождением игры, но и средством обучения, развлечения и даже лечения. А чем играют сегодня наши дети? Самая востребованная игрушка для девочки – кукла. Вглядитесь в Барби и другие аналогичные куклы. Сто раз подумайте, прежде чем «порадовать» дочку такой куклой. Кукла должна будить в девочке заботу и нежность, закладывать начальные основы материнского инстинкта. Барби абсолютно не похожа на ребенка, ее не нужно пеленать, кормить, петь ей песенки на ночь. Обслуживая Барби, ребенок начинает ощущать себя прислугой, в лучшем случае – подругой, но никак не «мамой». Кроме того, Барби может вызвать у девочек чувство неполноценности, стойкого недовольства своей внешностью, что может в дальнейшем привести к неврозу.
Игрушка, помимо прочего, призвана выполнять обучающую функцию, давать ребенку представление о мире, в котором он живет. Зверушки кислотных цветов, не имеющие аналогов в реальном животном мире. Очевидно, что пронзительно-синий медведь с парой лишних лап такого знания дать не может. А, кроме того, перенасыщенность яркими красками и деталями развивает у малышей тревожность, провоцирует нервозность.
Чрезмерно детализированные «страшные» игрушки: киборги, неприятно похожие на человеческое существо, монстры с тщательно изображенными уродствами (шрамами, бородавками и т.д.), вампиры с вполне реалистичными зубами давно уже получили прописку во многих детских. Есть мнение, что такие игрушки учат преодолевать страхи. Совсем не все «страшные» игрушки вредны: не зря же во многих сказках добрый герой побеждает злобное чудище. Вот только «злобное чудище» должно быть условным, без реалистичных подробностей – их малыш домыслит сам, и дорисует в воображении ровно то, что его психика сможет выдержать без проблем.
Разнообразные трансформеры: человек-машина, человек-робот и тому подобные, как правило, не несут четкой оценочной нагрузки. Кто за добро, а кто – за зло? «Супергерой» и «суперзлодей», часто отличаются только цветом своего костюма. Как маленькому человеку понять, на чьей он стороне? Подобные игрушки стирают грань между хорошим и плохим. Ребенок, чьи представления о моральных ценностях еще до конца не сформировались, просто не понимает, на чьей стороне ему надо играть. Еще хуже игры, посвященные гибели всего живого на земле, уничтожению природы, экологическим катастрофам. Настольные игры вроде «Гибели цивилизации» или «Войны миров», несут откровенно негативный заряд и подсознательно готовят малыша к тому, что он «живет в страшном мире, который вот-вот может погибнуть». Сенсорная агрессия окружающей среды лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен. Игровые приставки, компьютерные игры уводят малыша из реального мира.
Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов - психологов и педагогов во всем мире. Игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, представление о добром и злом деформируются.
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей не является игрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира; она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. К сожалению, хорошо покупаемая игрушка - та, что нравится взрослым. Но часто она меньше всего для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Игрушка для ребенка должна быть источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития воображения, оставляя возможность для самостоятельного творчества.
Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она несет.
У нас есть хорошие и « умные» игрушки, вернее сказать, мудрые игрушки. В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Они учат малышей во время своих вечерних встреч добру, справедливости. Учат не обманывать и не предавать и многому другому. И все это рассказывается в понятной для детей форме. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей. Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. А есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии. Сухомлинский говорил, что интеллект ребенка находится на кончиках пальцев. Глина, соленое тесто – прекрасный материал для совместного творчества, создания семейного театра; пазлы –для отдыха; футбол и другие подвижные игры – для здоровья. Присмотритесь, прислушайтесь к своему ребенку. Начиная свой день и заканчивая его, ставьте ЦЕЛЬ, чтобы все ваши действия и поступки были нацелены на то, чтобы помочь быстрее развиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуг в подготовительной группе « Раз игрушка, два игрушка»
Совместный досуг с тифлопедагогом....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"
Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...
Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»
Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...
Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.
Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты. Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...
Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки
В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....
Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".
Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...
Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.
Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...