Главные вкладки

    Психологическое здоровье дошкольников
    статья

    Попова Олеся Владимировна

    Психологическое здоровье дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologicheskoe_zdorove_doshkolnikov.docx13.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    Психологическое здоровье дошкольников

    Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья. Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья: - психическое здоровье; - социальное здоровье; - физическое здоровье. В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении. Каковы же условия приобретения и сохранения психологического здоровья детьми? Если в младенчестве основное влияние на развитие личности малыша осуществляется матерью, в раннем возрасте существенную роль играет эмоционально и отец, то в дошкольном детстве на ребенка воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ему необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Конфликтные взаимоотношения и не здоровый образ жизни родителей – нарушают этот процесс. Важны также и следующие условия: 1. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. 2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. 3. Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения. 4. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание. Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как: А) Умение любить себя и другого человека. Б) Личностная рефлексия. В) Потребность в саморазвитии. Как можно научить любить себя и другого человека? Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель - ребенок», а по типу «взрослый - взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п. Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние. Например, «Я понимаю, что ты расстроен, что у тебя не получилась работа, и тебе обидно, что это произошло именно с тобой». Чтобы увидеть, что происходит в душе ребенка, нужно отодвинуть в сторону собственные переживания и ожидания. Полезно освоить так называемые «Я - высказывания», переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуация у педагога. Например, реплики типа «Ты опять ударил Машу?» нужно заменять фразами: «Я огорчена, что ты не можешь поладить с Машей» или «Я беспокоюсь, что ты не можешь подружиться с детьми» и т.п. Потребностно-мотивационное направление связано с сохранением психологического здоровья детей и предполагает формирование у них потребности в саморазвитии. Это, пожалуй, самое трудное, т.к. связано с собственным развитием родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"

    Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения...

    "Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

    Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

    Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.

    Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду.  Проект программы  «Краски Природы» разрабатывался с использованием...

    Программа по формированию психологического здоровья дошкольников с помощью сказкотерапии «Здравствуй, сказка»

    Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу  воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос...

    Рабочая программа педагога – психолога по формированию психологического здоровья дошкольника «Будь здоров, малыш!»

    Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п...

    Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»

    Мастер-класс «Укрепление и сохранение психологического здоровья дошкольника»...

    «Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.

    В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л....