Тематические недели для детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа)
Тематические недели для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематические недели для детей старшего дошкольного возраста | 90.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая неделя.
Наш детский сад. Игрушки.
Цели: Расширять представления детей о детском саде, его помещениях и работниках. Систематизировать знания детей об игрушках, закрепить в речи обобщающие понятия «Игрушки». Учить координировать речь с движениями. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к игрушкам, вежливое отношение к взрослым.
Загадки
Зверь забавный сшит из плюша, (Плюшевый медведь) | Круглый я как Шар земной (Мяч) |
Это что за зверь такой Пробежал по мостовой, На ногах его - резина, А питается бензином? Он рычит, клубится пыль. Что за зверь? (Автомобиль) | Любит наряжаться свечка (Пирамидка ) |
«Мячик»
Координация речи и движения, развитие общей моторики.
Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. | (Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.) (Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.) |
Пальчиковая гимнастика.
«Игрушки»
Работа над темпом и ритмом речи.
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Да медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. | (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.) (Загибают поочередно все пальчики.) (Разгибают поочередно пальчики.) (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.) |
Тематическая неделя.
Золотая осень. Сезонные изменения в природе. Деревья и кустарники.
Цели: Замечать изменения в природе и описывать их: похолодание, уменьшение продолжительности дня, частые продолжительные дожди. Проговаривать с детьми названия осенних месяцев, о красках осени. Уметь сравнивать деревья и кустарники вблизи вашего дома. Учить координировать речь в движении, составлять предложения из трех, четырех слов, отвечать на вопросы полным ответам. Воспитывать бережное отношение к природе.
«Листья»
Координация речи с движением
Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. | (Кружатся на цыпочках, руки в стороны) (Приседают) (Движения руками вправо – влево) (Поднимаются, кружатся) |
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу средним и
указательным пальчиками.)
Выучить стихотворение.
Осень, осень наступила
Листья в небе закружила
И у нас во дворе листья разные
Золотые, красные, желтые, зеленые
Солнцем опаленные.
Листья падают, шуршат
И спешат, спешат, спешат
Листья в небе покружились,
В этом зале очутились.
Тематическая неделя.
Лес. Грибы. Ягоды.
Цель: Закрепить название и внешний вид лесных ягод и грибов. Уметь сравнивать их. Учить различать съедобные и несъедобные. Расширять представления о значении леса в жизни человека. Составлять рассказы описания из трёх, четырёх предложений. Воспитывать бережное отношение к природе.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять В лес идем мы погулять За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной, Землянику мы найдем И братишке отнесем. | (Пальчики обеих рук «здороваются» начинаяс больших.) (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.) (Загибают пальчики, начиная с большого.) |
Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
Игра Подскажи словечко.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).
Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Тематическая неделя.
Одежда и обувь.
Цель: Учить правильно называть предметы верхней одежды и обуви, показывать и называть части. Формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (осенняя). Закрепить порядок одевания. Быть самостоятельным. Воспитывать аккуратность, опрятность, бережное отношение к одежде и обуви.
Загадки.
Себя он раскрывает, тебя он закрывает, (Зонтик) | Я, как зонт, не промокаю, (Плащ) |
Разошлись мальчики (Перчатки) | Если дождик, мы не тужим – (Резиновые сапоги) |
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Работа над темпом и ритмом речи
Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки А вот эти валенки Для малышки Галеньки. | (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) (На каждом названии обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого) |
Тематическая неделя.
Огород. Овощи.
Цель: Закрепить названия овощей, уточнить и расширить представления о них. Уметь выделять характерные признаки, различать по вкусу, сравнивать по цвету, форме, размеру.
• Рассмотреть дома с ребёнком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свёклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец.
• Объяснить, что всё это можно назвать одним словом “овощи”
• Обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус.
• Совместно с ребёнком приготовить любое блюдо из овощей.
Загадки.
Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели(лук)
Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
В рос в землю крепко. Кто же это? (репка)
Как надела сто рубах, заскрипела на зубах(капуста)
Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая(морковь)
Летом в огороде, свежие, зеленые, а зимою в банках – вкусные,
солёные(огурцы)
Как на нашей грядке выросли загадки-
Сочные да крупные вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени краснеют(помидоры)
Заучивание стихотворения “Огород” А. Прокофьев.
В огороде много гряд,
Тут и репа и салат,
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год.
Тематическая неделя.
Сад. Фрукты. Ягоды.
Цель: Закрепить знания о фруктах, расширить представления. Уметь выделять характерные признаки фруктов (цвет, форма, размер, вкус), сравнивать, составлять рассказ описание по плану. Развивать мелкую моторику.
Составление описательного рассказа о фруктах по плану.
Что это?
Какого цвета?
Где растет?
Какой формы
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Послушай три близких по звучанию слова и назови то, что можно есть.
Картошка, ложка, окрошка.
Апельсин, блин, мандарин.
Лимон, вагон, бульон.
Мед, компот, плот.
Виноград, мармелад, фотоаппарат.
Ананас, квас, контрабас.
Пальчиковая гимнастика “Фруктовая ладошка”
Этот пальчик — апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик — слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик — абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик — груша,
Просит: “Ну-ка, скушай!”
Этот пальчик — ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас. (показывают ладошками вокруг и на себя)
Тематическая неделя.
Дары осени.
Цели: Обобщить знания и представления о дарах осени. Употреблять в речи обобщающие слова: овощи, фрукты, ягоды, грибы. Уметь сравнивать, группировать, классифицировать предметы по любому признаку. Развивать мелкую моторику.
Игра “Большой - маленький”
В гости пришел гномик. Он из сказочной страны.
В стране гнома все маленькое, поэтому и говорят они про все ласково.
И мы будем, говорит ласково:
Гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка.
Дерево – деревце, куст – кустик.
Лист – листочек, солнце – солнышко.
Цветок – цветочек, ветка – веточка.
Лес – лесочек, трава – травка.
Дождь – дождик, ветер – ветерок.
Туча – тучка.
Игра “Один - много”
Гриб - грибы ягода - ягоды
Дерево - деревья куст - кусты
Лист - листья лужа - лужи
Дождь - дожди ветка - ветки
Сук- сучья туча - тучи.
Игра “Подбери признак”.
Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная,…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие,…
Пальчиковая гимнастика. “ОСЕНЬ”
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки.
Ветер бросил на тропинку.
(Плавные, волнообразные движения ладонями.)
(Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
(Спокойно укладывают ладони на стол.)
Тематическая неделя.
Перелетные птицы.
Цели: закрепить название перелетные птицы их внешний вид, повадки. Учить различать и называть, сравниватьптиц. Упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа, согласовании существительных с числительными, употреблении предлогов (около, за, перед, в, на, под) в составе простого предложения.
Загадки.
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный, На шесте - дворец, Во дворце - певец. (Скворец) | Лепит домик под окном Из травы и глины. (Ласточка) |
Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. (Грач) | Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек. (Журавль) |
Игра “Один- много”
Кукушка – кукушки, журавль - журавли,
скворец - скворцы, соловей - соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди,
грач - грачи, утка - утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.
Игра “Поиграем посчитаем”
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.
Тематическая неделя.
Дикие животные и их детеныши. Подготовка к зиме.
Цели: Уточнять и расширять представления о диких животных и их детенышей. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями, единственного и множительного числа, притяжательных прилагательных. Закрепить употребление предлогов (около, за, в, на, под). Учить составлять загадки-описания, рассказы-описания о животных.
Игра “ Кто где живёт”.
Приближается зима. Зверям в лесу становится холодно. Они решили вернуться в свои жилища (рассматривание и проговаривание по картинкам на панно – берлога, логово, нора, дупло).
-Назови, что это? (берлога)
- Чья это берлога? (медвежья)
- Сколько в ней детёнышей? (пять медвежат)
По аналогии проговаривается каждое животное и его жилище
(волк логово, лиса-нора, белка дупло)
“ Назови семью животного”
вместе с детьми рассматриваем иллюстрации и называем “семьи” животных (мама- лиса, папа - лис, ребёнок - лисёнок) белка, ёж, волк, медведь, заяц.
«Есть у каждого свой дом».
У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на еле. Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | (Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие). (Удары ладонями и кулачками поочередно). |
Тематическая неделя.
Домашние животные и их детеныши.
Цели: Уточнять и расширять представления о домашних животных и их детенышей. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями, единственного и множительного числа, притяжательных прилагательных. Закрепить употребление предлогов (около, за, в, на, под). Учить составлять загадки-описания, рассказы-описания о животных.
Загадки
Мордочка усатая, | Не усат, а бородат, (козел) |
Кто имеет пятачок, (поросенок) | Заплелись густые травы, (баран) |
Назови ласково
Кошка-кошечка, Собака-собачка, Корова-коровушка, Лошадь-лошадка, Овца-овечка, Козел-козлик, Баран-барашек.
У кого кто?
У кошки-котенок, котята. У собаки-щенок, щенята. У коровы-теленок, телята. У свиньи-поросенок, поросята. У лошади-жеребенок, жеребята. У козы-козленок, козлята. У овцы-ягненок, ягнята.
Тематическая неделя.
Домашние птицы.
Цели: Уточнять и расширять представления о домашних птицах и их птенцов. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями, единственного и множительного числа, притяжательных прилагательных. Закрепить употребление предлогов (около, за, в, на, под). Учить составлять загадки-описания, рассказы-описания о птицах.
Отгадайте загадки
Распускает хвост павлином, | Квохчет, квохчет, |
Хвост с узорами, | Был белый дом, |
Он твердит одно - га-га, Дидактическая игра «У кого, кто?» У утки – утенок, утята. У курицы – цыпленок, цыплята. У гусыни – гусенок, гусята. У индюшки – индюшонок, индюшата. Дидактическая игра «Кто, как голос подает?» Петух – кукарекает. Гусь – гогочет. Утка – крякает. Курица – кудахчет. |
Тематическая неделя.
Зима. Сезонные изменения в природе. Одежда и обувь.
Цели: Замечать изменения в природе и описывать их: похолодание, уменьшение продолжительности дня, частые продолжительные снегопады, морозы. Проговаривать с детьми названия зимних месяцев. Учить координировать речь в движении, составлять предложения из трех, четырех слов, отвечать на вопросы полным ответам. Учить правильно называть предметы верхней одежды и обуви, показывать и называть части. Формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года (зимняя). Закрепить порядок одевания. Быть самостоятельным. Воспитывать аккуратность, опрятность, бережное отношение к одежде и обуви.
Беседа о времени года
- Как вы думаете, какое сейчас время года?
- Как вы догадались?
- Какой день зимой?
- Какая ночь?
- Что можно сказать о снеге?
- Какой бывает лед?
- Перечислите зимние месяцы.
Игра «Какой, какая?»
Зима (какая?) – холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная…
Снег (какой?) – белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий…
Мороз (какой?) – сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий.
Игра “Семейка слов”.
Педагог (родитель) называет слово зима, а ребенок подбирает однокоренные слова.
Зима – зимушка – зимовать – зимующие - зимовье– зимовка- зимняя- озимые.
Если ребенок будет затрудняться, педагог (родитель) помогает вопросами:
Как ласково называют зиму? Зачем медведь в конце осени впадает в спячку? Как называются птицы, которые не улетают в тёплые края? Как называется одежда, которую носят зимой? Как называются злаки, которых сеют осенью? Как называется сказка о том, как звери зимовали?
Игра «Что мы оденем зимой?»
Колготки, Штаны, Свитер, Пуховик (шубу), Шапку, Сапоги (валенки), Шарф, Варежки.
Тематическая неделя.
Зимующие птицы.
Цели: Уточнять и расширять представления о зимующих птицах.Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями, единственного и множительного числа, притяжательных прилагательных. Закрепить употребление предлогов (около, за, в, на, под). Учить составлять загадки-описания, рассказы-описания о птицах.
Загадки
Красногрудый, чернокрылый, | Спинкою зеленовата, |
Непоседа пёстрая, | Всё время стучит, |
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибать по пальцу)
Шесть пернатых голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек (опять сжимать и разжимать кулачки)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воробей – воробушек
Снегирь – снегирёк
Синица – синичка
Дидактическая игра «Один – много»
воробей – воробьи, воробьев
снегирь – снегири, снегирей
дятел – дятлы, дятлов
сорока – сорок, сороки
Тематическая неделя.
Семья.
Цели: Уточнять и расширять представления о семье, членов семьи. Называть имя и отчествосвое и своих родителей. Уметь устанавливать родственные связи. Учить составлять рассказы о своей семье, по вопросам, фотографиям, опорным схемам.
«Назови какой? какая?»
Мама (какая?)-добрая, ласковая, нежная, заботливая…
Папа (какой?)-смелый, сильный, отважный, веселый, добрый…
Бабушка (какая?)-…
Дедушка (какой?)-…
Семья (какая?)-…
Я (какой?)-…
Дидактическая игра «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто папа для мамы? (муж)
Кто папа для бабушки? (сын)
Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Это вся моя семья.
Дидактическая игра «Кто старше (младше)?»
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто старше девочка или дедушка?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?
Тематическая неделя.
Зимние забавы.
Цели: Уточнять и расширять представления о зимних развлечениях. Обобщать знания о времени года – зима, о зимних месяцах. Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде, числе. Закрепить умение подбирать родственные слова к словам снег, зима, лед. Побуждать детей обсуждать знакомые сказки, рассказы, мультфильмы, события из жизни. Активизировать словарь по теме.
Работа над звуковой стороной речи.
- отобрать картинки на звук С (снежинка, сосулька, санки, снеговик, снег);
- Подобрать родственные слова к словам снег, зима, лед;
- разделить слова на слоги (лыжи, снег, коньки, санки, метель, елка).
«Снежная Баба»
Координация слова с движением,
Развитие творческого воображения
Сегодня из снежного (Идут по кругу, катят перед собой
Мокрого кома воображаемый ком)
Мы снежную бабу (Рисуют руками три круга,
Слепили у дома. Начиная с маленького)
Стоит наша баба
У самых у ворот.
Никто не проедет, (Грозят указательным пальцем
Никто не пройдет.сначала правой руки, потом левой)
Знакома она уже (Идут по кругу, последние слова
Всей детворе. говорит Один ребенок – Жучка.)
А Жучка все лает:
«Чужой во дворе!»
Тематическая неделя.
Наш дом. Мебель.
Цели: Уточнять и расширять знания об основных видах мебели и её расположении в квартире. Закрепить образование прилагательных от существительных по признаку назначения предмета – книжная, письменный; по материалу – деревянный, кирпичный; сложные прилагательные из числительного с существительным – одноэтажный, многоэтажный. Закрепить употребление предлогов: за, перед, после, около, в, из, на, над, под. Совершенствовать умение составлять и отгадывать загадки – описание о мебели.
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с
большого,на обеих руках)
Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши
Много мебели в квартире.и стучат кулачками)
Игра « Назови части мебели»
Стул –ножки, спинка, сиденье.
Стол – крышка, ножки …
Игра «Какой, какая?»
Стул (какой?) – деревянный.
Диван (какой?) – мягкий, удобный, кожаный.
Шкаф (какой?) – большой, вместительный.
Игра «Сколько этажей в твоем доме и из чего он сделан?»
Дом – пятиэтажный, кирпичный.
Дом – одноэтажный, деревянный.
Тематическая неделя.
Кухня. Посуда.
Цели: Уточнять и обогащать представление о посуде. Познакомить с видами посуды-чайная, столовая, ее назначении и материале, из которого она сделана; называть предметы чайной и столовой посуды и её частей. Учить образовывать сложные существительные по признаку назначения предмета - молочник, хлебница, сахарница, конфетница, салатница, супница, маслёнка и солонка. Упражнять в употреблении предлогов в составе простого предложения. Совершенствовать умение составлять рассказ – описание отдельных предметов посуды. Составлять и отгадывать загадки. Воспитывать бережное отношение к посуде.
«Посуда»
Координация речи с движением,
Закрепление в речи относительных прилагательных
Вот большой стеклянный (Надули животик: одна рука на поясе,
Чайник, другая изогнута, как носик)
Очень важный, как
Начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебренные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковер вытянулись)
Он посуду нам принес.
Игра «Назови посуду»
Для супа – супница,
Для сахара – сахарница,
Для конфет – конфетница,
Для салата – салатница…
Игра «Один - много»
Тарелка – тарелки,
Кружка – кружки,
Ложка – ложки,
Вилка – вилки…
Игра «Назови ласково»
Кружка – кружечка,
Ложка – ложечка,
Ножик – ножичек…
Тематическая неделя.
Продукты питания.
Цели: Расширять и уточнять знания о продуктах питания: молочные, мучные, мясные. Закрепить ориентировку во времени с учетом приема пищи (утром – завтрак, днем – обед и полдник, вечером – ужин). Развивать умение образовывать относительные прилагательные, подбирать прилагательные к существительному. Составлять и отгадывать загадки.Воспитывать навыки поведения за столом.
Игра «Назови продукты»
Молочные – молоко, кефир, йогурт…
Мясные – колбаса, сосиски…
Мучные – хлеб, булочки, печенье…
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Курица (какая?) – свежая, вкусная, горячая,
Суп (какой?) – рыбный, куриный, мясной,
Сок (какой?) – яблочный, апельсиновый, вишневый,
Каша (какая?) – рисовая, пшённая, гречневая…
Игра «Как называется прием пищи?»
утром – завтрак,
днем – обед и полдник,
вечером – ужин
Пальчиковая гимнастика
«Машина каша».
Маша каши наварила Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке – в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. | (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке). (Загибают по одному пальчику на левой руке). (Разжимают кулачок). (Сдувают «крошку» с ладошки). |
Игра «Что купили, не покажем, а об этом вам расскажем»
Тематическая неделя.
Папин праздник.
Цели: Расширять представления о празднике - День Защитника Отечества, о роле Российской армии. Закрепить образование существительных с помощью суффикса. Учить отвечать на вопросы предложениями. Развивать связную речь через разучивание стихотворений. Воспитывать любовь к Родине.
Игра «Кому, что нужно?»
Летчику – самолет
Танкисту – танк
Моряку – корабль
Пограничнику – застава, собака.
Стихи для разучивания:
- Защищаю во дворе маленьких и слабых
И справляю в феврале День Армейской славы.
Я сумел бы выполнять, как солдат, задания.
Попрошу меня принять в армию заранее!
- Есть в армии солдаты,
Танкисты, моряки,
Все сильные ребята,
Им не страшны враги!
- Наша армия родная
Стережет покой страны,
Чтоб росли мы, бед не зная,
Чтобы не было войны.
- Об армии любимой
Знает стар и млад
И ей, непобедимой,
Сегодня каждый рад.
Тематическая неделя.
Мамин праздник. Профессии наших мам.
Цели: Расширять представления о празднике – Мам, уточнять представление о профессиях женщин. Упражнять в подборе качественных прилагательных, образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Упражнять в употреблении предлогов в составе простого предложения. Воспитывать заботливое отношение к женщинам.
Игра «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто мама для папы? (жена)
Кто девочка для бабушки? (внучка)
Кто мама для бабушки? (дочь)
Кто девочка для мальчика? (сестра)
Игра «Кто старше (младше)?»
Кто старше девочка или мама?
Кто младше мальчик или мама?
Кто младше мальчик или бабушка?
Кто старше мама или бабушка?
Игра “Чей, чья, чьё, чьи”.
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
Стихи для разучивания:
Я бабуленьку родную | Солнце светит за окном, |
Тематическая неделя.
Весна. Сезонные изменения в природе. Одежда, обувь.
Цели: Уточнять и расширять представления о весне, учить определять состояние погоды, изменения в природе. Закрепить название весенних месяцев(март, апрель, май). Упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде, числе, употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных. Упражнять в подборе глаголов и прилагательных к существительному. Учить составлять рассказ о весне ( из 3-4 предложений), замечать красоту природных явлений.
Игра на координацию речи с движением
Веснянка.
Солнышко, солнышко - золотое донышко.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, прилетело сто грачей,
А сугробы тают, тают,
А цветочки подрастают.
Пальчиковая гимнастика
Кап, кап,кап- звенит капель.
Приближается апрель.
Игра «Назови ласково»
Проталина – проталинка, ручей – ручеек, льдина – льдинка,
солнце – солнышко, луч – лучик, облако – облачко, дерево – деревце, ветер – ветерок.
Игра «Один – много»
Проталина – проталин, лужа – луж, ручей – ручьев, весна – весен, подснежник – подснежников, луч – лучей, сосулька – сосулек,
дерево – деревьев.
Игра «Скажи со словом «весенний»»
День (какой?) весенний,
Погода (какая?) весенняя,
Настроение (какое?) весеннее.
Так же со словами: дождь, солнце, гроза, месяцы, лес, небо, цветы.
Тематическая неделя.
Животные и птицы весной.
Цели: Уточнять и расширять представления о диких животных и птиц весной. Закреплять в речи названия диких животных и их детенышей, перелетных птиц. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями, единственного и множительного числа, притяжательных прилагательных. Закрепить употребление предлогов (около, за, в, на, под). Учить составлять загадки-описания, рассказы-описания о животных, птиц.
Координация речи с движениемВстреча птиц
В стороны руки: ими помашем – это к нам птицы с юга летят. (Махи кистями рук на себя, вверх-вниз)
Мы их так ждали, смастерили скворечник. (Стучим кулачок о кулачок).
Летите к нам, птички, летите, малышки! (Делаем «птичку» пальцами)
Мы вас так ждали холодной зимой; («Птичка» машет крылышками)
Игра «Назови ласково»
Скворец – скворушка,
Журавль – журавушка,
Гусь – гусенок,
Утка – утенок,
Белка – белочка,
Медведь – медведушка,
Заяц – зайчик.
Игра «Один – много»
Грачь – грачей,
Аист – аистов,
Жаворонок – жаворонков,
Стриж – стрижей,
Скворец – скворцов.
Белка – белок,
Еж – ежей,
Заяц – зайцев.
Игра «Чей хвост»
У лисы хвост – лисий, У зайца – заячий…
Тематическая неделя.
Комнатные растения.
Цели:Уточнять и расширять представления о комнатных растениях, показывать и называть части комнатных растениях. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных единственного и множественного числа. Закрепить в речи употребление предлогов (из, около, за, перед, в, на, под, над). Воспитывать бережное отношение к растениям, умение ухаживать.
Игра «Назови ласково»
Фиалка – фиалочка,
Герань – геранька,
Стебель – стебелек,
Лист – листок,
Цветок – цветочек.
Игра «Один – много»
Фиалка – фиалок,
Фикус – фикусов,
Герань – гераней,
Бегония – бегоний,
Кактус – кактусов,
Лист – листьев.
Пальчиковая гимнастика Цветки
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Методические указания. Медленно разгибать пальцы из кулаков, показывать кистями рук вправо—влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперед-назад.
Тематическая неделя.
Аквариумные рыбки.
Цели:Уточнять и расширять представления обаквариумных рыбках, их образе жизни, строении, повадках, размножении. Активизировать словарь по теме: аквариум, меченосец, скалярия, сомик, гуппи, золотая рыбка… Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные единственного и множественного числа, согласовывать числительные 2 и 5 с существительными, употреблять предлоги (из, около, за, перед, в, на, под, над). Составлять рассказы – описания, загадки – описания.
Пальчиковая гимнастика Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся.
То зароются в песке.
Методические указания. Руками показывать движения рыбок в
соответствии с текстом.
Фигурка- Рыбка
Рыбка плавает в воде, Плещется, играет (из счетных палочек или другого материала).
Игра «Один – много»
Скалярия – скалярий,
Сом – сомов,
Малек – мальков,
Икра – икры,
Плавник – плавников.
Игра «Посчитай рыб»
Один сом – Два сома – Пять сомов.
Один малек – Два малька – Пять мальков.
Один плавник – Два плавника – Пять плавников.
Тематическая неделя.
Транспорт.
Закреплять знания о транспорте, его видах – наземный (городской, железнодорожный), водный, воздушный. Учить правильно, называть части транспортного средства. Закреплять знания о профессиях на транспорте: шофер, капитан, матрос, летчик. Упражнять в образовании приставочных глаголов от слов идти, лететь, плыть, ехать; множественного числа существительных.Уточнить и расширить знания о ПДД. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых; прививать навык безопасного поведения на дороге; вежливое, культурное поведение в транспорте.
Игра «Один – много»
Автобус – автобусы - автобусов,
Троллейбус – троллейбусы – троллейбусов,
Трамвай – трамваи – трамваев,
Пароход – пароходы – пароходов.
Загадки
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется - под лучами
Отливает серебром.
(Самолёт)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю...
Отправляюсь я в полет,
Кто же это?
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет.
(Корабль)
Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда.
(Троллейбус)
(Вертолёт)
Игра «Образуй новое слово»
Идти – зайти – выйти - перейти,
Лететь – подлететь – залететь - взлететь,
Плыть – переплыть – заплыть - подплыть,
Ехать – переехать – подъехать – заехать.
Игра «Кто, чем управляет?»
Самолет – пилот, летчик
Поезд – машинист,
Корабль – капитан,
Автобус – шофер, водитель.
Тематическая неделя.
Город, в котором мы живем.
Цели: Закрепить знания о родном городе, об улицах, о составляющих улицы – дома, тротуары, дорога. Уточнить название домашнего адреса (город, улица, номер дома, квартиры). Упражнять в использовании предлог в речи
( из, за, перед, после, около, в на, над, под ) в составе простого предложения. Воспитывать любовь к родному краю.
Игра «Где ты живешь?»
Я живу в городе Иркутске, улица Байкальская, дом 14, квартира 5.
Игра «Назови достопримечательности города!»
Загадки
Вот жилище горожан:
В кухне есть плита и кран,
Ванна есть и туалет,
Мебель в комнате, паркет.
Заходи в нее, живи,
Только слово назови.
(Квартира)
Угадай, куда ведут
Малышей с утра.
Тут и завтрак, и уют,
Няня, медсестра.
(Детский сад)
Вот большой и круглый дом.
Ой, какое место!
Ведь всегда ребятам в нем
Очень интересно.
В этом доме непременно
Есть и звери, и арена.
(Цирк)
Ты иди сюда скорей,
Посмотри-ка на зверей,
На заморских, очень редких,
Что живут в просторных клетках. (Зоопарк)
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…(Магазин)
Дома стоят,
Друг на друга глядят.
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда-то покатили.
(Улица).
Уважаемые родители погуляйте с ребенком по городу и покажите достопримечательности.
Тематическая неделя.
Скоро лето. Цветы и насекомые.
Цели: Уточнять и расширять представление о лете, жизни насекомых и растений. Учить определять состояние погоды, изменение в природе, описывать их. Познакомить с названиями летних месяцев. Учить сравнивать времена года отличать характерные признаки. Закрепить умение образовывать множественное число существительных, подбирать глаголы к существительным. Упражнять в составлении загадок – описаний. Воспитывать чувство прекрасного.
Игра «Один – много».
Жук – жуки – жуков,
Бабочка – бабочки – бабочек,
Паук – пауки – пауков,
Кузнечик – кузнечики – кузнечиков.
Игра «Подбери действие».
Жук – жужжит,
Бабочка – порхает,
Кузнечик – прыгает,
Пчела – жалит,
Цветы – растут, цветут.
Составь загадку – описание о насекомых и цветах.
Это насекомое, у неё есть голова, туловище, крылья, шесть лапок, на голове усики и глаза. Она умеет летать и порхать. Кто ЭТО? (бабочка).
Игра «Отгадай загадки».
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня …
(Зима)
Тает снег, звенят ручьи,
Все сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далеких.
(Весна)
Красное, зеленое,
Жаром опаленное,
Желтое, плодовое,
Каждый день с обновою.
(Лето)
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
(Осенью)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КЛАССИКА - ДЕТЯМ. Тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста.
Сегодня, ребята, у вас очень много гостей. Я приглашаю вас в волшебный мир музыки. И вы услышите, что музыка может петь, грустить и радоваться, может играть, веселиться и даже прыгать. Она может...
Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.
Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...
план тематической недели «Транспорт. Безопасность» (старший дошкольный возраст)
В данной разработке представлен перспективный план тематической недели «Транспорт. Безопасность» по видам детской деятельности в старшей группе....
Тематическая неделя «День Победы» (старший дошкольный возраст)
Виды деятельности по образовательным областям при планировании тематической недели "День победы"...
тематическая неделя для детей среднего дошкольного возраста «Волшебница вода»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в летний оздоровительный период....
тематическая неделя для детей среднего дошкольного возраста «На дне морском»
Известно, что ребенок усваивает прочно и надолго все то, что слышит, видит и делает сам.Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в летний оздоровительный ...
Методическая разработка .План тематической недели для детей младшего дошкольного возраста «Моя любимая игрушка»
Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Чтобы ребёнок правильно развивался, ему надо помочь в выборе игрушек и научить использовать их по назначению. Я заметила, что во время игр дети небреж...