Нравственные ценности и культура здоровья
консультация

Данилова Елена Николаевна

В настоящее время здоровье дошкольников вызывает особую тревогу у многих из них зафиксировано дисгамоничное развитие. Выходом из создавшейся ситуации служит формирование нравственных ценностей и  идеалов культуры здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_tsennosti_i_kultura_zdorovya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

  Особенностью, отразившейся на современном состоянии здоровья детей, стало воздействие постоянных стрессовых перегрузок, приводящих к разрушению механизмов саморегуляции физиологических функций. Особую тревогу вызывает здоровье школьников, у многих из них зафиксировано дисгармоничное развитие.  Выходом из создавшейся ситуации служит реализация новой социально-культурной функции, которая заключается в формировании у населения нравственных ценностей и идеалов культуры здоровья. Формирование этих ценностей должно привести к ведению здорового образа жизни. Известно, индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразовании, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Эти новообразования обусловливают столь важную для младших подростков возможность самим определять свой образ жизни. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении здоровья.  Отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой – оказывает существенное влияние на его поведение, что отражается в ценности не только здоровья, но и здорового образа жизни. Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных,  социально экономических,  экологических,  деятельности  системы  здравоохранения. Однако первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. В связи с этим укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. В современной науке разрабатывается категория «социальное здоровье».  На основе эмпирических данных И.В. Цветкова показала, что группы «сторонников ЗОЖ» и «равнодушных» существенно различаются в зависимости от форм деятельности, которые респонденты используют для укрепления собственного здоровья [1].Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и личности, включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей [2]. Раскрытие содержания понятия «здоровый образ жизни» как основного средства изучения явления дает возможность перейти от раскрытия содержания отдельных аспектов, сторон развития к пониманию его целостности и системности. Так, в работе Д.А. Изуткина и А.Д. Степанова «Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования» сущность понятия «здоровый образ жизни» раскрывается при помощи термина «жизнедеятельность». «Здоровый образ жизни, пишут они, это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, которые содействуют полноценному выполнению ими социальных функций и достижению активного долголетия»[3]. Аналогичную трактовку дает С.И. Горчак, который утверждает, что «здоровый образ жизни-это целостный способ жизнедеятельности людей, направленный на гармоническое единство физиологических, психологических и трудовых функций, что обусловливает возможность их полноценного, неограниченного участия в различных видах социальной жизни»[4]. Установка на здоровье и здоровый образ жизни формируется лишь в результате определенного воздействия, при этом особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, по мнению И.И. Брехмана состоит в «обучении здоровью с самого раннего возраста». Именно в этом возрасте формируются жизненно важные мотивы, в том числе и мотивы здоровья. Вот почему в детском саду и дома следует:

  • воспитывать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку;
  • способствовать овладению основами культурно-гигиенических навыков;
  • знакомить с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности;
  • учить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствие;

учить правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.  Для этого в работе с детьми необходимо искать новые подходы к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.                                                                            

    Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

   Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

 Важно также понимать, что здоровый образ жизни это не только физические упражнения по утрам, но целый ряд других жизненных принципов, среди которых и гармоничные отношения со своими близкими людьми, друзьями, коллегами и даже незнакомыми людьми.

Литература

1.А.Д. Викулов,  И.М. Бутин. Развитие физических способностей детей. Ярославль. «ГРИНГО», 1996г.

2. В.Г. Алямовская. Как воспитать здорового ребёнка. LINKA PRESS, 1993.

3.Педагогика: большая современная энциклопедия(Текст)/сост.Е.С Рапацевич-Минск, Современное слово,2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с бытом, нравственными ценностями, традициями и особенностями культуры карельского народа.

Соприкасаясь с народным искусством, традициями, участвуя в народных праздниках, ребенок обогащается духовно. Очень важно привить у детей интерес и любовь к прошлому, чтобы знали свои истоки, кул...

Духовно-нравственное развитие личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры

Данная презентация была представлена на конкурсе "Воспитатель года" среди работников дошкольных учреждений г.Алексеевки и Алексеевского района Белгородской области, и является отражением опыта работы ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной культуры.

Статья апробирована на научной конференции для работников дошкольного образования в г. Алексеевка Белгородской обл. в 2012г....

Воспитание толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с духовно-нравственными ценностями национальных культур

  Данная статья предназначена для педагогов дошкольных  и школьных учреждений. Проблема толерантности актуальна в  современном обществе. Не всегда педагоги могут обозначить прави...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

Статья "Роль духовно-нравственного воспитания и культуры здоровья в семье."

в статье рассмотрена ключевая роль семьи, которая является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни....