"Школа раннего развития "Мама и Я"
материал
"Детство-это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира-от этого в решающей степени зависит, каким человек станет сегодняшний малыш".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_rannego_ravitiya_mama_i_ya.doc | 416.5 КБ |
anketa.doc | 43.5 КБ |
igry_s_roditelyami.doc | 51 КБ |
konsultativnoe_prakticheskoe_zanyatie.doc | 37.5 КБ |
konsultatsiya_vyhodnoy_den_doma.doc | 61 КБ |
konsultatsiya_pravila_prosmotra_televizora.doc | 52.5 КБ |
rekomendatsii_roditelyam.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 73
«Школа Раннего Развития «Мама и Я»»
программа дополнительного образования
для детей от 1,5 – 3 лет
проходящих адаптацию к ДОУ.
Составитель программы:
Размазина Т.Е. –
музыкальный руководитель.
Тюмень, 2010г.
Принят на Совете педагогов Утверждаю:
«14»сентября2010г. «14»сентября 2010г.
Председатель пед. совета Директор МАДОУ д/с №73Шмаков И.В._/_________/ Мукимова О.В./_________/
«Школа Раннего Развития
«Мама и Я»»
программа дополнительного образования
для детей от 1,5–3лет
проходящих адаптацию к ДОУ.
Составитель программы:
Размазина Т.Е. –
музыкальный руководитель.
Тюмень, 2010г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2.Учебный план
3.Тематическое планирование
4.Список литературы
5.Приложени
- Анкета
- Рекомендации родителям
- Консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома»
- Консультация «Выходной день дома»
- Консультация «Правила просмотра телевизора»
- Игры, в которые можно поиграть дома родителям и детям.
Пояснительная записка.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел
ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира – от этого в решающей
степени зависит, каким человек станет сегодняшний малыш».
С проблемой адаптации детей в детском саду педагогический коллектив сталкивается ежегодно. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития. Поэтому родителям и педагогам необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
«Адаптация» – в переводе с латинского означает приспособление, прилаживание. Различают биологическую и социальную адаптацию. Биологическая адаптация – это способность организма приспосабливаться к различным условием внешней среды. В основе биологической адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды, гомеостаза.
Социальная адаптация – это приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально–психологических механизмов социализации личности.
Возможности адаптации конкретного ребенка обусловлены его наследственностью, состоянием здоровья и тренированностью.
Данная проблема исследовалась с медицинских, психологических и педагогических позиций известными учеными: Н.М. Аксариной, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е.О Смирновой, Я.Л. Коломинским, Л.Г.Голубевой, Т.Н.Дороновой. Их труды опубликованы, разработаны рекомендации по организации работы с малышами в период адаптации, но в практической деятельности и для родителей, и для педагогов, и что самое важное, для детей этот жизненный этап остается нелегким.
Хотелось бы отметить, что в последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей. Исследования показывают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого с ребенком окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям. В результате изучения данной темы был определен основной круг проблем, возникающих при воспитании детей в семье. Большинство родителей:
- не знают особенности психического и, в частности, речевого развития детей 1,5–3-летнего возраста;
- не владеют современными методами выявления потенциала малышей и способами развития их познавательной и эмоционально-волевой сфер;
- не умеют эффективно взаимодействовать с детьми с учетом их возрастных особенностей и творческих способностей.
Программа «Мама и Я» была составлена для активных родителей, стремящихся в полной мере и в наиболее раннем возрасте развить задатки своего ребенка; понимающих, что грамотное взаимодействие ребенка и взрослого способствует формированию мышления и речи, развитию творческой активности растущей личности. Общеизвестна истина: в дошкольном детстве именно родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие детей, поэтому особенно важно, чтобы родители приобрели опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком. Принцип совместной работы (родитель–ребенок–педагог) положенный в основу программы «Мама и Я», позволит родителям:
- узнать сильные и слабые стороны своего ребенка и учитывать их, что поможет развивать потенциальные возможности и задатки малыша, но не завышать требования к нему;
- относиться к ребенку как полноценной личности и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное не норматив, а личностное достижение каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера, и это осознается им, то можно радоваться его личностному росту, развитию;
- проявлять искреннюю заинтересованность в действиях малыша и быть готовым к эмоциональной поддержке;
- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- облегчить адаптационный период при поступлении в детский сад: самосознании ребенка не произойдет драматической смены самооценки (дома он был «умница», а в детском саду – «неумеха»).
Программа «Мама и Я» поможет изменить родителям, при активном участии в занятиях адаптационной группы, свою позицию в воспитании, не перекладывать ответственности за развитие малыша только на плечи педагогов, научит их стать активными и полноправными участниками образовательного процесса. Пребывание малышей в течение года вместе с родителями на занятиях программы «Мама и Я» позволяет педагогу подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и смягчить процесс адаптации.
Программа «Мама и Я» для детей 1,5-3 лет и их родителей основан на следующих принципах :
- гуманизм (позволяет не только установить наличный уровень развития ребенка, но и выявить его потенциал, осуществляя бережный и заботливый подход);
- научности (предполагает опору на современные достижения психолого-педагогических наук);
- учета возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста (ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требуют особого к себе подхода);
- деятельного подхода (предполагает опору на ведущий вид деятельности – игру);
- учета зоны ближайшего развития ребенка (опора на актуальный уровень развития ребенка);
- индивидуально-дифференцированного и личностного подхода (означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо);
- системности (состоит в том, что затрагиваются все стороны психического развития ребенка);
- последовательности изложения материала (предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем и этапов занятий между собой);
- интегративности (соединение различных видов деятельности в единый комплекс как всей программы в целом, так и каждого занятия в отдельности);
- вариативности (предусматривает использование различных вариаций выполнения одного задания, что позволяет привлечь различные анализаторные системы ребенка и, соответственно, получить максимальный результат);
- повторяемость заданий (предполагает повторение тем, видов деятельности в течении нескольких занятий).
Основные направления курса:
- умственное развитие.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод и т.п. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное восприятие. Его основная задача – помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине предметов и т.д. В своей многовековой практике человечество создало определенные эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребенок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. К концу третьего года жизни малыша его познавательном развитии создаются предпосылки к качественно новому этапу освоения окружающего. От чисто внешней, эмоциональной стороны в приобретении сведений об окружающем ребенок переходит к накоплению более содержательных знаний раскрывающих какие-то внутренние закономерности. Последние приобретаются аналитически посредством наблюдений, усвоения причинно-следственных связей в окружающем мире. Например: светит солнышко, значит, тепло; идет дождь, значит, сыро; пошел снег – пришла зима, стало холодно, вода замерзла, превратилась в лед, нужно тепло одеваться, чтобы не замерзнуть и т. п. Ребенку интересно наблюдать изменения в предметах или явлениях на протяжении какого-то временного периода. Велика роль взрослого в появлении у детей первых умозаключений. Как бы ни были элементарны первые знания, они становятся стержневыми в познании окружающего мира, ими обогащается раннее детство. Одним из приемов активизации интереса к окружающему является практическое экспериментирование. Экспериментирование проходит как деятельность, имеющая цели, задачи, средства, способы осуществления. Ребенок накапливает опыт и начинает прогнозировать результат своих действий. Ребенок переносит опыт действий по обнаружению скрытых свойств предметов в новую ситуацию. Эту деятельность ребенка с полным правом можно назвать экспериментирование.
- познавательно-речевое развитие.
После года наступает бурное развитие речи. У ребенка возрастает потребность в речевом общении, так как он уже включается в разные виды деятельности. Ребенок все чаще обращается к взрослым, чтобы узнать как можно больше об окружающих его предметах. Он тянется все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Если взрослый мало говорит с младенцем или пока не разговаривающим малышом, то этот ребенок может не получить опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться говорить. Старший ребенок, уже владеющий элементарной речью, окажется заторможенным, если взрослые мало говорят с ним, а их речь чаще состоит из запрещений или указаний. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии. В этот период родители должны быть готовыми поддержать интерес ребенка, его речевую активность, иначе дефицит общения непременно задержит развитие его речи.
- художественно эстетическое развитие.
Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладевать элементарными приемами лепки, рисования и аппликации, но и благотворно влияют общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Полезно проводить интегрированные занятия: на одном занятии рисование дождика карандашом, а на следующем лепим маленькие шарики из пластилина и размазываем их на картонке под тучкой в форме капелек. Традиционно считается, что аппликация – это кропотливое и сложное занятие для умелых и аккуратных детей старшего дошкольного и школьного возраста. Однако такое заблуждение лишает малышей новых возможностей творчества, получения новых знаний, обучения новым навыкам. Для того чтобы аппликация стала доступной для маленьких детей, занятия следует проводить с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Общение с бумагой незаметно влияет и на общее развития ребенка: укрепляются его пальчики; обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он признает фактуру, плотность, цвет бумаги. У малыша появляется интерес к аппликации.
При обучении детей раннего возраста художественной деятельности активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает лепку, рисование или аппликацию эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживать их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
В раннем возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических упражнениях. Программа «Мама и Я» не ставит задач специального музыкального образования. Однако музыкальный материал программы и специальная цветомузыкальная гимнастика способствует развитию ритмического и интонационного слуха. В качестве дополнительного музыкального образования рекомендуется на занятиях в разделе музыкального развития песни сольфеджировать. Как показывает опыт работы, дети с удовольствием занимаются сольфеджио. Кроме того, длительное сольфеджирование с применением особой цветомузыкальной техники без обучения нотной грамоте неизбежно приводит ребенка к внутреннему ощущению высотности звуков. Цветомузыкальная гимнастика проходит с помощью пособия «Цветные нотки», которое помогает разучивать песни в технике трехмерной цветомузыкальной гимнастике. Исполняя песню, ребенок двигается поэтапно в трех направлениях (измерениях), с учетом трех фаз двигательной адаптации (горизонтальной – ползание, вертикальной – подъем, фронтальной – ходьба). Эти движения тренируют вестибулярный аппарат ребенка. Гимнастика проводиться с помощью вокально-речевых упражнений, сопровождаемых целым рядом функциональных нагрузок (зрительных, слуховых, дыхательных, двигательных, обменно-адаптационных, психоэмоциональных). При этом голос рассматривается как интегратор всех психофизиологических и психологических процессов в организме.
- физическое развитие.
Движения – фундамент настоящего и будущего здоровья ребенка, его гармонического физического развития. Движение – важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирование его психики, способностей, жизненной активности. Движение – основа физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания
Темп физического развития на третьем году жизни замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо, двигательный опыт небольшой. Движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребенок еще не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это учитывается при организации работы по физическому развитию, через различные формы двигательной деятельности. Особое значение в воспитании здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное уверенными. Подвижная игра – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком физической активности. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение элементов фольклора стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счете становлению личности ребенка.
Таким образом, вся жизнь малыша должна проходить с обязательным включением игры.
Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развивают мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др. Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, то есть развивают память и воображение. При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:
- посильность требований;
- постепенность усложнения.
Для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребенком, но чем старше он становится, тем больше следует его побуждать действовать по слову взрослого, по воображению. «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь», – подчеркивал А. Макаренко. (стр.8 Игровые занятия с детьми от 1 до3 лет, М.Д.Маханева, С.В.Рещикова)
Цели программы:
- Помочь детям адаптироваться к условиям ДОУ.
- Способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей 1,5-3 лет.
Задачи:
- Создавать систему педагогического взаимодействия, направленного на всестороннее развитие ребенка;
- Формировать навыки социализации дошкольников в обществе;
- Совершенствовать физическое развитие ребенка;
- Развивать познавательную, эмоционально-волевую сферу детей, творческое мышление;
- Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
- Налаживание тесного эмоционального контакта между родителями и ребёнком в процессе совместной музыкальной, игровой деятельности, упрощение процесса социальной адаптации ребёнка в коллективе.
Структура занятий:
- Музыкальная деятельность
- Свободно-игровая деятельность
- Познавательно-речевая деятельность
- Художественно-эстетическая деятельность
- Физическая деятельность
Для успешного проведения занятий необходимо создание следующих условий:
- эмоционально-положительная среда, создающая для ребенка условия комфортности и благополучия;
- число детей в группе 6 человек, при обязательном присутствии для каждого ребенка кого-либо из родителей;
- ведущий педагог
- продолжительность занятия от 1-1,5 часа при условии активного чередования видов деятельности;
- наличие привлекательного игрового оборудования и помещения, предусматривающего организацию следующих зон: игровая, спортивная (с ковровым покрытием), учебная – детская мебель для рисования, лепки, конструирования, либо свободное расположение на полу с использованием дощечек, клеенок и т.п.; гигиеническая – с санузлом и умывальником; раздевалка.
- использование яркого, необычного оборудования, позволяющие поддерживать интерес каждого ребенка до конца занятия;
- педагогическая поддержка родителей, подразумевающая помощь в обучении и воспитании детей и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- активное участие родителей на занятий;
- свободный процесс выполнения заданий, проявление творческий способностей детей и родителей;
- единство педагогических воздействий со стороны всех взрослых, участвующих в реализации программы.
Программа состоит из 36 занятий проводимых в течение года по одному разу в неделю и предусматривает взаимодействие педагога, семьи (мамы, папы, бабушки или няни) и ребенка, как единой учебной группы. Два дополнительных занятия проводятся только с родителями в виде консультаций раскрывающих особенности: психофизического и речевого развития детей раннего возраста и аспекты здорового образа жизни семьи. Критерием оценки результативности программы «Мама и Я» является:
- эмоционально-положительное состояние ребенка;
- творческие работы детей совместно с родителями;
- участие в проводимых играх;
- отзывы родителей (анкетирование) в начале и в конце года.
Предварительный просмотр:
Анкета
Расскажите о себе и своем ребенке.
1. Ф. И. О. родителей ________________________________________________
2. Возраст родителей _________________________________________________
3. Состав семьи проживающих с ребенком: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя (подчеркнуть).
4. Образование родителей _____________________________________________
5. Профессия родителей_______________________________________________
6. Оцените свой уровень знаний о воспитании и развитии ребенка по пятибалльной шкале в области:
- педагогики __________
- психологии__________
- логопедии___________
- медицины___________
7.Консультации, каких специалистов вы хотели бы получить____________________________________________________________
8. Ф.И.Ребенка _______________________________________________________
9. Дата рождения______________________________________________________
10. Что он умеет:
- говорит (звукоподражаниями, словами, предложениями);
- рисует (удерживает карандаш, манипулирует кисточкой);
- лепит (действует с пластилином);
- рассматривает иллюстрации (заинтересованно, незаинтересованно);
- слушает сказки (пассивно слушает, задает вопросы, подсказывает предложение).
11. Предпочитаемые виды игр ребенка: машинки, куклы, мозаика, конструктор, спортивное оборудование (нужное подчеркнуть)__________________________
12. В течение какого времени Ваш ребенок может заниматься одним видом деятельности: 2 мин, 5мин, 10мин? Другое _______________________________
13. Какая из образных характеристик больше соответствует темпераменту Вашего ребенка: черепашка, муравьишка, обезьянка, слоненок?
14. Как он работает:
- быстро или медленно;
- доводит начатое до конца или нет?
15. Какой рукой работает, ест, рисует?____________________________________
16. Любит ли Ваш ребенок рассказывать (да, нет, иногда)?___________________
17. Часто ли задает вопросы (да, нет, иногда)?_____________________________
18. Слушается ли ребенок Вас с первого раза (да, нет)?_____________________
19. Как Вы добиваетесь послушания: повторяете обращение, повышаете голос, берете за руку, подкупаете? Другое______________________________________
20. Как ребенок обращается с детьми: дружелюбный, драчливый, спокойный, легко возбудимый, раздражительный, любит играть один (подчеркнуть)?
21. Легко ли вступает в контакт с посторонними взрослыми: очень легко, свободно, настороженно, не идет на контакт (подчеркнуть)?
22. Что бы Вы хотели отметить в характере и поведении Вашего ребенка? ___________________________________________________________________
23. Часто ли Ваш ребенок болеет (да, нет); есть ли хронические заболевания, какие именно?______________________________________________________________-
24. Ваши ожидания от занятий:
- для себя__________________________________________________________
- для ребенка_______________________________________________________
25. Нарисуйте (схематично) вашу семью.
Анкета
Оцените, пожалуйста, эффективность нашего сотрудничества на занятиях группы «Мама и Я».
1. Ваша оценка программы:
1) Насколько совпали Ваши ожидания от программы с ее реальным воплощением?________________________________________________________
2) Ваше впечатление:
- от первых занятий____________________________________________________
___________________________________________________________________
- от занятий в середине года ____________________________________________
____________________________________________________________________
- от занятий в конце года ____________________________________________
___________________________________________________________________
3) Разнообразие форм работы на занятиях было достаточным, недостаточным, чрезмерным.
4) Какие формы работы Вам хотелось бы увидеть, но их не было? ____________
___________________________________________________________________
5) Какие формы работы вам наиболее понравились?___________________________
6) Оцените по пятибалльной системе эффективность взаимодействия:
- педагога и детей ___________________
- педагога и родителей_______________
- родителей и детей__________________
- детей между собой_________________
2. Ваша оценка «приобретений» ребенка.
1) Ваш ребенок адаптировался к группе?
- с первых дней _______
- к середине года _______
- не адаптировался _______
2) Ваш ребенок посещал занятия?
- с желанием ________
- без особого интереса ______
- не хотел посещать занятия _________
3) Какие изменения в развитии и поведении ребенка Вы отмечаете?
- в речевом развитии (появились новые звуки, слова, фразы, стал задавать вопросы, нет изменений);
- в развитии произвольности и целенаправленности действий (увеличилась продолжительность занятий одним видом деятельности, добиваться поставленной цели, нет изменений).
4) перенес ли Ваш ребенок предложенные на занятиях игры в свободную деятельность (да, нет)?
Какие? ______________________________________________________________
3. Ваша оценка собственных «приобретений».
1) Изменился ли уровень Вашей теоретической подготовки в области:
- педагогики ______________________________________________________
- медицины________________________________________________________
- психологии______________________________________________________
- логопедии_________________________________________________________
2) Приобрели ли вы новые практические навыки (да, нет)?
Какие?_______________________________________________________________
3) Претерпела ли изменения позиция Вашей семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка (появилась согласованность взглядов, заинтересованность и поддержка от других членов семьи)? _______________________________________
____________________________________________________________________
4) Какие Ваши ожидания остались не реализованными? _____________________
5) Какие эмоции вызвала у Вас работа в группе?___________________________
6) Ваши личные пожелания и предложения к педагогам________________________
____________________________________________________________________
7) Нарисуйте схематично нашу группу.
Предварительный просмотр:
Игры, в которые можно поиграть дома
родителям и детям.
Игра «Найди самый красивый цветок»
Ребенок вместе со своими родными на прогулке по осеннему парку выбирает понравившиеся листья разных деревьев среди других листьев.
Совместная творческая работа «Осенний ковер»
Взять гуашевые краски красного, желтого, оранжевого цветов, заранее приготовленные сухие листья деревьев. Обмакивать листья в тарелочку с краской и делать ими отпечатки на большом листе бумаги. Дать подсохнуть, затем приклеить к получившимся листьям черенки от настоящих листьев.
Массаж
По вечерам мы часто беседуем с ребенком, обсуждаем события дня, читаем. Однако бывает, что малышу недостаточно такого общения – он хочет чувствовать ваши прикосновения. Мягкий, ласковый массаж помогает ему успокоиться, особенно если при этом еще и рассказывают сказку или тихо напевают песенку.
Начните массаж со ступней (если только ребенок не боится щекотки), предложив ему расслабиться и закрыть глазки. Помассируйте ноги в области икры, после чего у него должны расслабиться мышцы ног, а затем тоже самое проделайте с руками малыша. Потом попросите расслабить плечи и мягко помассируйте их. По завершении перейдите к шее и, наконец, к голове. Делайте это при слабом освещении.
Беседа у телевизора
Обращали вы внимание на то, каким образом родители используют телевизор? Для большинства из них – это способ занять ребенка, когда нужно делать свои дела.
Однако телевизионные передачи предоставляют нам хорошую возможность для общения с ребенком. Хотя бы раз в неделю смотрите с ребенком его любимую передачу. Обнявшись, удобно устраивайтесь не кушетке на полу, в кресле и смотрите передачу, при этом обсуждая ее. Пусть кто-нибудь другой из членов семьи отвечает на звонки и улаживает домашние дела. Относитесь к этому вечернему ритуалу серьезно и с полным вниманием, тогда ребенок поймет, что он много для вас значит.
Игра «Угадай, что за овощ или фрукт»
На блюдце выкладываются кусочки разных фруктов или овощей, отличающихся по вкусу. Ребенок закрывает глаза, а взрослый кладет ему в рот кусочек. Ребенку надо угадать, что это за овощ или фрукт. Начать игру с двух кусочков, затем увеличивать количество.
Игра «Принеси предмет щипцами»
Разложите на кухне несколько тарелок. Поставьте одну на стол, другую на пол, третью на стул и т.д. В каждую из них, кроме одной, поместите какой-нибудь предмет (кубик, катушку, батарейку и т.д.). Дайте ребенку щипцы и объясните, что цель игры состоит в том, чтобы с помощью перенести все предметы в пустую тарелку. Проследите, сможет ли ребенок сделать это, ничего не уронив.
Игра «Меткий глаз»
Нарисуйте мелом на стене 2-3 круга или квадрата. Малыш должен постараться попасть мячиком в каждый из них. В эту игру лучше играть всем вместе; каждый по очереди пытается попасть в мишень.
Играем с мячом
Игра в ванной с маленьким надувным мячиком. Малыш сидит в воде и бросает мяч маме, мама в свою очередь ребенку. Мяч можно толкать рукой по воде. Всю игру взрослый сопровождает рассказом о том, что мяч в воде не тонет, и аккуратно обливает ребенка водой.
Массаж
Перед тем как искупать ребенка, можно сделать вместе массаж мячиками-ежиками. В руках у ребенка мяч, и в руках у мамы тоже. Мама массажирует одну ножку. Ребенок – другую ножку. Затем помассировать руки.
Игра «Волшебный ковер»
Выберите в комнате место, где было бы удобно рассказывать забавные истории. Положите там маленький плед и назовите его волшебным ковром. Сядьте на него вместе с ребенком. Пусть малыш закроет глаза, а вы тем временем начинаете забавную историю. Начните со слов «сегодня вечером наш ковер-самолет полетит…» После этого ребенок продолжает фразу, выбирая место, куда направиться волшебный ковер. Это может быть Африка, Марс, зоопарк и т.д. Пусть ребенок фантазирует сам (вы помогаете, только когда это необходимо). Сделайте так, чтобы волшебный ковер опустился прямо в кровать, а затем сверните его до следующего вечернего путешествия.
Воспоминания
Дети, как правило, любят слушать разные истории из жизни своих родителей, бабушек, дедушек, дядь и теть. Как-нибудь вечером откройте старый семейный альбом и расскажите ребенку, кто снят на фотографиях, где и при каких обстоятельствах сделаны те или иные снимки.
Игра «Накрываем на стол»
Предложите ребенку накрыть на стол, разложив продукты в тарелочки разных размеров: яблоки в большую, мандарины в среднюю, конфеты в маленькую и т.д. Можете также сервировать кукольный стол, используя разную и одинаковую посуду. Обговаривая сервировку стола, используйте слова: такая же, одинаковая, большая, маленькая, средняя, больше, меньше.
Игра с песком «Печем пироги»
На прогулке, играя в песочнице, предложить ребенку «испечь пироги» с разной начинкой, используя для этого природный материал.
Игра «Идет бычок, качается»
Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! | взрослый раскачивает ребенка, лежащего на кровати, из стороны в сторону. взрослый показывает, а ребенок повторяет за ним любое упражнение на дыхание. взрослый за ручки приподнимает ребенка до положения сидя, затем имитирует падение. взрослый может взять ребенка на руки и поставить на пол. |
Игра «Собери палочки»
Возьмите десять палочек от мороженного или пластмассовые соломинки. Ребенок держит их в руке, затем отпускает, и они падают на стол. Малыш должен осторожно собрать их по одной так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Если он сдвинет хотя бы одну, игра заканчивается. Посчитайте ,сколько палочек он может собрать за один раз и сколько попыток должен сделать, чтобы собрать все. Теперь ваша очередь играть.
Игра «Тонет или плывет»
Предложите вашему малышу выкупать в ванне несколько игрушек. Пусть он опустит игрушки в воду и разделит их на плавающие и тонущие. Если малышу понравилась играть с плавающими игрушками. позвольте ему выбрать несколько предметов на кухне, которые можно взять в ванну и там их «рассортировать».
Зимой на улице можно придумать много разных развлечений. Самое главное в играх – это участие всей семьи. Можно построить снежные крепости и устроить снежную битву. Бросаться снежками. Одно из самых интересных развлечений – это лепка снеговика. Необходимо вынести на улицу морковку, краски и кисть. Вместе с ребенком лепить комки разной величины. Обязательно разговаривать о том, что вы делаете. Наслаждайтесь вместе со всеми процессом игры. и вы «заразите» вашим настроением своего малыша. И в следующий раз на прогулке ваш ребенок попросит поиграть с ним.
Игра «Догоняшки в лабиринте»
Ребенок бегает по заранее сделанному из снега лабиринту.
Игра «Покорми птиц»
Соорудите кормушку для птиц. Повесьте кормушку у подъезда, на уровне роста ребенка. Когда выходите гулять, проверяйте вместе с ребенком, закончился корм или нет. Выносите на улицу хлеб, семечки. Пусть малыш насыплет их в кормушку. Отойдите вместе в сторону и понаблюдайте, как прилетят птицы и будут есть.
Пальчиковая игра «Лодочка»
Мама делает из ладошки лодочку, ребенок свой указательный пальчик старается поставить в лодочку, но так чтобы она не закрылась. Цель игры не быть пойманным. Потом мама и ребенок меняются ролями.
Игра «Хвостики»
Детям вместе с родителями можно поиграть в тигрят (лисичек, волчат). Для этого каждому надо привязать к поясу понравившийся шарф или ленту. Ребенок сам выбирает понравившийся шарф или ленту, который привязывается взрослым к поясу ребенка. Взрослый предлагает всем участникам игры встать на четвереньки и бегать по комнате, как тигрята, при этом, стараясь, поймать друг друга за «хвостик».
Варианты игры могут быть разными. Например, все одновременно могут бегать друг за другом, можно бегать за одним из членов семьи, сначала могут ловить тигрят только взрослые. а затем дети.
Игра «Зайчики и слоники»
Взрослый говорит: «Мы будем с тобой зайчишками-трусишками. Когда зайка чего-то боится, он дрожит. Вот так».Взрослый показывает как зайка поджимает уши, стараясь стать маленьким и незаметным. Его хвостик и лапки трясутся. Ребенок и взрослый изображают испуганного зайку вместе.
Затем взрослый продолжает: «А теперь мы будем слонами, большими, сильными, смелыми. Давай походим по комнате спокойно не торопясь. Слоны никого не бояться. Они добрые. Они дружат с людьми и помогают им». Взрослый и ребенок вместе показывают, как ходят большие и бесстрашные слоны.
Игра «Отпечатки»
Пусть ребенок соберет небольшие предметы разной формы – для начала подойдут кусочек губки, крышка от бутылки, несколько ластиков. Теперь надо обмокнуть предмет в краску, а затем использовать это как штамп, оставляющий на бумаге следы. Пусть ребенок проделывает это с разными предметами на одном листе бумаги по нескольку раз. После того как он испробует для этой цели каждый из них, возьмите новые. Приложив к бумаге выкрашенную половину картофелины с вырезанными на ней дырочками и бороздами, можно увидеть интересный узор.
Игра «Поделки из скрепок»
Из канцелярских скрепок получаются прекрасные игрушки. Еще лучше, если у вас есть цветные скрепки. Покажите ребенку, как, соединяя их друг с другом, можно смастерить ожерелье для себя, сестры, бабушки или своей подруги.
Скрепки – отличный материал для игрушечной трасс и шоссе. по которым проносятся машины из спичечных коробков. Возьмите ластики и соедините их распрямленными скрепками, на полу клейкой лентой обозначьте дорогу, и ваша трасса готова.
Упражнение «Пчелка»
Ребенку можно рассказать о полезных свойствах меда. Откуда берется мед? Кто его добывает? И поиграть с игрушкой-пчелкой. Ребенок сидит ровно на стуле, у мамы в руках «пчела» на ниточке. Нужно сфокусировать взгляд на пролетающей медленно пчелке. Она летит вправо, затем влево. Летает по кругу. Садиться на нос.
Игра «Жук». Профилактика и коррекция нарушения зрения.
В дом к нам жук влетел, Зажужжжал он и запел: Ж-Ж-Ж! Вот он вправо полетел – Каждый вправо посмотрел. Вот он влево полетел– Каждый влево посмотрел. Жук на нос нам хочет сесть, Не дадим ему присесть. Жук наш приземлился, Жужжа, закружился: Ж-Ж-Ж! Жук, вот правая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко. Жук наверх полетел и на потолок присел. На носочки мы привстали, Но жука мы не достали. | Проследить взглядом. Прогнать ладошкой Жука посадить на ладошку. Взгляд вверх. |
Предварительный просмотр:
Консультативное практическое занятие
для родителей «Учимся играть дома».
Цель: Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой воспитания детей; приобщить к игре ребенка в условиях семьи.
Присутствующим предоставляется возможность высказать свою точку зрения, подключиться к дискуссии, проанализировать ситуацию, выслушать мнение специалистов, сделать собственные выводы.
Задумывались ли вы, почему дети любят играть?
Что дает игра для ребенка?
Помните, во что вы играли в своем детстве? (Предложить перечислить игры).
Вступительное слово педагога. Значение игры порой недооценивается. В первые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна – это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и делает кирпичи.
Современные исследования показали, что оперирование предметами заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы. подготовить его к обучению, работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого используются предметы?
Вы, наверное, сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности – верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам – настоящий капитан или летчик. Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другой вид деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражение «понарошку», «как будто». Играя, ребенок бы входит в жизнь, знакомиться с ней, размышляя над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют очень мало в силу загруженности занятий, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.
Для детей конца второго – начало третьего года жизни характерна сюжетно-отобразительная игра. Называется она так потому, что ребенок отображает знакомые сюжетные и передает смысловые связи между предметами. Наблюдали ли вы такие проявления игры у своего ребенка? Вы, наверное, обращали внимание на то, что ребенок любит многократно повторять одни и те же действия. Это является нормальным, так ребенок присваивает общественно-исторический опыт.
Новый год – это семейный праздник. Введите в традицию семьей украшать дом к этому дню. Можно организовать совместное изготовление елочных игрушек, украшений. Например. слепить из ваты снеговика и поставить его под елку. Из цветной блестящей бумаги склеить гирлянду на окно. При совместном творчестве обязательно проговаривайте все действия, говорите ребенку, что без его участия у вас бы ничего не получилось.
Если ваш ребенок не играет, попробуйте ему создать ему дома необходимые условия для получения ярких впечатлений о доступных явлениях окружающей жизни, читайте ему, наблюдайте вместе с ним за окружающим, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. А еще очень важно и необходимо обучать детей способам игрового отображения действительности. Для ребенка много значит одобрение родителей, участие, которое проявляют в игре. если вы будете играть вместе, то несомненно у ребенка разовьется игровая деятельность.
Поощряйте самостоятельность, выдумку, инициативу ребенка. Можно формировать у ребенка игровые навыки во время прогулок, семейных праздников, повседневных домашних дел.
На занятии родителям можно предложить поиграть повседневные ситуации.
Физкультминутка
Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели! Травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко. А теперь мы дружно вместе Зашагали все на месте. | выполнять энергичные движения выполнить приседание. присесть на корточки прыгать на носках. |
Рисование ладошками пальчиковыми красками.
Одну ладошку накрасить краской поролоновым тампоном. Сделать отпечаток на большом ватмане.
Мытье рук с потешкой
Перед каждым родителем ставиться таз с водой, мыло, полотенце. Показать, как можно интересно мыть руки с ребенком. Читать потешку и поочередно выполнять необходимые действия.
Водичка, водичка,
Помой наши ручки.
Чтоб ноготочки блестели,
Чтоб ладошки краснели.
Предварительный просмотр:
Консультация с родителями группы “МАМА и Я”
«Выходной день дома.»
Понедельник - день тяжелый. Часто – это выражение мы применяем к себе, а ребенок, который только пошел в детский сад, испытывает на себе это каждый понедельник. Только потому, что не все родители пытаются перестроить свои планы в интересах ребенка.
Маленьким детям еще слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на непорядочную жизнь семьи. Так как двухдневный срок ощущается ими как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать взрослые.
Очень многое зависит от того, как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребенка и потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых, им нужно успеть переделать все свои “взрослые” дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых, они должны вовремя накормить и уложить спать ребенка, погулять и поиграть с ним, словом, соблюдать привычный для малыша режим дня, который совсем не совпадает с планами родителей.
Соблюдение режима дня для детей третьего года жизни необходимо. Все мероприятия выходного дня следует планировать с учетом этого режима. Если обычно в детском саду ребенок гуляет после завтрака около двух часов, то и в выходной день это время он тоже должен провести на свежем воздухе. Сходите с ним в парк, прогуляйтесь по знакомым улицам, задержитесь на детской площадке во дворе. Там он может поиграть в песке, пообщаться со сверстниками. А вот “таскать” малыша с собой на рынок или магазинам не стоит – кроме утомления и совершенно ненужной инфекции, он ничего не получит.
Часто родители хотят посетить с ребенком зоопарк, парк аттракционов или съездить в далеко расположенную зону отдыха. Главное правило: любые развлечения, связанные с поездками и пребыванием в незнакомой обстановке, возможны только в первый выходной день, чтобы в течение следующего дня следующего дня малыш успел успокоиться и войти в прежний ритм жизни.
Проводить подобные мероприятия лучше утром, чтобы избежать вечернего перевозбуждения. По времени (вместе с дорогой) оно не должно превышать трех часов. Нужно учитывать, что поездка на автобусе для малыша – это целое приключение, полное новых впечатлений. В зимне-осенний период путешествие в общественном транспорте несут в себе дополнительную опасность, связанную с ростом числа сезонных заболеваний, особенно гриппа. Поэтому детей с ослабленным иммунитетом лучше не подвергать такому риску. Необходимо помнить, что в общественном транспорте нужно расстегнуть куртку, снять варежки и шарфик, развязать шапочку. Иначе, выйдя из душного транспорта, он может простудиться.
Не стоит водить детей третьего года жизни на елки, спектакли, в театры и цирк. Такие представления рассчитаны на старших дошкольников, а маленький ребенок может ничего не понять и даже испугаться. Кроме того, двух-трехлетний дети могут переутомиться. Они способны воспринимать и осознавать новые впечатления только в течении 20 минут, да и то с помощью мамы, которая должна объяснять происходящее. Обычно представление в театре, цирке, на елке продолжается два-три часа, а это малышу не посилам. Отложите такие развлечения на несколько лет, пока он не подрастет.
При первом посещении зоопарка ребенку следует показывать уже знакомых ему (по картинкам, сказкам и мультфильмам) животных и птиц. В этом случае взрослые могут сами дозировать информационную нагрузку. Следует прекратить экскурсию, если малыш стал невнимательным, слишком подвижным или, наоборот, вялым, капризным- это признаки переутомления.
В настоящее время существует много “детских клубов”, куда можно привести ребенка и, доверить его опытному персоналу, уйти по своим делам. Малыш в это время общается со сверстниками, рисует, танцует, участвует в подвижных играх. Для детей 2-3 лет больше подходят клубы, в которых они могут находиться вместе с мамой. Ее взгляд, одобрительные слова, поддерживающая улыбка помогут малышу адаптироваться в незнакомой обстановке и получить гораздо больше удовольствия, чем если бы он оказался здесь один.
По дороге домой следует вспомнить вместе с ребенком все, что он видел, что делал, что ему понравилось. Мамины расспросы и объяснения помогут малышу разобраться в своих впечатлениях, вспомнить и еще раз почувствовать те или иные новые ощущения. При этом может выясниться, что он воспринял что-то не так, как вы предполагали, не заметил того, что вы считали главным, а сосредоточился на деталях, которым вы не придавали значение. се эти впечатления ребенок должен “переварить”, а помочь ему в этом должна мама.
Конечно, такие “крупные”, насыщенные переживаниями и связанные с дальними поездками развлечения следует устраивать не чаще, чем раз в месяц. Тогда ребенок, даже если слегка устанет, сможет справиться с потоком новой информации, “проговорить” ее с мамой. А дома попробует рассказать об этом остальным членам семьи и еще долго будет “проигрывать” эту поездку с игрушками, с начало с помощью мамы, а потом и самостоятельно...
Во второй половине дня надо отдать предпочтение спокойным занятиям – почитать малышу книжку, погулять в знакомых, привычных местах. Хорошо, если на прогулку пойдут и мама, и папа. Не надо в этот день настаивать, чтобы ребенок активно общался с другими детьми или взрослыми, - не приглашайте гостей, не ходите сами в гости, гуляйте одни или с самым “близким другом” вашего малыша. Не нужно смотреть телевизор, лучше расскажите на ночь сказку.
День, наполненный событиями, утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребенок быстрее засыпает. на самом деле переполненный впечатлениями малыш возбуждается, нервничает, плачет или без причины смеется и, даже зевая во весь рот, не может заснуть. Надо помнить об этой особенности психики маленьких детей и стараться обеспечить ребенку спокойную, уравновешенную жизнь дома, не перегружать его непосильными новыми впечатлениями.
Привычный режим дня, приятные и понятные ребенку события; постоянный контакт и доверительное общение не только с мамой, но и папой; внимание родителей, их улыбки, одобрение и ласка – все это поможет избежать ненужного перевозбуждения нервной системы, сбоя внутренних биологических часов, сделает выходной день стрессом, за которым следует “тяжелый понедельник”, а радостным праздником общения с родными и любимыми людьми, настоящим днем отдыха.
Предварительный просмотр:
Консультация с родителями
«Правила просмотра телевизора»
Вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень актуальным в наше время. Так как поколение современных родителей не представляют жизнь без этого информационного оснащения. Просыпаясь утром, мы включаем телевизор, и его звуки сопровождают на протяжении всего дня наши домашние дела.
Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождения не приносит ничего, кроме вреда.
Длительный просмотр передач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют наши фильмы, наносят непоправимый вред детской еще не сформировавшейся психике.
Если же вы считаете, что без телевизора вам не обойтись, то соблюдайте следующие правила:
- До 2-2,5 лет ребенку нельзя (!) смотреть телевизор. От 2 до 3 лет (а лучше и позже)-не более 15 минут в день и только вместе с мамой. Она должна проговаривать все, что видит на экране, и объяснять это ребенку: «Это девочка. Она несет шарик. Красивый, голубой! А вот зайка пришел, просит шарик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала Зайке шарик...». Такой пересказ необходим, потому что двух-трехлетний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.
- Смотреть передачи предназначенные только для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.
- Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку тоже должна помочь мама: «Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А кто это к ней сейчас перескачет? Лягушка-квакушка... ». Для этого полезно иметь мультфильмы на дисках, чтобы смотреть их по нескольку раз (не в один день, конечно).
- Передача «Спокойны ночи, малыши», может быть, рекомендована детям начиная с 3 лет. До этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степаши с ведущим к мультфильму. Для начала можно смотреть только первую часть передачи, мультфильм записывать , и просматривать в другой день.
- Если заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошел день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.
- Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без вашего ведома. Мало ли, что он увидит!
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
« Ребенок – уникальная личность»
- Помните о том, что ребенок – уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
- Дайте понять ребенку, что взрослые всегда готовы оказывать ему личную поддержку и прийти на помощь.
- Проявляйте понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, учитывайте точку зрения самого ребенка и не игнорируйте его чувства и эмоции.
- Проникайтесь чувством искреннего уважения к тому, что создается самим ребенком; восхищайтесь его инициативой и мельчайшей самостоятельностью – это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.
Рекомендации для родителей
« Помоги ребенку научиться говорить»
- Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.
- Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения.
- Помогайте ребенку расширить словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждайте повторять прочитанное или рассказанное.
- Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, ведь он и сам на слух, в конце концов, воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушайте и что его слова для вас не безразличны.
Рекомендации для родителей
« Доброжелательное общение с ребенком и его плюсы»
- Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком.
- Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично и косвенно. Сделайте так, чтобы недостаток, на который вы хотите указать, выглядел бы легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь ребенка, доступным для его выполнения.
- Хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренни, так как перехваливание тоже имеет свои негативные последствия.
- Старайтесь не давать приказаний, команд. Лучше договориться, посоветоваться, опосредованно направить малыша в нужное действие.
- Не стоит бранить ребенка. обещать наказать его. Лучше научить, как исправить ситуацию, или сделать это вместе с ним.
- Старайтесь не злоупотреблять постоянным утешением ребенка.
- Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, поскольку развитие каждого из них идет своим индивидуальным путем.
Рекомендации для родителей
« Десять принципов в игре с ребенком»
- Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он думает, что «игра это не интересно, раз мама (папа) так это не любит» или еще хуже: «наверно, со мной играть не интересно». Это совсем не то, что нам хотелось бы.
- Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет. Если ребенок что-то делает неправильно, никогда не говорите «не так надо, а надо так», а попробуйте направить его действия наиболее ненавязчивым способом. А еще не надо спрашивать без конца ребенка: а это какого цвета, сколько здесь – если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. В таком случае лучше сделать вид, что вы сами с собой разговариваете: «Найдем мишке желтые штанишки». Только когда он сам захочет отвечать, можете его расспросить обо всем на свете. Если ребенок не справляется заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его. Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть по своему.
- Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы на подмогу: «Едет красная машинка и плачет – где же мой домик, где же мой домик». Уверена, что ребенок тут же живо заинтересуется, поставить в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.
- Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу. И рисование тоже повод научить ребенка фантазировать: ребенок малюет желтым цветом. Он сам не знает, что рисует, я же радуюсь: «Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит». В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т.д. И ребенку нравиться сознавать, что он не просто малюет, а действительно у него что-то реально получается.
- Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравиться маме и папе.
- Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т.д.
- Седьмой принцип: давайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети у которых есть «мания». Ну, например, ребенок хочет играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно «съездить» в Бразилию. С куклой можно «сходить» в зоопарк. Пусть в играх фигурирует его «мания», пусть он узнает о ней как можно больше.
- Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам – покопается в нем, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет обратно. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потрать время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в комнате.
- Девятый принцип: почаще проводите «ревизию» – нужно убрать старые игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».
- Десятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык, и география.… Объясните ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не стоит вешать географическую карту, если вашему ребенку страшно интересно отлепить ее от стены. И не навязывайте ему то, что ему не нравиться. Разнообразие игр, умение с ними оперировать – это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка.
Самостоятельная игра.… Не торопитесь и не переживайте если ваш малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами (У нас именно так – ребенок по нам, работающим родителям, скучает). Во-вторых, играть одному подчас не очень-то интересно. Но ребенок, которого вообще научили играть, обязательно научиться играть самостоятельно. Скоро вы все чаще сможете себе позволить сесть на диванчик и читать книжку, время от времени выглядывая из нее, чтобы подсказать, или подкинуть идею, как развить ту или иную игру, или просто похвалить.
Рекомендации для родителей
« Влияние родительских установок на развитие детей»
Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути?
Внимательно рассмотрите таблицу родительских установок и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях его поступков. а не ваших ли родителей это установки? Не говорите ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.
Родительские установки | |
негативные | позитивные |
Сказав это, «Сильные люди не плачут». «Думай только о себе, не жалей никого». «Ты всегда, как твой (я) папа (мама)». «Дурачок ты мой!» «Уж лучше бы тебя совсем не было на свете!» «Вот и ты будешь по жизни мыкаться, как твой папа…» «Не будешь слушаться заболеешь!» «Яблоко от яблони не далеко падает». «Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» «Не твоего ума дело…» «Не ешь много будешь толстый, и никто тебя любить не будет». «Не верь никому, обманут!» «Если ты так будешь поступать, с тобой никто дружить не будет!» «Ты всегда это делаешь хуже других…» «Ты всегда будешь грязнулей!» «Ты плохой!» «Будешь букой – один останешься» «Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфеты» | исправьтесь: «Поплачь, легче будет». «Сколько отдашь – столько получишь». «Какая мама умница! Какой папа молодец! Они самые хорошие!» «В тебе все прекрасно…» «Какое счастье, что ты у нас есть!» «Каждый сам выбирает свой путь». «Ты всегда будешь здоров!» «Что посеешь, то и пожнешь» «Мы любим, понимаем и надеемся на тебя» «Твое мнение всем интересно». «Кушай на здоровье!» «Выбирай себе друзей сам…» «Как ты относишься к людям, так и они к тебе». «Каждый может ошибаться! Попробуй еще!» «Какой ты чистенький всегда и аккуратный!» «Я тебя люблю любого». «Люби себя, и другие тебя полюбят» «Все в этой жизни зависит от тебя» |
Чувства вины и стыда, ни в какой мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ Для школы раннего развития «УМКА» «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙДля школы раннего развития«Страна Знаний»«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»...
Сценарий праздника " Юбилей школы раннего развития"
Материал может помочь воспитателям, учителям начальных классов при написании сценария юбилея школы раннего развития....
Воспитательные мероприятия в школе раннего развития "АБВГДейка"
Включены сценарии праздников для детей дошкольного вознаста....
Презентация Школы раннего развития
Эта презентация может быть полезна для оформления выпускного вечера для Школы раннего развития...
Как подготовить ребенка к детскому саду (школе раннего развития)?
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду. В тексте даютя понятные и полезные советы, для того,чтобы ребенок был заранее подготовлен к дошкольному учреждению, чтобы период адаптации...
Календарно-тематическое планирование в "Школе раннего развития" ( подготовка к школе)
Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке к школе....
Положение о Школе раннего развития
Данное Положение пригодится педагогам и воспитателям, методистам, которые решили на базе своего УДО открыть Школу раннего развития....