Презентация "Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников"
презентация к уроку (младшая группа)
В презентации представлен материал для развития и совершенствования мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ум ребенка – на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский
Цель: Развитие и совершенствование мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи : 1. Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки. 2.Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер; формировать умение владеть ими при помощи игр и упражнений. 3.Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, памяти, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. 4.Формировать навыки учебной деятельности: -умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; -умение действовать, повторяя показанный образец и правило. 5.Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Картотека пальчиковых игр
Средства развития мелкой моторики
Средства развития мелкой моторики Лепка из пластилина Конструирование из прищепок Сухой бассейн Мозаика Мелкие предметы и отверстия Пособие «Транспорт» Пособие « Дощечкадля развития мелкой моторики» Рисование Пальчиковый театр Счетные палочки Шнуровка Пальчиковая гимнастика Упражнения «Шагаем пальчиками» Игра с крышечками «Собери гусеницу»
Пальчиковая гимнастика Перед нами ёлочка - Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайки, свечки, Звёзды, человечки.
Рисование
Игры с пластилином Кусочки пластилина Белый! Синий! Красный! Катает наша Катя: Он веет на ветру, Шарики, колбаски, Чудесный флаг России, И оживают сказки. За ним хоть куда пойду! Пальчики стараются, Лепят, развиваются. Не трогай шубку ты мою, Тебя я больно уколю, Хоть на клубочек я похож, Зовут меня колючий ёж.
Конструирование из прищепок
Сухой бассейн
Игры со счетными палочками
Игры с мозаикой
Игры с мелкими предметами и отверстиями
Пальчиковый театр
Шнуровка
Пособие «Транспорт»
Игры с крышечками «Собери гусеницу»
Дощечка для развития мелкой моторики
Упражнения «Шагаем пальчиками»
Заключение Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Презентация на тему «Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников.
Слайд 1
Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников.
Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности. И я не случайно выбрала эту тему, т.к. пальчиковые игры как нельзя лучше помогают в развитии мелкой моторики детей; они увлекательны и нравятся детям. А мелкая моторика – как всем известно, это тонкие и точные движения пальцев. У пальчиковых игр есть ещё одно преимущество – они помогают прочнее налаживать тесный контакт воспитателя с ребёнком, что не мало важно для детей 2-3 лет, т.к я в этом году набрала 1-ую младшую группу.
Слайд 2
«Ум ребёнка на кончиках пальцев», - писал В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.
Специалистами давно доказано, что двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Более того, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Слайд 3
Перед собой я поставила цель:
Развитие и совершенствование мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Слайд 4
Задачи:
1.Формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки.
2.Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер; формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
3.Осуществлять мероприятия по коррекции мышления, памяти, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия.
4.Формировать навыки учебной деятельности:
-умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
-умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
5.Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Слайд 5
Свою работу начала с подбора и изучения методической литературы, изготовления картотеки пальчиковых игр на развитие мелкой моторики.
Слайд 6
Провела родительское собрание на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования». Выбрала средства развития мелкой моторики. С помощью родителей были приобретены пирамидки, игра «Серпантин», шипованные мячики, игры с вкладышами, стол для экспериментирования с песком и водой.
Слайд 7
Существует много специальных игр и упражнений, которые способствуют развитию мелкой моторики. Для более эффективного развития мелкой моторики я выбрала следующие средства:
-пальчиковая гимнастика
-рисование
-лепка из пластилина
-конструирование из прищепок
-сухой пальчиковый бассейн
-игры со счётными палочками
-мозаика
-мелкие предметы и отверстия
-пальчиковый театр
-шнуровка
-пособие «Транспорт»
-игра с крышечками «Собери гусеницу»
-«Дощечка для развития мелкой моторики»
-упражнения «Шагаем пальчиками»
Слайд 8
Ребёнок 2-3 лет в силу своих биологических особенностей не в состоянии долго концентрировать своё внимание на чём-то одном, поэтому работу с детьми начала с системы игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений. Другими словами использовала игры с пальчиками, сопровождаемые чтением стихов. Занималась сначала по 2-3 минуты в день, а затем столько, сколько ребёнок пожелает.
Перед нами ёлочка -
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайки, свечки,
Звёзды, человечки.
Слайд 9
Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках мелок, кисть, карандаш и т.п., тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Вы, конечно, знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто. И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно. Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку, если вы будете чаще рисовать ватными палочками или маленькими восковыми мелочками, которые хотели уже выбросить, потому что маленький мелок или ватную палочку дети обычно сразу берут в руки правильным хватом (большим, указательным и средним пальцами). Кроме того, рисование пальчиками, мелками и ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Благодаря таким приёмам мои воспитанники быстро научились правильно держать карандаш.
Слайд 10
Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина, глины или соленого теста. Лепка – превосходная тренировка маленьких непослушных пальчиков, развитие фантазии, творческих способностей ребёнка. Лепка из пластилина, теста или другой пластической массы имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики и даёт уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Чем больше ребёнок занимается лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. Пальчики ребёнка очень слабые, поэтому родители приобрели мягкий пластилин. Очень нравится детям лепить и из солёного цветного теста.
Для малышей я провожу такие приёмы лепки, как
-скатывание шариков
-раскатывание колбасок
-сплющивание
-оттягивание
-размазывание
Идеально, если для каждого изделия из пластилина вы вспомните какое-нибудь стихотворение.
Белый! Синий! Красный! Не трогай шубку ты мою,
Он веет на ветру, Тебя я больно уколю,
Чудесный флаг России, Хоть на клубочек я похож,
За ним хоть куда пойду! Зовут меня колючий ёж.
Большинство деток уже научились скатывать шарики и расплющивать их, раскатывать колбаски и размазывать пластилин на картинке.
Слайд 11
Очень нравится малышам играть с прищепками. Прищепки – настоящая находка для воспитателей, которые хотят развить у ребенка умственные способности. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять мышечный тонус при щипковом хвате. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному). Картинки для этой игры скачала с интернета, распечатала, наклеила на картон, вырезала. Приобрела цветные прищепки, которые могут выступать в роли лапок и хвостов у животных, насекомых; иголок у ежика; лучиков у солнышка; крыльев и хвоста у самолета; плавников и хвоста у рыбки; верхушек у репки и моркови. Кроме того, развивая мелкую моторику у малыша, мы одновременно развиваем его творческий потенциал.
Слайд 12
Сухой пальчиковый бассейн – отличное развивающее приспособление для маленьких пальчиков, которое развивает не только мелкую моторику, но и речь, познавательные способности. А главное, такие занятия очень нравятся деткам! Не зря же на всех детских площадках обязательно есть песочницы. Сделать сухой бассейн для пальчиков проще простого: берем какую-нибудь емкость (коробку, миску и т.д.) и заполняем ее мелким однородным наполнителем. Классический вариант наполнителя для игр – крупа, горох, фасоль, песок и т.п. Я взяла манку. Контейнер принесла родитель. Также понадобятся мелкие игрушки, которые не будет видно, если их погрузить в массу бассейна. Можно закапывать и искать разные мелкие игрушки, копать манку маленькими лопатками и ложечками, насыпать и пересыпать в чашечки, стаканчики – в общем, практически мини-песочница. Во время «раскопок» ребёнок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики. Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна. Задача ребёнка - нащупав предмет угадать его название. Также можно поменяться с ребёнком местами.
Слайд 13
Выкладывание из счётных палочек прекрасно тренирует пальчики ребёнка, совершенствует точность мелких движений руки. А нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами. В качестве образца сделала заранее заготовки фигурок, которые будут выкладывать дети, взятые опять же с интернета, можно нарисовать самим. Счётные палочки приобрели родители. В этих играх хорошими помощниками могут стать обыкновенные спички, карандаши, соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Начинать советую с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребёнку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника и т.п. «Рисование» палочками понравившейся фигуры лучше сопровождать стихотворением:
Дом я строю во Вселенной.
Есть в нём крыша и антенна.
Есть в нём дверь и есть окошко –
Пусть живёт в нём наша кошка.
В играх со счётными палочками ребёнок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку.
Слайд 14
Развитие мелкой моторики у детей очень стимулирует обычная мелкая мозаика. Здесь ребёнку приходится вовсю задействовать логику, фантазию, память, а также совершенствовать очень сложные движения пальцами и кистями, чтобы не сломать уже сложенную картинку (дорожку, цветочек и др.) Начала играть в мозаику с детками с того, что сама вставляла детальки в основу, а детям предлагала нажать с обратной стороны на ножку, чтобы мозаика «выскочила». Очень нравится детям хаотичное втыкание мозаики в основу. Можно сортировать мозаику по цветам в цветные стаканчики, чашечки, блюдца. В мозаику детки играют каждый день, поэтому движения их пальчиков стали более точными и скоординированными.
Слайд 15
Следующий вид игр очень увлекателен и нравится детям. Он отлично развивает мелкую моторику, заключается в следующем: ребёнку предлагаю опускать мелкие предметы (монетки, крупы, фасолины и т.п.) в мелкие отверстия. Вариаций таких игр очень много, например, можно покормить голодную птичку зёрнышками. Для этого обычную маленькую коробку из под конфет обклеила бумагой, лучше самоклеющейся плёнкой, а на крышку коробки наклеила птичку с открытым клювом, аккуратно канцелярским ножом вырезала отверстие для опускания зёрнышек. Подобным способом можно сделать игру не из коробки, а из пластмассовой баночки. Это занятие требует от детей усидчивости и терпения, развивает щипковый хват указательного и большого пальцев. Движения пальцев рук детей стали более точными и быстрыми.
Слайд 16
Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, развитие мелкой моторики: в ходе игр у детей, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, что является для ребенка естественным средством самовыражения. Для этой цели я выписала через интернет 20 пальчиковых героев к сказке «Теремок», «Колобок», «Красная шапочка». В этом мне помогла родитель нашей группы. Это хорошая возможность поиграть вместе с детьми. Можно разнообразить игры с детьми, изготовив кукол на пальчиках. Можно взять картинку любого героя, наклеить на картон, снизу вырезать два отверстия для пальчиков. «Ходьбу» героя лучше сопровождать стихотворением:
Знают все, что обезьяны
Любят сладкие бананы,
По деревьям ловко скачут
И как малыши не плачут.
Слайд 17
Игры-шнуровки – это отличные развивающие игрушки для детей. Они укрепляют и развивают мелкую моторику пальцев рук, развивает зрительно – моторную координацию; воспитывает усидчивость, внимание, аккуратность; обучает способам переплетения и завязывания шнурков. Шнуровки продаются готовые (деревянные, картонные, пластмассовые) в форме пуговиц, башмаков, домиков, животных и т. п.
Игры-шнуровки в группу приобрели родители. Можно вырезать такие же фигурки из картона или другого плотного материала, проделать по контуру дырочки. С помощью обычного цветного шнурка дети с удовольствием шнуруют пуговицы, домик, котят, ёжиков, мышек и др. Игровые манипуляции пальчиков со шнурками можно сопроводить стихами:
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек.
Конечно, это ёжик.
Слайд 18
Взяв идею с интернета, изготовила пособие «Транспорт». Для того, чтобы сделать эту полезную игрушку понадобится картон (коробка), крышечки разного цвета и размера, цветная бумага или наклейки. Обратите внимание на то, что крышки нужно отрезать вместе с горлышком бутылки! Самое главное – это придумать сюжет, аккуратненько вырезать отверстия в картоне и все это прочно зафиксировать. Это игровое пособие способствует развитию мелкой моторики ребенка (откручивание-закручивание крышек, что положительным образом влияет на развитие речи. Через данную игру ребенок учится: различать цвета и подбирать предметы по одному цвету, различать понятия "большой", "маленький" (использовать крышки разных размеров). Дети охотно играют в эту игру.
Слайд 19
Мне очень понравилась идея развивающей игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребенка. Пытаясь закрутить или раскрутить крышку, прилагая усилия, ребенок тренирует пальчики. Кроме того эта игрушка развивает внимание, память, освоение основных цветов. Вместе с родителями собирали крышки от бутылок, когда их накопилось очень много решили сделать гусеницу. В крышках просверлили дырочки, взяли длинный шнурок, надели на него крышечки и вот гусеница готова. Игру назвали «Собери гусеницу». Но дети сказали, что ей нужны глазки, хорошо сделали глазки. Каждому ребенку очень понравилось собирать и разбирать её.
Слайд 20
Такую развивающую дощечку изготовила сама. Для ее изготовления нужно: кусок фанеры и шурупы, но желательно брать специальные цветные кнопки с пластиковой шляпкой. На листке бумаги в клеточку такого же размера, как фанера нарисовать точки на расстоянии 2-3 см друг от друга. Затем прикладываем этот листок к дощечке и поверху прибиваем гвоздики — гвоздики должны торчать над поверхностью дощечки на 7-8 мм, (не пробейте только дощечку насквозь — иначе с обратной стороны будут колоться). Снять листок в клеточку. Все, игра готова. Для игры лучше взять цветные банковские резинки для денег. Необычная полезная игра хорошо тренирует наши пальчики.
Слайд 21
Идея «Шагаем пальчиками» также взята с интернета. «Пальчиковые шаги» – это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью фантазировать, экспериментировать. Распечатала, наклеила на картон, заламинировала скотчем. Игра готова. Получилось 15 карточек. Деткам нравятся новые необычные игры.
Мне душистый мёд так нужен!
Я его люблю на ужин,
И на завтрак, на обед,
Лучше мёда еды нет!
Помоги медвежонку добраться до бочонка с мёдом. Прошагай пальчиками левой руки по кружочкам к бочонку с мёдом.
Все эти игры развивают не только пальцы, но и формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Слайд 22
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей позволяет детям:
-овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения,
-лучше адаптироваться в практической жизни,
-научиться понимать многие явления окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры с крупами, как эффективное средство развития мелкой моторики»
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того она способствуют развитию мелкой моторики. При соприкосновении рук с крупой, происходит стимулирование акти...
Пальчиковые игры и упражнения как эффективные средства развития мелкой моторики и речи у детей
Консультация для родителей...
Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста
(Ctrl/Cmd+V)...
«Бусины Пюсла – одно из эффективных средств развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников».
Консультация для родителей о пользе термомозаики для развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников....
«Нетрадиционная техника лепки как эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»
laquo;Творчество не приходит по какому-то наитию… Творчеству надо учить»В.А. Сухомлинский...
Мастер – класс для родителей: «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей»
Познакомить родителей с техникой оригами, сформировать у них специальные знания в вопросах развития мелкой моторики рук и как следствие развитие речи и мышления. ...
«Нетрадиционная техника лепки как эффективное средство развития мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей у детей»
Лепка относится к такой образовательной области, как художественно-эстетическое развитие. Лепка уникальна тем, что помимо воздействия на речь ребенка она развивает творческие способности,...