Статья "Вовлечение семей дошкольников в педагогический процесс через использование технологии проектирования"
проект (подготовительная группа)

Шепелева Марина Николаевна

В статье представлен опыт работы участия семей дошкольников в проектной деятельности ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шепелева Марина Николаевна

МБДОУ №103 развивающего вида

воспитатель

Вовлечение семей дошкольников в педагогический процесс через использование технологии проектирования

Известный ученый А. Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя клумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют современному педагогу необходимость выбирать самые  эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний для дошкольников , формирует навыки сотрудничества.

Проектная        деятельность        как        современная        педагогическая        технология

является уникальным средством обеспечения познавательной, исследовательской, творческой самостоятельной деятельности детей. Она направлена на достижение поставленной цели и предусматривающая сотрудничество детей с взрослыми.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.

Задачи использования данной педагогической технологии:

-развитие познавательных способностей детей;

-развитие творческого воображения и  мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:

-расширяется социальный опыт ребѐнка и дает положительные модели для подражания;

-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;

- дети начинают относиться к родителям, как к источнику знаний и опыта;

-родители обучаются видам детской деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома.

У педагогов появляется возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим детям решать задачи проекта. В процессе совместного проекта у  детей и родителей возникает доверие к педагогам.

Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в педагогический  процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Проектная деятельность помогает установить партнѐрские отношения с семьѐй ребѐнка, а также объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществлять взаимопомощь при решении возникших проблем.

Внедряя технологию проектной деятельности в нашем ДОУ, мы соблюдаем следующие требования к ее использованию:

-наличие для дошкольников проблемы, задачи;

  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых

результатов;

-самостоятельная деятельность детей;

-использование исследовательских методов.

Результатами нашего сотрудничества с родителями стало создание

детско-взрослого сообщества; накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьей в виде познавательных  проектов: «Огород на окне «Чиполлино», «Какая бывает одежда?» ,  «Животные жарких стран», «День матери», «Ангарский зоопарк», «Музеи города Ангарска», «Байкал- жемчужина Сибири»,  «Сохраним деревья нашего города», «Семейные традиции»,  а также  индивидуальные проекты: «Мир динозавров», «Мой домашний питомец», «Почему и для чего выбрал я панкратион?».

Таким образом, проектная деятельность – это перспективный, инновационный и оптимальный метод. Опираясь на личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании, проектная деятельность в конечном итоге способствует  личностному развитию ребенка.

Детско – родительские педагогические проекты благоприятствуют  установлению партнерских взаимоотношений с семьей ребенка, помогают  в решении актуальных проблем воспитания и обучения детей в содружестве родителей и педагогов. Изменяется отношение родителей, как к педагогу, так и к дошкольной образовательной организации в целом, что в свою очередь обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.

Литература

1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология // Детский сад от А до Я. – 2008.- №3.- С. 6-12.

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. - сост. Л. С. Киселева. - М.:АРКТИ, 2006.-96с.
  2. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2012. – 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД к семинару на тему: «Использование технологий проектирования как одной из форм поисковой деятельности дошкольников».

Упражнять детей в совместной постановке цели проекта, его мотивации; привлекать детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана, прогнозированию результата, совместному анал...

Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников

Представлен опыт работы и презентация по использованию технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников, итоги работы по трем экологическим проектам....

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Использование технологии проектирования с дошкольниками в свете реализации ФГОС ДО

Выступление на районном семинаре-практукуе для воспитателей  ДОУ района, посвященном организации проектной деятельности с дошкольниками.Для уменьшения размера презентации из нее удалены слайды с ...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Формирование знаний правил дорожного движения у детей младшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия педагога и семьи через использование технологии «Персональный помогатер"

Опыт заключается в использовании технологии в образовательной деятельности «Персональный помогатер» по правилам дорожного движения для развития и закрепления знаний у детей младшего дошкол...

Отчёт об использовании технологии проектирования в развитии творческих способностей и эстетического воспитания детей через изобразительную деятельность

laquo;Любая деятельность может быть технологией,либо искусством. Искусство основаноНа интуиции, технология на науке.С искусства всё начинается,Технологией заканчивается,Чтобы потом всё началось снача...