«Особенности поведения у дошкольников с ОНР»
консультация (старшая группа)

Исаченко Лариса Ивановна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_povedeniya.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 6

«Особенности поведения у дошкольников с ОНР»

(консультация для родителей).

Учитель-логопед: Исаченко Л.И.

г. Южно – Сахалинск

1

Причины и типы нарушений поведения у детей дошкольного возраста.

           Особенности проявления синдрома дефицита внимания.

Очень часто у дошкольников с речевыми проблемами имеются и проблемы с поведением.

Для того, чтобы успешно осуществлять коррекционную работу с такими воспитанниками, необходимо осознавать, что отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными взаимодействующими факторами.

Выяснение и устранение причин отклонения поведения дошкольников, оказывает большое влияние на успешность коррекции их речевого развития и  подготовку к обучению в школе, создает возможность коррекции личностного развития ребенка, формирования произвольности его поведения, успешной социализации.

Всех детей с отклонениями в поведении условно можно разбить на две основные группы: чрезмерно подвижных и чрезмерно медлительных. При этом речь идет не о нормальной дозе или некотором перевесе одного из этих качеств, а именно об очевидном их преобладании, определяющем все поведение ребенка.

Поведение и тех и других определяется слабостью их центральной нервной системы, только у «вертушек» страдают в первую очередь процессы торможения, тогда как у инертных детей – процессы возбуждения.

Длительная неблагополучная семейная обстановка, изнеживающее воспитание, задержка темпа психофизического развития, не говоря уже о настоящих невротических расстройствах, так  или иначе истощают компенсаторные свойства центральной нервной системы, вызывают ее слабость и, как следствие, те или иные отклонения в поведении дошкольников.

Т.о., изучение поведения дошкольников имеет особую актуальность, т.к. позволяет выработать систему коррекционного воздействия, направленную на преодоление отклонений в личностном развитии ребенка и связанных с ними трудностей в подготовке к обучению в школе.

Типичные  нарушения поведения – это гиперактивное поведение, обусловленное преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка, а также демонстративное, протестное, агрессивное и симптоматическое, в возникновении которых определяющими факторами являются условия развития, стиль взаимоотношения с взрослыми, особенности семейного воспитания.

Гиперактивное поведение.

Такие дети отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировке этой потребности правилами поведения (т.е. в ситуациях, в

2

которых требуется контролировать, произвольно регулировать свою двигательную активность) у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Возникающая вслед за этим эмоциональная разрядка является защитной реакцией организма на чрезмерное перенапряжение и выражается в неконтролируемом двигательном беспокойстве, расторможенности, квалифицируемых как дисциплинарные проступки.

Основные признаки гиперактивного ребенка - двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность.

Ребенок совершает беспокойные движения кистями и стопами, сидя на стуле, корчится и извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть спокойно, часто вмешивается в игры и занятия других детей.

Часто гиперактивные  дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям.

Демонстративное поведение.

 При таком поведении происходит намеренное и осознанное нарушение  общепринятых правил. Внутренне и внешне такое поведение адресовано взрослым.

Один из вариантов демонстративного поведения – детское кривляние. Можно выделить две его особенности. Во-первых, ребенок кривляется только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей) и только тогда, когда они обращают на него внимание. Во-вторых, когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а даже усиливается.

Демонстративное поведение – это нередко способ привлечь к себе внимание взрослых. Это происходит в тех случаях, когда родители мало или формально общаются с ребенком, т.е. ребенок не получает в процессе общения так необходимые ему любовь, ласку, тепло.

Одним из вариантов демонстративного поведения являются капризы  - плач

без особых поводов, своевольные выходки с целью обратить на себя внимание.  Капризы сопровождаются двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием вещей.

3

Эпизодически капризы могут возникать в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

От эпизодических капризов, обусловленных во многом возрастными особенностями дошкольников, следует отличать закрепившиеся капризы, превратившиеся в привычную форму поведения. Основная причина таких капризов – неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых).

Формы протестного поведения детей: негативизм, строптивость, упрямство.

Негативизм-такое поведение, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили.

Типичное проявление детского негативизма - это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых, При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся настоять на своем. В обоих случаях дети становятся неуправляемыми.

    Причина такого поведения часто заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующих в удовлетворении детской потребности в самостоятельности. Негативизм – это часто результат неправильного  воспитания.

Упрямство. 

    Его причины разнообразны. Так упрямство может возникнуть как следствие конфликта взрослых, например, родителей, их противостояния друг другу без уступок и компромиссов. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогично, не усматривая в этом ничего плохого.  В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбужденностью, когда ребенок не может быть последовательным  в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.

Негативно бессознательное, слепое, бессмысленное упрямство. Упрямство позитивно, нормально, если ребенок стремится выразить собственное мнение, разумный протест против ущемления его прав и потребностей.

Разобраться в причинах негативизма – значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности.

Агрессивное поведение – целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя его, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и

4

неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, напряженность, страх). Агрессивные действия ребенка могут выступать в качестве средства достижения цели; как способ психологической разрядки, замещения неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

      Агрессивное поведение может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект, или смещенным, когда ребенок не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки.

Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Такое поведение, как правило, бывает спровоцировано

каким-то событием или потребностью во внимании взрослых, других детей.

Агрессивность не обязательно проявляется в физических действиях, некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворенная потребность в том, чтобы почувствовать себя сильным, или желание отыграться за собственные обиды.

Проявлению агрессивного поведения детей могут способствовать СМИ, в первую очередь кино и телевидение, а также компьютерные игры соответствующего содержания. Систематический просмотр сцен насилия приводит к тому, что агрессивные акты с экранов дети переносят в реальную жизнь. Повышается вероятность формирования враждебности, подозрительности, зависти, тревожности – чувств, провоцирующих агрессивное поведение.

Агрессивное поведение может возникать под влиянием авторитарного воспитания, деформации ценностей в семейных отношениях. Эмоциональная холодность и чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего напряжения у детей. Это напряжение может разрядиться посредством агрессивного поведения.

Об агрессивности ребенка свидетельствует частота агрессивных проявлений, а также интенсивность и неадекватность реакций по отношению к раздражителям.  Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.  

Симптоматическое поведение.

Любое нарушение в поведении может быть своеобразным сигналом, с помощью которого ребенок сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем психологическом дискомфорте (например, агрессивное поведение, драки со сверстниками - своеобразное замещение недостающей близости с

5

 родителями). Подобное поведение ребенка квалифицируется как симптоматическое. Оно превращается в закодированное сообщение, когда открытое обсуждение проблем с  взрослыми невозможно.

   

Если взрослые ошибаются в интерпретации детского поведения, остаются равнодушными к переживаниям ребенка, то конфликты ребенка с психологического уровня переходят на физиологический уровень. И тогда взрослые сталкиваются уже не с проблемой плохого поведения, а с болезнью ребенка. Симптоматическое поведение или болезнь как разновидность поведения – своеобразный сигнал, что ситуация невыносима для ребенка.

Совершая «бегство в болезнь», ребенок, «выбирает» именно ту болезнь, то поведение, которые вызывают наиболее острую реакцию взрослых.

Т.о., существуют разнообразные формы отклонения поведения у дошкольников. Выяснив  и устранив причины их вызывающие, формируя произвольность  поведения можно более успешно подготовить детей к обучению в школе.

Особенности проявления синдрома дефицита внимания у гиперактивных  дошкольников.

Основным проявлением гиперактивности является отвлекаемость внимания, двигательная расторможенность, импульсивность, чрезмерная активность. Основное же место у детей с дефицитом внимания занимает дефект внимания. У таких детей  сильно ограничен его объем, снижена способность к длительной концентрации, а также переключаемость на другой вид деятельности. У  детей дефицитом внимания повышенная отвлекаемость, склонность к колебаниям настроения, негативизм, проявления агрессивности, часты расстройства засыпания.

Синдром дефицита внимания встречается от 1,5 до 15 лет, но интенсивнее всего проявляется в конце дошкольного и начале школьного возраста. Пик проявления синдрома – 6-7 лет.

Его главными проявлениями являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно  в ситуациях, требующих относительного спокойствия; тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая предыдущего; ерзание, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организованных ситуациях (например, во время занятий, на транспорте, в поликлинике и т.п.). В возрасте старше 9-10 лет проявление гиперактивности, двигательной расторможенности постепенно сглаживается, полностью исчезая в возрасте 14-15 лет, или сменяется инертностью психической деятельности, а дефицит внимания, как правило, сохраняется.

6

 Ключевыми признаками гиперактивности являются двигательная расторможенность, чрезмерная  активность, импульсивность. Эти первичные поведенческие нарушения делают ребенка неприспособленным к общепринятым нормам поведения, служат источником непонимания, неприятия и недовольства со стороны окружающих. Отсюда многочисленные упреки, порицания, одергивание, окрики, наказания со стороны взрослых.

 

Кроме вышеперечисленных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, существуют отклонения, которые охватывают 11 областей двигательных и психических функций.

1.Нарушения восприятия. У ребенка нарушена способность различать: размеры, правую и левую стороны, верх и низ. Недостаточно развита ориентация в пространстве и времени.

2.Специфические неврологические признаки. Больших аномалий не обнаруживается или они встречаются крайне редко. Часто выявляются незначительные, но очевидные признаки пограничных нарушений: легкие нарушения зрения и слуха, леворукость, смешанная латеральность или отсутствие ведущей половины тела, гиперкинезия или легкая гипокинезия, неуклюжесть.

3.Нарушение двигательных функций. В анамнезе зачастую - позднее развитие двигательных функций, нарушения моторики или неуклюжесть, часто встречаются тики, нарушения координации, гипермоторика или гипомоторика.

4.Нарушения мышления. Низкая способность к абстрактному мышлению, т.е. мышление этих детей предельно конкретно. Наблюдаются трудности в образовании новых понятий. Слабая кратковременная и долговременная память. Характерно явление «плавающего мышления».

5.Физическая характеристика. Ряд неврологических признаков: откусывание ногтей, сосание пальцев, неопрятный прием пищи, замедленное развитие гигиенических навыков (неряшливость), легкая утомляемость, частое проявление ночного недержания мочи и кала.

6.Характеристика эмоционально-волевых свойств. В поведении преобладает повышенная импульсивность и возбудимость, которая характеризуется низким уровнем  контроля  за своим поведением. Тяжело поддается влиянию, плохо подчиняется.

7.Характеристика сна. У маленьких детей ритм сна чаще всего неправильный, Во время сна ребенок подвижен. Сон бывает или поверхностным или, наоборот, очень глубоким. По сравнению со здоровыми детьми эти дети часто испытывают меньшую потребность во сне.

8.Контакты с окружающими. Отмечается плохая способность вступать в контакт с детьми того же возраста. Коммуникабельность развита недостаточно. Лучше себя чувствуют в маленьком (1-2 человека) коллективе. Несмотря на трудности в общении, они стремятся к контактам с другими детьми, но выбирают для этого неадекватные способы.

7

9.Нарушения физического развития. В дошкольном возрасте могут проявляться   признаки недостаточности созревания.

10.Изменения личности. Дети очень доверчивы, даже наивны, в своем поведении часто подражают сверстникам. Охотно сотрудничают и испытывают тягу к положительной оценке их поведения.

11.Нарушения речи. Дети с синдромом дефицита внимания имеют все предпосылки для появления у них в период усвоения письменной речи дисграфии. Зачастую они неспособны дифференцировать сходные по артикуляции и произношению звуки, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные, т.е. имеют недоразвитие фонематического слуха. Дети плохо усваивают структуру предложения, не умеют правильно использовать предлоги, допускают лексико-грамматические ошибки.

Т.о., выявление и коррекция поведения дошкольником с синдромом дефицита внимания является наряду с коррекцией их речевого развития важнейшим условием успешной подготовки их к школьному обучению.

Признаки, являющиеся диагностическими симптомами гиперактивных                            детей.

1.Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Не может сидеть спокойно на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние раздражители.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях общения в коллективе.

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не дослушав их до конца.

6. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

7. Часто переходит от одного действия к другому, не завершая их.

8. Не может играть тихо, спокойно.

9. Болтливый.

10.Часто мешает другим, пристает к окружающим.

11.Зачастую складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

12.Часто теряет вещи в садике, дома, на улице.

13.Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает не оглядываясь на улицу).

Диагноз гиперактивности считается правомерным, если у ребенка наличествует не менее восьми из перечисленных выше симптомов.

При коррекции гиперактивного поведения дошкольника взрослые должны придерживаться определенной тактики коррекционных и воспитательных воздействий, собственного поведения:

8

1.Эмоционально поддерживать ребенка во всех его попытках позитивного поведения.

2.Избегать жестких оценок, упреков, угроз, слов «нет», «нельзя»; разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно, мягко.

3.Давать ребенку только одно задание на определенное время, чтобы он мог его завершить.

4.Поощрять ребенка за все виды деятельности, в которых требуется концентрация внимания, усидчивость, терпение (раскрашивание, конструирование, чтение, письмо).

5.Ограничивать время пребывания ребенка в местах массового скопления людей, среди беспокойных, шумных сверстников, т.к. это возбуждает ребенка.

6.Оберегать ребенка от утомления, т.к. это приводит к снижению самоконтроля.

7.Предоставлять ребенку возможность адекватно расходовать избыточную энергию.

  Не следует сдерживать физическую подвижность такого ребенка, ибо это противопоказано состоянию его нервной системы. Но его двигательную активность следует направлять и организовывать. Главное – подчинить действия гиперактивного ребенка цели и приучить достигать ее.

 Здесь эффективны подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Хороши игры, рассчитанные на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить ребенка. Поскольку для детей с гиперактивным поведением характерны нарушения внимания и самоконтроля, особую значимость приобретают игры, направленные на развитие этих функций.

Коррекция в семье. Рекомендации родителям.

  В беседах с родителями важно подчеркнуть, нарушения в поведении детей поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает длительное время.

Первая группа рекомендаций родителям относится к внешней стороне их поведения.

-Сдерживать свои бурные аффекты, особенно если они огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживать ребенка во всех попытках позитивного поведения.

-Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье.

-Следить за своей речью, стараться говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не

манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

9

-Если есть возможность, постараться выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения. В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций.

-Организация всей жизни ребенка должна действовать на него успокаивающе. Распорядок дня должен выполняться неукоснительно.

-Определить для ребенка круг обязанностей и их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем. Чаще отмечать и хвалить его усилия.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с родными и близкими. Здесь совершенно незаменима важная для детей совместная с родителями деятельность – игра.

Литература:

-Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения // Вопросы психологии.- 1993. - №1 – 99с.

-Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Медтехника – М. -2002. -128 с.

- Заваденко Н.Н. Как помочь ребенку: Дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: 2001 – 112 с.

- Лютова Е.К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002 -136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности поведения ребенка дошкольника.

Изложены особенности  поведения  ребенка 3, 4, 5, 6 лет. Предложены советы по предупреждению нежелательных форм поведения малыша....

Особенности работы с дошкольниками при формировании навыков безопасного поведения.

Современная педагогическая наука интенсивно изучает новые аспекты содержания воспитания в современном обществе. Исследуются проблемы интерсоциального воспитания, формирования экологической культуры, н...

рекомендации «Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка-дошкольника».

 Ведущая потребность - в общении, в уважении, в призна­нии самостоятельности ребенка.  Ведущая потребность - игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.  Ведущая...

Рекомендации родителям "Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребенка – дошкольника"

Краткий материал о поведении ребёнка 5-6 лет. Рекомендации по развитию психических процессов: воображение и мелкая моторика...

Психофизиологические особенности поведения дошкольника на улице

Недопустимо большое число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), требует повышенного внимания к вопросам обеспечения их безопасности в дорожном движении. Как показывают ...

Что нужно знать взрослым об особенностях поведения ребёнка – дошкольника.

3 года – может вести себя некоторое время  нормально (хорошо): способен играть вместе с другими детьми в игрушки и фантазийные игры, может помогать взрослым, может в какой-то мере быть чутк...