Буклет "Профилактика дисграфии у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Дмитриева Елена  Александровна

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Поэтому необходимо проводить профилактику  дисграфии у детей в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой,  общей моторики и ВПФ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью высших психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Симптомы дисграфии

Типичные ошибки, встречающиеся при различных видах дисграфий, могут проявляться

  • смешением и заменами графически сходных рукописных букв (ш-щ, т-ш, в-д, м-л) или фонетически сходных звуков на письме (б–п, д–т, г–к, ш-ж);
  • искажением буквенно-слоговой структуры слова (пропусками, перестановками,
  • добавлением букв и слогов);
  • нарушением слитности и раздельности написания слов;
  • аграмматизмами на письме (нарушением словоизменения и согласования слов в предложении,
  • недописыванием или добавлением элементов букв (л вместо м; х вместо ж и наоборот,
  • зеркальным написанием букв.

О наличии  дисграфии можно говорить только после того, как ребенок овладевает техникой письма, т. е. не раньше 8–8,5 лет.

Как известно, любую  «болезнь»  (нарушение)  легче  предупредить, чем «лечить». 

Поэтому ведение профилактической работы по  предупреждению  ошибок чтения и письма у детей 5 – 7 лет необходимо.

Профилактика дисграфии

Профилактика  дисграфии  должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики

Хороший эффект дают кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Данные упражнения направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет формировать способности ребёнка или корректировать проблемы в различных областях психики. Самый благоприятный период их использования – до 10 лет, пока кора больших полушарий не сформировалась окончательно.

Под влиянием таких тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Чем интенсивнее нагрузка, тем они значительнее.

Варианты кинезиологических упражнений.

 «Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально - симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин. в день.

Массаж рук  (кисти)  и ног  (ступни)  с использованием массажеров разной степени твёрдости и остроты.

Игры для профилактики дисграфии

Игры – раскраски.

  • раскраски с кодированием цвета (цифрами или символами)
  • раскрашивание по образцу;
  • раскраски наоборот (нужно раскрасить только фон, а рисунки оставить незакрашенными);
  • раскраски – половинки (с дорисовыванием половинки рисунка);
  • штриховки – дорисовки.
  • соедини точки (по цифрам, по символам и т. д.) и т. п.

Игры с буквами

  • нахождение букв среди ряда других (в данном тексте найдите и зачеркните все буквы А (или любую другую)
  • сравнение букв написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, различные стили)
  • называние букв, подчеркнутых дополнительными линиями
  • написание контурных изображения букв, дописывание элементов до полной образа буквы
  • выделение букв, наложенных друг на друга
  • узнавание зеркально изображенных букв и правильная их запись (различный шрифт)
  • реконструирование букв путем добавления, уменьшение количества элементов.

Игра с пластилином

Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.

Игра со счетными палочками или мозаикой

Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозаики.

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели.

Буквы из проволоки

Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить  «ручками»  и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке.

Занятия на прогулке

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

 Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне. Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 240» г. Новокузнецк

http://steshka.ru/wp-content/uploads/2015/05/kartinki_shkola_deti_uchitelya_5.jpg

Профилактика дисграфии                      у дошкольников

Составитель:

Учитель-логопед

Дмитриева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....