Путешествие по городу
консультация (старшая группа)

Смирнова Ольга Владиславовна

Привлечь внимание родителей к значимости детской игры, значимости любимой игрушки, её роли в жизни ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ИГРУШКА – ЕЁ РОЛЬ И ЗНАЧИМОСТЬ В ЖИЗНИ НАШИХ ДЕТЕЙ»    

ВОСПИТАТЕЛЬ: Смирнова Ольга Владиславовна

                                  МБДОУ детский сад №191, гр.№12

ЦЕЛЬ:  Привлечь внимание родителей к значимости детской игры, значимости любимой игрушки, её роли в жизни ребёнка.

ЗАДАЧИ: 1. Повысить ответственность родителей за воспитание у детей таких нравственных качеств, как сочувствие, доброта, верность, благородство, готовность прийти на помощь…

2. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения и игрового действия;

3. Формировать у родителей желание решать проблемные ситуации, возникающие у ребёнка при общении со сверстниками и взрослыми во время игрового процесса.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: альбомные листы, формата А5; цветные карандаши: простые карандаши; шариковые ручки; конструктор «лего»; обычная машинка; мягкая игрушка; конфеты (в сине, жёлто, красной обёртке); CD проигрыватель; проектор.

Раннее обучение детей в дошкольных учреждениях позволяет подготовить их к школе, развивая у них в первую очередь познавательные процессы. Однако нравственным качествам из-за недостатка времени у родителей уделяется мало внимания. В результате дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем в школе; ломают и портят предметы окружения. С целью активизации родительского внимания к этой теме я решила провести родительское собрание «Игрушка – её роль и значимость в жизни наших детей».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Подготовить в родительском уголке объявление о проведении собрания на тему: «Игрушка – её роль и значимость в жизни наших детей» («ПРИЛОЖЕНИЕ 1);
  • Оформить фотовыставку детских фотографий «Как и во что мы играем в нашем детском саду»;
  •  Оформить группу советами известных людей о воспитании детей:

- Воспитывать лаской, а не тоской. (народная пословица)

- Доброе слово – половина счастья. (народная пословица)

- Против всего можно устоять, но не против доброты. (Ж.Ж. Руссо)

- Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его. (Л.Н. Толстой)  

  • Организовать выставку детских книг по теме собрания;
  • Вручить родителям приглашения на предстоящее родительское собрание, выполненное детьми на занятии по художественно-эстетическому развитию в свободной импровизации на тему: « Моя любимая игрушка» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);
  • Подготовить памятку для родителей по теме собрания (ПРИЛОЖЕНИЕ 3);

Беседа с детьми о добрых делах; о любимой игрушке каждого;

Чтение рассказов (см. выше Выставка детских книг).

Разучивание и повторение стихов (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

ХОД СОБРАНИЯ:

Родителя проходят и усаживаются на стулья…

Добрый вечер уважаемые родители. Смирнова Ольга Владиславовна-воспитатель Ваших детей. Я очень рада Вас видеть в полном составе. Очень благодарна за Ваше внимание и ценю Ваше время. Сегодня я Вас пригласила на наш вечер беседы, а тема наша будет заключаться в следующих загадках, отгадайте сами…

  • Хоть на ножке он одной,

  Крутится как заводной.

  Лишь устанет — на бочок.

  Яркий, озорной…

                                    (волчок)

  • Вот игрушка не простая,

     А бывает как живая.

     Сбоку ключик покручу

     Побежит, куда хочу.

     С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья?

                                                        (Заводная игрушка)

  • Вглубь трубы всмотрись: как в сказке,

     Там в узор сложились краски.

     Трубочка — не микроскоп.

     А цветной…

                                               (Калейдоскоп)

Вы правильно ответили на загадки)))

У большинства людей детство ассоциируется с любимой игрушкой (перечислять игрушки из нашего детства можно бесконечно долго). Это неудивительно, ведь игрушка для ребёнка – это и верный товарищ, и терпеливый, веселый учитель, именно через игрушки он познает мир, развивает интеллект, фантазию, формирует необходимые навыки.

Игрушка для малыша – это не просто забава, а уменьшенная модель окружающего мира. Глядя на игрушки, в которые играет ребёнок, часто можно многое узнать о нём самом:

Может отражение нижесказанному Вы найдёте в себе или своих знакомых…

Конструктор

Конструктор - это универсальная игра, она нравится детям любого возраста, а играть с ним не надоедает очень долго. Игры с конструктором, как увлекательны, так и очень полезны! Они способствуют правильному развитию умственных и творческих способностей малыша, учат концентрировать внимание и тренируют мелкую моторику, а еще развивают память и усидчивость, ловкость, умение координировать свои движения. Но самое главное – конструкторы помогают детям проявлять их безграничную детскую фантазию. Дети, которые с увлечением возводят различные сооружения из конструктора, как правило, упорны, усидчивы и терпеливы, склонны к точным наукам. Это будущие математики, программисты, архитекторы…

Кроме того, не стоит забывать, что конструктор – отличный материал для дидактических игр («Какого цвета?», «Высокий-Низкий», «Найди такой же», «Какой лишний» и др.).

Машинки

Для малыша водители – это смелые, интересные люди, которые без труда управляют большими железными автомобилями. Играя в машинки, ребёнок копирует поведение взрослого, представляя себя на его месте. Подобная игра не является интеллектуальной, т.к. носит чисто  манипулятивный характер.

Таким образом, если ребёнок играет только в машинки и не признает никакие другие игры и игрушки, задача родителей предложить малышу такие игры в машинки, в которых ребёнок будет развиваться интеллектуально.

Необходимо, чтобы в автопарке ребёнка собралась коллекция транспорта всех основных цветов. В процессе игры ненароком называйте цвета машинок, а позднее попросите ребёнка «дать маме желтый автобус», «погрузить кубики на синий грузовик» и т.п.

По аналогии с цветовым изучением, можно обучать ребёнка в игре понятиям больше-меньше («посмотри, кран большой, а Газель маленькая»), выше-ниже («грузовик выше легковой машинки»), длиннее-короче (лимузин длиннее, чем Лада).

Не расстраивайтесь, если при первых ваших попытках объяснить эти понятия, ребёнок не удерживает долго внимания, не реагирует на ваши вопросы. Понятия, регулярно упоминаемые во время игры, отлично усваиваются ребёнком, и спустя некоторое время ребёнок обязательно порадует вас накопленными знаниями.

Также можно включать в игру с машинками различные дидактические материалы. Например, изучая устройство пирамидки, можно каждое колечко подвозить к пирамидке на машинке соответственного цвета или разложить колечки по размеру на аналогичные машинки.

Мягкие игрушки

Детская, заполненная мягкими игрушками, характеризует общительного малыша, для которого взаимодействие с людьми важнее и интереснее, чем с предметами. Ребенок «очеловечивает» игрушки, кормит, укладывает их спать. К тому же мягкая игрушка – идеальный друг, добрый и отзывчивый, который всегда ведет себя правильно.

У психологов есть два мнения по поводу роли мягкой игрушки в жизни ребенка. Одни считают, что «общением» с мягкой игрушкой ребёнок компенсирует нехватку родительского внимания и заботы, а также недостаток общения с другими детьми. Другие утверждают, что мягкие игрушки благотворно влияют на психику ребёнка, помогают воспитанию таких качеств, как человечность и забота о других.

Как бы то ни было, мягкие игрушки и куклы необходимы для сюжетно-ролевых игр. Здесь они выступают в роли актеров. Период сюжетно-ролевых игр это серьёзный этап в развитии ребёнка. В игре проявляется характер ребёнка, также она помогает развить мышление и воображение. Кроме того, при помощи мягкой игрушки можно обыгрывать разные жизненные ситуации. Объяснять ребёнку в доступной для него форме пока еще сложные для его понимания вещи.

ИГРА « КОРОБКА ПАМЯТИ»

Каждому участнику собрания предлагается чашечка горячего чая…

Просьба достать каждого родителя из коробки любую конфету. В коробке равное количество конфет в синей, жёлтой и красной обёртке.

Родители делятся на три команды: (синие, жёлтые и красные).

Под музыкальное сопровождение (трэк№1):

1-ая команда: На листке бумаги, формата А5, указывают или схематично отображают любимую игрушку из своего детства. Сворачивают листок на 1/3 и передают участнику справа из 2-й команды.

2-ая команда: На том же, свёрнутом уже в 1/3листке бумаги формата А5, описывают свои действия с любимой своей игрушкой. Далее сворачивают лист в 2/3 и передают участнику справа из 3-ей команды.

3-я команда: Записывает свои воспоминания о судьбе своей любимой игрушки (где она? И что с ней случилось?). Далее листок бумаги сворачивается в последний раз.

Воспитатель собирает свёрнутые воспоминания в коробку памяти. Перемешивает.

Начинаем вспоминать…

-моя любимая игрушка зайчик

-я из него стреляю; собираю и разбираю его;

-сломался и выкинули.

(Беседа в шутливой, непринуждённой форме с родителями)…

Игрушки надо выбирать, а не собирать!

На полках детских магазинов сейчас огромное количество игрушек, и все их купить невозможно, да и ненужно. Родителям не стоит забывать главное правило: «Игрушки надо выбирать, а не собирать!». Так какие же игрушки выбрать для ребенка?

В набор игрушек необходимо включать и всевозможные сортеры, пирамидки,  конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать (подобрать подходящее отверстие, расположить по размеру, построить).

Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры (лото, домино, простейшие пазлы).

При покупке игрушки необходимо учитывать 4 основных критерия:

Необходимо понять всю важность правильного выбора в покупке детской игрушки. Ведь игрушка может как развивать ребёнка, так и нанести огромный вред психологическому состоянию.

  • Безопасность (материал и качество изготовления);
  • Эстетичный внешний вид (реальные цвет и форма, внешне приятная игрушка);
  • Соответствие возрасту (не покупайте игрушки «на вырост»!);
  • Многофункциональность (чем больше действий можно выполнить с игрушкой, тем лучше).

Отдельно следует выделить игрушки, сделанные своими руками. Сделанная папой мебель или машина, сшитая мамой игрушка - будут выглядеть для ребёнка не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине.

Современные игрушки:

В последнее время, наблюдая за самостоятельными детскими играми, я столкнулась с нарастающей агрессией наших детей по отношению друг к другу. Опросив детей в ненавязчивой форме, чем они занимаются дома, в свободное время, многие из них сказали, что часто играют в компьютерные игры: ГТА, трансформеры, майнкрафт, стрелялки и др. Одна девочка призналась, что смотрит вместе со старшей сестрой ужастики перед сном и потом боится заснуть.

В активном словаре наших детей стали часто звучать слова: «зомби», «ты мертвец», «вампир», «монстр». Принося из дома куклу из серии «Монстр - Хайс», девочки любуются ими и увлечённо играют. На вопрос: «Чем тебе нравится эта кукла?» - ребёнок отвечает: «Она красивая!» У ребёнка меняется стереотип красоты. Стирается грань между вымыслом и реальностью. Зачастую, дети мечтают иметь игрушки, навязанные рекламой.

АНКЕТИРОВАНИЕ

 «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА МОЕГО РЕБЁНКА»

Перед родителями находятся: лист бумаги, формата А5, карандаши 4-х основных цветов, простой карандаш, ручка…

Под музыкальное сопровождение (трэк №2):

-каждый родитель, указывает письменно или образно отображает любимую игрушку своего ребёнка;

-результаты собираются в коробку памяти;

-просьба воспитателя достать каждому родителю своё приглашение на данное родительское собрание;

-сравнение ответа ребёнка и его родителя… (на приглашении ребёнок указал зайчика, мама указала куклу;

-нахождение разногласий в понимании любимой игрушки ребёнка;

(беседа)…

Причины по которым дети ломают игрушки:

Родители покупают своему малышу все новые и новые игрушки, стремясь сделать его досуг более интересным, а он вместо того, чтобы увлечённо играть, отрывает куклам головы, бросает на пол машинки или вскрывает брюхо плюшевому медведю?

Мною была не случайно выбрана данная тема в силу своей важности и актуальности.

Конечно, ваш ребёнок может иногда случайно что-то испортить. Но как быть, если он начинает специально уничтожать хорошие вещи, с которыми, в принципе, он должен отдыхать и забавляться? Что делать, как остановить любимого ребёнка? Следует ли его наказывать?

  • Первая причина: ребёнок ломает игрушки, неподходящие ему по возрасту

Зачастую ребёнок ломает игрушки из-за того, что ему просто пока рано пользоваться ими. Родители хотят порадовать любимого малыша и приобретают ему именно то, о чём он просит. В итоге оказывается, что игрушка малышу элементарно не подходит. Он слишком мал, чтобы осмыслить всю область применения данной вещи и не воспитан, чтобы понимать: с данной вещью необходимо обращаться бережно.

Приведём простой пример: малышу всего пятый год. Но он настойчиво просит купить красивый большой планшет, с помощью которого можно смотреть мультфильмы и играть в игры. Вскоре родители соглашаются. Они приобретают достаточно дорогую вещь. Но уже через несколько дней техника оказывается в нерабочем состоянии или, ещё хуже, в разобранном виде.

Вероятная реакция: наказание. Ребёнку начнут объяснять, что он сломал дорогую вещь, плохо ведёт себя. Подход неправильный!

Как надо поступить?

Разумеется, лучшее решение – вообще воздержаться от подобных покупок. Производители указывают возрастные ограничения как раз с учётом уровня развития ребёнка. Если вы будете дарить ребёнку в 4 года кубики, резиновые игрушки, пластиковые пирамидки и простые конструкторы из крупных деталей, он ничего не испортит.

Вопрос: стоит ли ругать, если игрушка уже сломана? Безусловно, обвинять вашего маленького члена семьи не нужно. Вообще старайтесь не наказывать и не ругать малыша лишний раз. Если у него есть склонность к агрессии, Вы, таким образом, разовьёте её в нём. Когда малыш ранимый, послушный, на него подобные наказания могут произвести настолько тяжёлое впечатление, что он вообще потеряет радость от игры. При этом мягко объяснить, что с вещами надо обращаться бережнее, действительно нужно.

  • Вторая причина: любопытство

Многие дети готовы абсолютно на всё, когда у них возникает непреодолимое желание изучить новую вещь. Они разбирают, раскручивают, ломают игрушки. Эти дети просто хотят выяснить, как устроены предметы, что у них внутри. К сожалению, дорогие вещи обостряют любопытство ещё больше. Поэтому им грозит опасность в первую очередь. Чаще всего малыши потом предпринимают попытки собрать игрушки, но это уже невозможно.

Есть отличный выход: приобретайте для вашего ребёнка больше конструкторов, игрушек, которые можно спокойно собирать и разбирать. Давайте ребёнку смотреть познавательные мультфильмы, документальные передачи. Детям старшего возраста будет полезно почитать энциклопедии. Таким образом, Ваш малыш удовлетворит свою любознательность.

  • Третья причина: недостаток родительского внимания

Такая ситуация тоже широко распространена. Малыш начинает регулярно шалить, ломает игрушки, плохо ведёт себя за столом, постоянно капризничает, показывает из себя хозяина положения… И всё направлено исключительно на одну цель. Просто подумайте: может быть, Вашему любимому ребёнку не хватает родительского внимания? Некоторые дети страдают от чрезмерной опеки, а вот кому-то, наоборот, не хватает заботы, совместных игр с родителями.

В первую очередь с ребёнком надо поговорить. Спросите его, не хочет ли он погулять, почитать или порисовать с вами. Предложите интересную игру. Например, можно устроить не ужин, а пикник посередине комнаты. Многие дети будут рады отправиться с родителями на пикник, в морозное утро, вместе подготовиться к нему и принять непосредственной участие. Всё это позволит укрепить связь с ребёнком, позитивно отразится на отношениях в семье в целом. Будьте одной командой, веселитесь и отдыхайте вместе!

  • Четвёртая причина: сам процесс игры

Детская основа игры напоминает поле битвы? Все вещи разбросаны, часть игрушек сломана, а ваш малыш ходит довольный, будто именинник? Вполне вероятно, что ваш ребёнок просто воображает себя «смелым воином», хочет подражать любимым героям.  В таких играх нужно уничтожить страшного дракона, злого волшебника, волка, плохого человека. А для этого их нужно «разбить». Малыш ломает игрушки, увлекаясь игрой и следуя примерам персонажам фильмов и мультфильмов.

Вам нужно хорошо поговорить с любимым ребёнком, объяснить ему, что бороться с хорошими вещами не нужно. В этом нет того смысла, который имеется в сражениях его любимых героев. Кроме того, вам нужно организовать зону для «битв» в детской. Там должны быть безопасные «мечи», различное детское «оружие» и специально подобранные игрушки, которые не пострадают от таких сражений. Например конструктор «лего»: там можно воспроизвести войны и герои при этом не пострадают, а наоборот у ребёнка будет развиваться мышление и воображение.

  • Пятая причина: потребность выплеснуть агрессию

Точно так же, как взрослый, ощущая обиду и злость, ищет, куда бы «девать» негативные эмоции, поступает и ребёнок. И если родители нередко кричат на детей, именно вследствие переполняющей их агрессии, ребёнок, и копируя взрослых и не видя другого выхода, кричит на своих игрушек, ломает и разбивает их.

Также же можно данную причину отнести к «буйным» поведениям, которые таятся в особенностях темперамента. Кроха холерик - он непоседлив, быстро отвлекается, легко раздражается, очень активен. У таких малышей игрушки ломаются сами. Крепко сжал, уронил, случайно наступил, зацепил и т.д.

Может в отражении вышесказанного Вы найдёте образ поведения своего ребёнка…

ИТОГ СОБРАНИЯ: Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок, детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь Вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

А главное, необходимо помнить, что ни одна игрушка не сможет заменить

малышу ценность общения с родителями!!!

Родителям вручаются памятки (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Конспект игры - путешествия « Путешествие по городу Лангепас» с использованием ИКТ для детей старшей (коррекционной) группы

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное        образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №9 «Солнышко»...

Конспект ООД в подготовительной группе. «Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль».

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:«Путешествие по городам «Золотого кольца России» Город Ярославль». (Познавательное, развитие речи, конструирование из бумаги)Цель: Расширить зна...

Развлечение ко Дню города: "Путешествие по городу Павлово на Оке"

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников по теме: "Моя малая родина"...

Календарно-тематическое планирование Тема: Мой город. Путешествие по городу

Календарно-тематическое планирование Тема: Мой город. Путешествие по городу...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе: « Путешествие в город здоровья» и Краткий план образовательной ситуации на тему: «Путешествие в город здоровья»

Цель: формирование представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни....

квест-игра «Путешествие в город пользы»- город где живут полезные продукты.

Квест- игра «Путешествие в город пользы»- город где живут полезные продукты....