Автоматизация сонорных звуков
картотека

Анисимова Ольга Анатольевна

Автоматизация сонорых звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация сонорных звуков21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация сонорных звуков

Автоматизация звука [р]

 

1. Автоматизация звука [р] в прямых слогах:

Ра – ра – ра       ры – ры – ры

Ро – ро – ро       ру – ру – ру

 

2. Автоматизация звука [р] в обратных слогах:

Ар – ар – ар       ур – ур – ур

Ир – ир – ир      ыр – ыр – ыр

Ор – ор – ор      ер – ер – ер

 

3. Автоматизация звука [р] в интервокальной позиции:

Ара – ара – ара      уру – уру – уру

Оро – оро – оро     ыры – ыры – ыры

 

4. Автоматизация звука [р] в слогах со стечением согласных:

Вра – вро – вру – вры       кра – кро – кру – кры

Гра – гро – гру – гры        тра – тро – тру – тры

Дра – дро – дру – дры      бра – бро – бру – бры

 

5. Автоматизация звука [р] в начале слова:

Радио, радуга, рак, ракета, рама, растение, ров, рога, родник, роса, рост, рот, рота, роща, рубаха, рубец, рыба, рыбак, рывок, рысь.

 

6. Автоматизация звука [р] в конце слова:

Бобёр, бор, веер, ветер, вечер, дар, двор, жар, забор, загар, катер, кефир, комар, костёр, мухомор, отвар, офицер, пар, пассажир, пир, повар, самовар, сахар, север, сор, сыр, тир, товар, топор, хор, шар, шофёр.

 

7. Автоматизация звука [р] в середине слова:

Баран, ворон, ворота, гараж, гора, дорога, дыра, жара, корова, корыто, нора, пёрышко, пирамида, сорока, сырок.

 

8. Автоматизация звука [р] в словах со стечением согласных:

Бархат, браслет, брат, горка, драже, драка, драма, драп, дырка, карта, корка, кран, краска, крахмал, марка, норка, парта, правда, праздник, тёрка, трава, трасса, тройка, тропинки, трос, труба, трубка, труд, трус, труха, фартук.

 

9. Автоматизация звука [р] в словосочетаниях:

Бобёр хитёр, горная вершина, красивая брошка, красная роза, крупный град, мокрая крыша, нора крота, огромная рыба, розовый зефир, рыбные консервы, старое корыто, топор остёр, яркая рубашка.

 

 

10. Автоматизация звука [р] в предложениях:

Брат рвет руками траву.

Катер перевозил пассажиров через озеро.

Ира рисовала прутиком на земле фрукты.

Красная брусника растёт в траве.

На завтрак Рома ел ватрушку с творогом.

На мокрой крыше сидели вороны.

На огороде растут помидоры.

Повар украшает торт розами.

На рынке продают крупный виноград.

Рома прыгнул в озеро.

Сороки и грачи прыгают по дороге.

Шофер завел мотор.

Юра порвал рукав рубашки.

 

11. Автоматизация звука [р] в чистоговорках:

Ра – ра – ра – перед нами гора.

Ро – ро – ро – возьми перо.

Ру – ру – ру – спрятался бобёр в нору.

 

12. Автоматизация звука [р] в скороговорках:

За тараканом - с барабаном,

За комаром – с топором.

 

На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора.

 

Хитрую сороку

Поймала морока,

А сорок сорок –

Сорок морок.

 

13. Автоматизация звука [р] в стихах:

 

"Воробей"

Воробей по лужице

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошил он,

Хвостик распушил.

Погода хорошая!

Чив – чив – чив!

 

 

***

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам!

Гром, гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят,

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

 

Автоматизация звука [рь]

 

1. Автоматизация звука [рь] в прямых слогах:

Ре – ре – ре        ри – ри – ри

Рё – рё – рё        рю – рю – рю

Ря – ря – ря

 

2. Автоматизация звука [рь] в обратных слогах:

Арь – арь – арь        ирь – ирь – ирь

Ерь – ерь – ерь       орь – орь – орь

Урь – урь – урь

 

3. Автоматизация звука [рь] в интервокальной позиции:

Аря – аря – аря      орё – орё – орё

Ири – ири – ири     урю – урю – урю

Эре – эре – эре

 

4. Автоматизация звука [рь] в слогах со стечением согласных:

Зре – зре – зре       кре – кре – кре        тре – тре – тре

Зрё – зрё – зрё       крё – крё – крё        трё – трё – трё

Зри – зри – зри       кри – кри – кри        три – три – три

Зрю – зрю – зрю     крю – крю – крю      трю – трю – трю

Зря – зря – зря        кря – кря – кря         тря – тря – тря

 

5. Автоматизация звука [рь] в начале слова:

Ребёнок, ребята, редис, редька, резина, рейка, река, реклама, ремень, ремонт, рецепт, речь, решётка, решето, рёва, рис, риск, рисунок, ритм, рюкзак, рябина, ряд, ряженка.

 

6. Автоматизация звука [рь] в конце слова:

Богатырь, букварь, монастырь, панцирь, пахарь, пекарь, пузырь, снегирь, сухарь, токарь, фонарь, ширь, январь, янтарь.

 

7. Автоматизация звука [рь] в середине слова:

Берёза, варенье, верёвка, гири, горе, жарить, жеребёнок, заря, зарядка, Ирина, ириска, карета, коряга, Марина, море, моряк, наряд, орех, сорю, парик, перина, порез, серёжка, сирень, скворечник, тарелка, хорёк, черёмуха, шарик.

 

8. Автоматизация звука [рь] в словах со стечением согласных:

Брюква, брюки, вред, время, гребёнка, гребешок, греча, гриб, грива, грим, зорька, крепыш, кресло, крест, крюк, крючок, перья, предмет, прелесть, примета, принц, пряжа, прятки, серьги, стриж, трепет.

 

9. Автоматизация звука [рь] в словосочетаниях:

Берег реки, буря на море, варёная курица, горячая грелка, грецкие орехи, грязная тряпка, дряхлый старик, дырявые брюки, интересный ребус, капризный ребёнок, крепкая верёвка, кривое дерево, кудрявая берёза, пряжка на ремне, редкий рисунок, рецепт варенья, рюкзак туриста, скрип двери, старинная карета, сухари с орехами, утренняя зарядка, четыре гриба.

 

10. Автоматизация звука [рь] в предложениях:

В букваре яркие интересные рисунки.

В лагере ребята строятся на утреннюю зарядку.

Ирине подарили серьги.

За деревней мы собирали грибы.

Тряпкой протри резиновые сапоги.

Капитан корабля приказал морякам.

Марина решила приготовить рис с грибами.

Ребята резвились и играли в прятки.

Рита нарисовала интересный рисунок.

Ирина варит варенье в кастрюле.

Ребята посадили на грядках редиску, репу и брюкву.

Ягоды рябины горькие.

 

11. Автоматизация звука [рь] в чистоговорках:

Ре – ре – ре – долбит дырочку в коре.

Ри – ри – ри – заключили мы пари.

 

12. Автоматизация звука [рь] в скороговорках:

Три дерева, три тетерева,

На каждом дереве

По одному тетереву.

 

Перепелка перепелят

Прятала от ребят.

 

Курьера курьер

Обгоняет в карьер.

 

Варвара варила, варила,

Да и не выварила.

 

13. Автоматизация звука [рь] в стихах:

 

«Снегири»

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз красный Нос

Им рябинку принёс.

 

«Песня моряка»

Мы поднимаем якоря

И отплываем чуть заря.

Море зовет!

Ветер поёт!

Вперёд!

Вперёд!

Вперёд!

 

Автоматизация звука [л]

 

1. Автоматизация звука [л] в прямых слогах:

Ла – ло – лу       ло – лу – лы

Ла – лы – лэ       лу – ло – ла

Ло – ла – лы       лу – лы – ло

Лы – ло – лэ       лэ – ла – ло

 

2. Автоматизация звука [л] в обратных слогах:

Ал – ол – ул       ул – эл – ал

Ол – ал – ул       ыл – ул – ол

Ол – ул – эл       ыл – эл – ол

Эл – ал – ол       эл – ул – ыл

 

3. Автоматизация звука [л] в интервокальной позиции:

Ала – оло – улу       улу – оло – ала

Ала – элэ – ылы      улу – ылы – ала

Оло – ала – элэ      ылы – элэ – оло

Ылы – элэ – улу      элэ – оло – ала

 

4. Автоматизация звука [л] в слогах со стечением согласных:

Лва – лво – лву – лвэ дла – дло – длу – длэ

 

5. Автоматизация звука [л] в начале слова:

Лаванда, лайка, лак, лама, лампа, лапша, ласка, латка, лоб, ложка, лоза, локоть, лом, ловец, лодка, лот, лоток, лошадка, лужа, лопата, лоск, лужайка, лужок, лук, лукошко, луна, луноход, луч, лыжи.

 

6. Автоматизация звука [л] в конце слова:

Бал, вол, козёл, кол, мол, пол, пыл, стол, стул.

 

7. Автоматизация звука [л] в интервокальной позиции:

Бокалы, булавка, валун, вокзал, волан, голод, голубок, голубцы, ёлочка, жёлудь, зала, калач, колонна, кулак, малыш, молодец, палата, пила, полочка, пчёлы, салат, столы, талон, улыбка, холодок, шалун, булочка, школа.

 

8. Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных:

Благо, блуза, вилка, влага, волна, галстук, глаза, глоток, глубина, злак, класс, клочок, колбаса, колпак, метла, платок, платье, плот, полка, салфетка, слава, слон, солдат, флот, хлопок, шлак.

 

9. Автоматизация звука [л] в словосочетаниях:

Весёлый малыш, гладкий лоб, глубокая лужа, глупая улыбка, голубые волны, кислое молоко, луч солнца, лыжная палка, молочная лапша, оловянная ложка, платье с воланами, плывущая лодка, плыть на плоту, полная луна, сломанная вилка, холодное молоко.

 

10. Автоматизация звука [л] в предложениях:

Алла пила молоко.

В кладовой лук и салат.

Врач надел белый халат.

Дедушка поехал на вокзал.

Дятел стучал клювом и долбил кору.

Клава поставила бутылку на полку.

Алла купила куклу.

Лопата стоит у стола.

Мама купила голубое платье.

На ёлке сидит белка.

Не клади в салат много лука.

Павел сел за стол.

Тётя Алла мыла пол.

У Милы гладкие волосы.

 

11. Автоматизация звука [л] в чистоговорках:

ЛА-ЛА-ЛА – быстро вертится юла;

ЛО-ЛО-ЛО – (мы) приехали в село,

ЛУ-ЛУ-ЛУ – (мы) сидим на полу,

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – мы расставили столы,

АЛ-АЛ-АЛ – наш малыш упал,

ОЛ-ОЛ-ОЛ – мы пойдём на футбол,

УЛ-УЛ-УЛ – наш малыш уже уснул,

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - твой суп уже остыл.

 

12. Автоматизация звука [л] в скороговорках:

Полы мыла Алла,

А Луша помогала.

 

Веник пол подметал,

Лом дощечки ломал.

 

У ёлки иголки колки.

Лапти лыковые,

Лыки липовые.

 

На лужайке дятел жил,

Дуб как долотом долбил.

 

13. Автоматизация звука [л] в стихах:

Золотая осень

Осень листья рассылает –

Золотую стаю.

Не простые, золотые

Я листы листаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо.

Я сижу читаю…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихи по мнемодорожкам (автоматизация сонорных звуков)

Презентация детских стихов о животных для заучивания  по мнемодорожкам, которые расположены по мере усложнения. Данный материал может применяться для автоматизации сонорных звуков и развития памя...

“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи детей дошкольного возраста” (из опыта работы)

Проводить автоматизацию сонорных звуков в слогах, словах и предложениях при помощи дидактических игр....

В помощь логопеду. Сборник домашних заданий. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль.

Данный сборник  содержит практический материал в помощь логопеду. Преимущество в том, что здесь подобраны игры и упражнения для закрепления поставленных звуков дома.В данном пособии охвачены все ...

Отчет по самообразованию "Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста

  Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает с...

Автоматизация сонорных звуков

Игры и упражнения с предметными картинками позволяют реализовывать в коррекционной работе с детьми данные дидактические принципы. А так же эффективно решать задачи:1. Автоматизировать корригируемые зв...

“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста”.

“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста”....

Индивидуальная работа воспитателя по автоматизации сонорных звуков

        Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные заняти...