ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
статья (младшая группа)

В статье рассказывается об эффективных формах взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

 ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ

 В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Захарова Н.И.

 МБДОУ «ЦРР - детский сад «Кристаллик»

п. Чернянка Белгородской области»

 «Только вместе с родителями,

общими усилиями,

педагоги могут дать детям

большое человеческое счастье».

                                                                                                    В.А.Сухомлинский                                                                                                              

Одной из основных задач  развития дошкольного образования, деятельности детского сада в современных условиях, как в стране, так  и в Белгородской области является установление положительных отношений между всеми участниками образовательного процесса с целью развития  ребенка.

         В соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ,  одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным образовательным учреждением является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.  В Федеральном Законе  «Об образовании в РФ»  ст. 44 говорится, что родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.  ДОУ оказывают помощь родителям в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой  коррекции нарушений  их развития. В связи с этим законом, в ст.6  ч.1 п.6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

       Взаимодействие с родителями возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи и ребенка, а семья имеет представление о дошкольной организации,  которому доверяет воспитание ребенка, поэтому использование  современных форм сотрудничества с семьей, привлечение имеющихся педагогических ресурсов позволили организовать поддержку семье в развитии ребенка, для решения общих задач воспитания.

На современном этапе, на наш взгляд, основными являются такие задачи, как:

  1. Объединить усилия семьи и  детского сада в вопросах образования детей в дошкольной организации.
  2. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
  3. Создать атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов ДОУ.
  4. Определять направления работы на основе общности  интересов.
  5. Активизировать и обогащать воспитательные и обучающие умения родителей, поддерживать в них уверенность в собственных педагогических возможностях.
  6. Привлечение семей воспитанников  к участию в общественных мероприятиях, организуемых  в детском саду, районе.
  7. Поощрение  родителей  за  активное участие в проводимых мероприятиях.

             Так, работая в течение нескольких лет,  с детьми раннего возраста, очень важно было решить ряд таких задач как: познакомить родителей с особенностями физического, социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития; помочь родителям в освоении современных методик укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно-гигиенических навыков, способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания; способствовать обогащению сенсорного опыта  и любознательности детей; развивать у родителей интерес к совместным играм.

           С чего надо начинать?   Прежде чем спланировать и организовать взаимодействие с семьями,  было  проведено анкетирование родителей с целью анализа социального состава семей, запросов и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. По результатам мониторинга разработано проектирование и планирование сотрудничества с семьей, определены  цели  и направления деятельности.

          При планировании мероприятий по взаимодействию с семьей на год,  учитывались пожелания и предложения  родителей, также включались     актуальные и не затронутые родителями  темы воспитания детей раннего возраста.

При   реализации  образовательных задач по взаимодействию с семьями  эффективными были как,   традиционные так и инновационные  формы сотрудничества, которые помогали обогатить родителей педагогическими знаниями.

Коллективная форма сотрудничества являлась наиболее распространенной в совместной педагогической деятельности с родителями, так при проведении   родительских собраний стремились проводить нестандартно в различных формах, включали  интерактивные методы, например, при обсуждении темы: «Играем  вместе с детьми», «О здоровье всерьез», «Давайте познакомимся!» использовали   методы активизации родителей, вели с ними живой диалог, представляли  видеоролики,  презентации  из жизни группы  в соответствии с темой собрания. В собрании принимали активное участие   специалисты – старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра детского сада, которые оказывали консультативную и практическую поддержку в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Родители охотно принимали от педагогов   домашние задания, к решению которых находили творческий подход,  с удовольствием  делились  своим  личным опытом в семейном воспитании детей.

Принцип партнерства и диалога лучше всего раскрывался в процессе проведения «Круглых столов» по различным актуальным темам. Общение происходило в непринужденной форме, по важным проблемам воспитания и обучения детей и с учетом пожеланий родителей.

            Наряду с традиционными использовались  и современные формы работы, такие как «Педагогические мастерские», «Мастер-классы». «Практикумы». Устный журнал», «Реализация совместных образовательных проектов». В них обязательно сохраняется педагогическое содержание. Например, при проведении мастер - класса по теме:  «Игры с тестом» родителей заинтересовала тема мастер-класса. Это мероприятие некоторые семьи посетили в полном составе. Теоретическая часть очень заинтересовала родителей, они задавали вопросы. В практической части творчески подошли к выполнению задания, были в восторге от своих шедевров.

         Среди индивидуальных форм необходимо выделить педагогическую беседу с родителями. При планировании тем бесед, возникающих по инициативе педагога, старались охватить все стороны развития детей. Использование такой формы обмена информации как «Почта доверия», в которую родители опускали записки с проблемой или вопросом, а мы на информационном стенде для родителей, в рубрике «Задавали - отвечаем»  размещали исчерпывающий ответ на интересующий вопрос или проблему. Так же родители с  удовольствием принимали  участие в тематических выставках поделок и рисунков: «Папа - может», «Моя мамам - мастерица», «Семейный рисунок», «Елочка-красавица». «Парад елок», «Радость моей души», «Цветочная феерия»; в оформлении фотовыставок: «Фото выходного дня», «Как я провел лето», «Покормите птиц зимой», «Моя -дружная семья», «Красота родного края»,  «Папа, мама и я спортивная семья», «Вместе с папой всё смогу», «Мои любимые питомцы», что способствовало выявлению творчества семьи,   доброжелательному микроклимату в группе,  сближению родителей с педагогами.

     Родители  активно участвовали в районных мероприятиях: на дне поселка «Парад колясок»,  «Мамы  разные  все они прекрасные»,  «Салют победы».

      Поощрение родителей грамотами,  дипломами,  является стимулом  в  дальнейшем участии в жизни группы и детского сада.

В процессе сотрудничества с родителями поддерживался:

- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

- Индивидуальный подход  к каждой семье.

- Сотрудничество,  партнерство, а не наставничество.

       Подготовка   к  каждому мероприятию велась тщательно и серьезно. Главное в этой работе это – качество, а не количество отдельно взятых мероприятий.

       Опыт работы показал, что в результате налаживания партнерских взаимоотношений педагогов с семьей, стиль общения сложился доверительный и достиг  определенных положительных результатов.    

        Родители - не зрители и наблюдатели, а активные участники образовательного процесса в условиях детского сада. В результате организованного тесного взаимодействия установлены доверительные отношения между участниками образовательных отношений – педагог-ребенок – родители. Положительные  результаты  взаимодействия с семьями воспитанников привели к эффективности образовательной деятельности  в условиях  реализации ФГОС ДО.

 

Используемая литература:        

1.Богомолова, З.А. Формирование партнерских отношений
педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ [Текст] // Дошкольная педагогика.
- 2010. - № 2

2. Зверева О.Л. Развитие содержания и форм педагогического просвещения родителей дошкольников [Текст]. Монография. – М., НИИ
школьных технологий, 2011.

3.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....

Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"

Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство,  установить  партнерс...

Совместные праздники и развлечения как эффективная форма взаимодействия с родителями, в условиях реализации ФГОС ДО

Главной и общей целью родителей и воспитателей является воспитание здорового и всесторонне развитого ребенка....

«Детско-родительские клубы как эффективная форма взаимодействия с родителями в современных условиях»

D  Р                          В статье изложен опыт работы педагога по взаимодействию с родителями.  аботая над проблемо...

Методическая разработка на тему: «Семейная гостиная как эффективная форма взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях»

Для того чтобы родители могли не только узнавать о том, чем занимается их ребенок в дошкольном учреждении, но и непосредственно участвовать в совместной с ним деятельности, а...