«Формирование речевой культуры в семье»
консультация

Петелина Анна Андреевна

mail

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема:   «Формирование речевой культуры в семье»

     Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

     Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.    Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения.

     Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Важная роль семейного воспитания – влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.                    

     В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

     В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.   Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.                                                                                                                                        

     Речь ребенка зависит от многих факторов и прежде всего от социальной среды, обеспечивающей речевое общение. Массовое  явление, связанное  с низким уровнем речевого развития, обусловлено серьезными причинами: социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей, компьютеры, телевидение широко вошли в нашу повседневную жизнь, заменив собой живое общение. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковое средства несовершенны. Потребность в речевом взаимодействии удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Примитивность детских высказываний идет чаще всего от недостатка жизненного опыта. Часто представленные сами себе дети включают в свой словарный запас слава – паразиты,  словесный хлам, мусор. В высказываниях встречаются грамматические ошибки, затрудняющие изложение, не всегда соблюдается необходимая временная последовательность. Упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы. При стихийном развитии речи лишь немногие из детей достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению.

     Язык – мерило бытия нации, ее нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. Через язык человек познает добро и зло, испытывает их воздействие и постигает, что может сам творить  словом. Слово, речь – мир, в котором мы постоянно пребываем. Вслушаемся в нашу речь, в слова, которые звучать вокруг нас: на улице, в транспорте, во дворе, в учреждениях. Все чаще можно услышать  многозначительное « вау » - вопль, достойный существа самого низкого уровня  развития, испытавшего эмоции: радость, удивление, восторг, восхищение, изумление.                                                Вместо доброго: «до встречи», «до свидания», «всего хорошего», «до завтра» - «Чао!»                                                                                                                                      Зачем напрягаться, чтобы сказать «красиво», «превосходно», «замечательно», «изумительно», «великолепно», когда есть «куриное»- «клево»?.

     Снижается духовность речи, появилось множество слов – заменителей, слов – пустоцветов, низкопробный сленг, произошла вульгаризация речи, а следовательно, - мышления и поведения людей. В результате предостерегающими признаками нашего времени стали  упадок нравов, уныние, потеря смысла жизни.

     Можно ли воспитать в детях, патриотизм, нравственность, целеустремленность, добродетель, когда совершенно отсутствуют в речи взрослых слова: честь , достоинство, гордость, отечество, свет, доброта?.

     Современным детям не хватает обычного человеческого общения. Общения физического, а не только обмена информацией. Дети, которые больше общаются с родителями, бабушками, друзьями, развиваются гораздо более гармонично.

 Роль родителей в речевом развитии

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо помнить:

1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.

2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка – образец для речи детей. Недопустимо «подлаживание» под детскую речь, сюсюканье.

3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте.

4. Общаясь с детьми, родителям следует не спешить, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.

5. Родителям нужно критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: ну вот; так сказать; значит.

6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просить ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на  вопросы родителей полными предложениями, а не однословно «да», «нет».

7. Гуляя с детьми, родителям следует обращать внимание на явления в природе. Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдать, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество  коррекции речи ребенка велика.

      Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у психолога. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей.  Только в тесном контакте с родителями, повышая их речевую культуру, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка.

     Чтобы знания «работали», актуализировались, родителям нужно обладать педагогическим тактом, выдержкой, соблюдением единства требований к ребенку со стороны всех взрослых членов семьи высокой культуры речи.

     Таким образом,  повышение речевой культуры родителей  является важной частью повышения их педагогической культуры.  Педагогическое просвещение родителей призвано обогатить семейное воспитание. В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором установления которого являются педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей.

Учитель – логопед МАДОУ «Сказка»

 Петелина Анна Андреевна

Телефон: +79088796388

Электронная почта: kis-nytochka@mail.ru 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование речевой культуры в семье

Слайд 2

1. Как развивать языковые способности малыша? 2. Как учиться говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием?

Слайд 3

Когда начинается развитие речи ребенка?

Слайд 4

Что же такое «развитие речи»?

Слайд 5

Мифы о развитии речи детей 1. Пока ребенок не говорит - развивать речь не надо 2. Заговорил, значит, развитие речи закончилось. Главный результат уже получен 3. Развитие речи - это логопед 4. Нужны занятия по учебникам уже в детском саду. 5. Развитие речи - обучение грамоте (чтению) 6. Развитие речи — это просто запоминание и называние разных объектов ребенком по картинкам

Слайд 6

Развитие речи – это не узкое направление работы со звуками или обучения чтению, а это очень широкая область, очень важная в развитии ребенка. Что же включает в себя развитие речи? Звуковая культура речи Развитие словаря Усвоение грамматического строя речи Развитие связной речи Подготовка к обучению грамоте

Слайд 7

Цель развития речи детей в дошкольном возрасте - помочь ребенку овладеть грамотной, красивой, выразительной устной речью на родном языке, научиться точно, ярко, образно передавать в речи СВОИ мысли, чувства, впечатления

Слайд 8

Комментирование действий (для детей от 0 до 7 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать - обогащение словарного запаса ребенка - накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов) -.ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова Для малышей: Стихи и потешки для сопровождения общения с ребенком (купание, кормление, одевание и т.д.) Для детей постарше: -называем вслух предметы, признаки, действия, детали предмета и его назначение -многократно повторяем новое слово в разном контексте: «Вот какое полотенце - длинное , пушистое. А где Настино полотенце? У мамы полотенце большое, а у Насти? -задаем вопросы и даем паузу для ответа: «Какое дно у шкафа - гладкое или шероховатое?» (во время того, как разбираем вещи в ящике ) Используем всегда: -во время купания (какое полотенце - мягкое , пушистое, большое, красивое…, мыло - душистое , ароматное, белое, овальное…, действия - намылим , смоем, вытрем, включим…, части тела) -во время одевания (называем одежду, ее части, признаки) -во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются) -во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку) -во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер…) -не кухне (комментируем, что делаем) -в поездке (что видим за окном машины, автобуса)

Слайд 9

Точное называние всех предметов и их частей в речи взрослых, обращенных к ребенку (с 1 года) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие мышления и словаря -ребенок учится сравнивать предметы, выделять существенные признаки от несущественных Правильно: «Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки». Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?» Неправильно: «Сейчас будем пить чай. Поставь на стол стаканы (кружки)» Правильно : «Надень брюки (шорты, гамаши)» Неправильно: «Надень штаны» В ходе обычного общения с детьми в повседневном общении

Слайд 10

«Непонимание речи малыша» (1-2 года) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -стимулировать активную речь ребенка Эффективно: если Вы на стол положите разные фрукты и в ответ на жест малыша будете спрашивать: « «Тебе яблочко? Да? Нет? Апельсин? Скажи – да? Нет?» Неэффективно: если на столе будут лежать однородные фрукты (например, яблоки) и в ответ на жест малыша будете спрашивать: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «яблоко».Малыш почувствует что Вы манипулируете им и начнет плакать или бунтовать. Эффективно: если на полке будут стоять разные книжки и в ответ на жест ребенка спросите: «Какую тебе книжку дать? Про зайчика? Да? Нет? Про курочку Рябу ? Скажи - да? Нет?» Неэффективно: «Что тебе дать? Не понимаю. Скажи «книжку». -когда малыш обращается к Вам с просьбой - в специально созданных ситуациях Этот способ не сработает, если: -сразу дать желаемый предмет, не побуждая к речи и не проявляя терпеливость, -этот предмет находится в доступе ребенка, и он прекрасно может сам ее достать, -предмет непривлекателен для ребенка или у него нет сильной потребности в нем и он легко может от него отказаться.

Слайд 11

Употребление в повседневной речи обобщающих слов (с2-3 лет до 7 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -уточнение словаря -умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда…) Эффективно: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на тарелку», «Сделаем из овощей салат», «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д. Неэффективно: «Вот это положи туда», «Надень вот это» Используем: - во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку») -во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки» -во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис»)

Слайд 12

Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел (с 2-4 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -уточнение словаря и его активизация -развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное -развивать умение делать выводы. Обобщать -развивать точность мышления и речи -при одевании на улицу (по пути в детский сад) сравниваем мамину куртку и куртку дочери (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежки) -накрывая на стол, сравниваем стакан и чашку (у чашки ручка есть, у стакана ее нет («Почему?»), разные по форме, стакан прозрачный, чашка - нет , чашка сделана из фарфора, стакан - из стекла) -дома сравниваем кресло и стул (Чем похожи: кресло и стул-мебель; у них есть сиденье, ножки, спинка. Чем отличаются: у кресла есть подлокотники, а у стула их нет) -во время прогулки сравниваем два дерева (кору, форму и цвет листьев, высоту, толщину ствола), куст и дерево ( дерево высокое, куст низкий, у дерева один ствол, у куста несколько, у дерева ствол толстый, у куста стволы тонкие), два дома (количество этажей, из какого материала построен, цвет) -во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан) -во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце, чашку и стакан) -во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежат, двух зайчат…) -во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы…)

Слайд 13

Сундучок красивых слов из книг (с 3 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать Обогащение словаря ребенка образными выразительными словами. Малыш начинает обращать внимание на язык, красивые слова, будет учиться выделять их в потоке речи, а потом использовать в своей речи. Пример таких слов: «туча занавесила небо», «Закричал на всю Ивановскую», «нос повесил», «вьется змейкой» Пример называния жанра, автора: «Я прочитаю тебе сказку (рассказ, былину, стихотворение - называем жанр). Она называется… Ее написал писатель… Постоянно в ходе чтения или после прочтения книжки. Читая ребенку книжки, восхищайтесь красивыми образными выражениями, называйте их детям, называйте жанр и автора произведения. После прочтения можно собрать все красивые слова из прочитанного произведения в один сундучок. Кто вспомнил слово, кладет его в сундучок (т.е. кладет фишку). Задача – вспомнить после прочтения как можно больше таких образных слов и выражений. При затруднении можно перечитать текст еще раз.

Слайд 14

Домашний театр (с 3 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -Развитие связной речи -умение вести диалог -умение пересказывать текст по ролям -развитие творческих речевых способностей Какие бывают театры http://www.maam.ru/detskijsad/teatry-byvayut-raznye.html с 2 лет - любые тематические наборы мелких фигурок. В 3 года-фигурки домашних животных и персонажей из бытовых сказок. В 5 лет-фигурки персонажей волшебных сказок. Как сделать домашний театр и как в него играть в http://mamrabota.ru/razvitie-i-vospitanie-detej/domashnij-teatr-svoimi-rukami.html http://posobie.info/readtext_articles.php?mode=articles&t=72872#close http://neposed.net/training-games/domashni-teatr.html http://dabber.ru/deti/332-teatr2.html Во время игр: Давайте фигурки театра ребенку в свободный доступ. Пусть он импровизирует с ними разные диалоги и сюжеты сам. К семейному или детскому празднику можно сделать небольшой спектакль-инсценировку как подарок другу или близкому человеку. Такой интереснее детям, чем обычный пересказ или занятия по тетрадкам, а развивает речь замечательно.

Слайд 15

А как ты думаешь? (с 3 лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие связной речи -умение понятно излагать свои мысли, рассуждать, доказывать свое мнение Эффективно: ребенок спрашивает «Почему завял цветочек?» - «А ты как думаешь?» При вопросе «Почему» не даем сразу готовый ответ, рассуждаем вместе с ребенком и даем возможность сначала ребенку ответить на его же вопрос самому Неэффективно: сразу отвечать на вопрос ребенка «не полили», «отцвел», «стало холодно» и т. д. - всегда, когда ребенок задаем Вам вопросы -когда ребенок обращается к Вам с просьбой -в специально созданных ситуациях. Для использования данного приема необходимо , чтобы у ребенка была хорошо развита речь, он умел понятно для окружающих излагать свои мысли и активно говорить

Слайд 16

Развернутый ответ (с 3лет) Зачем нужен этот способ Пример Когда можно использовать -развитие связной речи -развитие умения понятно выражать и отстаивать свое мнение Правильно: «Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл?» На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Мы стимулируем ребенка развернуто отвечать на вопросы, высказывать свое мнение Неправильно: «Ты ел в детском саду? Ты играл? Тебе интересно было сегодня в детском саду?». «Какое сейчас время года?» Задавая такие вопросы, ребенок будет давать односложные ответы. В таком общении речь не развивается. -по дороге в детский сад и обратно («Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?») -дома, если вы с ребенком не виделись какое-то время («Как ты помогал бабушке?») -после совместного посещения театра, кинотеатра, циркового представления, выставки («Что тебе больше всего понравилось? А что не понравилось?»)

Слайд 17

О чем надо помнить взрослым при развитии речи детей? С детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими – более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки. Иначе малыши не могут выделить отдельные слова и звуки из потока речи взрослых, и развитие активной речи задерживается. Когда мы говорим с ребенком, очень важно говорить сначала обычное слово (правильное), а затем «детское». Например, «Вот собачка бежит. Собачка лает: гав-гав», «Вот едет машина. Машина сигналит: би-би » Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами (С чего всё началось? Что случилось дальше? Что сказал…? Что ты ему ответил? Игорь расстроился? А ты? Чем всё закончилось?). Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит: «Мне очень понравилось, как… Я огорчился, когда…Мы прочитали книжку о …». Сначала малыш будет рассказывать с помощью Ваших «опор», потом Вы заметите, что опоры ему больше не нужны – он научился строить высказывание. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку. Это только закрепит ее в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. Например, дочка говорит: «Я разложила на стол много ложков и вилков», а Вы в ответ: «Умница! Да, ты много ложЕК и виЛОК на стол положила. Вот как много ложЕК ! И вилок много! Спасибо, помогла». Интонацией выделите правильное окончание в слове. Ребенку 5-6 лет можно уже подсказать так: «Ты сейчас ошибся. Исправь себя сам!». Но всё равно его ошибки не повторять! Постарайтесь избежать постоянного шумового фона (включенный телевизор, радио, музыка). Шум вызывает утомление. Ребенок не будет вслушиваться в Вашу речь, если он постоянно находится постоянном фоне шума и привык к нему.

Слайд 18

Рекомендации по использованию данных способов: Не пытайтесь сразу «впихнуть» как можно больше новых способов в свой режим дня и обрушить это на ребенка. Важнее начать с 1-2-3 способов, делать это легко и непринужденно и дойти до результата, чем переусердствовать в начале и всё бросить. Начните с 1- 2-3 способов, используйте их постоянно, а когда они начнут получаться у Вас легко и приносить удовольствие, добавьте к ним еще 2 способа. И так далее. Постепенно это войдет в привычку общения с малышом и Вы даже будете удивляться, как Вы раньше общались с ребенком по-другому! И увидите явный результат в речи малыша, в том, как он стал выражать свои мысли и чувства. Постоянное использование способов по максимуму и всеми членами семьи рекомендовано в случае задержки в речевом развитии малыша. Не нацеливайтесь в этом случае на мгновенный результат. Идите маленькими шажками. При задержке речевого развития чрезвычайно важно постоянное многократное повторение одних и тех же способов и одних и тех же слов в типичных (привычных малышу) постоянно повторяющихся ситуациях. Здесь нельзя «прыгать» от одного способа к другому (взялись - бросили – снова взялись), здесь нужно постоянство и система в применении. Тогда они дадут очень сильный положительный результат через несколько месяцев. Начинайте с комментирования в ходе всего дня, а потом присоединяйте другие способы. Однократное применение способа результата не даст – это нужно понимать! Ребенку нужно время, чтобы «подрасти» и «созреть» до нового уровня речевого развития. Ведь речь тесно связана с развитием мышления малыша! Не сразу всё будет получаться, надо просто помогать малышу и не спешить – дать ему время освоиться с новыми задачами. И всё получится!

Слайд 19

Желаем успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству.

Формирование речевой культурыи развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству....

« Актуальность формирования речевой культуры. Проблемы формирования культуры речи обучающихся»

В настоящее время с системе Российского Образования , в том числе и дошкольном , происходящие изменения влияют на все аспекты деятельности образовательных учреждений. В связи с изменяющейся концепцией...

Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника

Воспитательные ресурсы семьи в формировании речевой культуры дошкольника...

Социально – значимый творческий проект по формированию речевой культуры на тему: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и о...