консультация "Художественное восприятие"
консультация

Оксана Викторовна Ланько

Художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Художественное восприятие имеет такую специфику, которая определяет психофизическую форму процесса восприятия и осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главными из которых являются зрительные, слуховые, осязательные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Художественное восприятие имеет такую специфику, которая определяет психофизическую форму процесса восприятия и осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главными из которых являются зрительные, слуховые, осязательные.

Развитие художественного восприятия у ребенка дошкольного возраста происходит постепенно. Наиболее ранние его проявления — это детские высказывания, мимика, жесты, игры и рисунки.

Художественное восприятие детей дошкольного возраста требует активной и совместной работы педагогов и родителей.

Важную роль в формировании художественного восприятия ребёнка играет семья. Общение родителей с детьми, направленное на расширение и укрепление их знаний, представлений, речи, мышления, на развитие чувствительности, отзывчивости к прекрасному в значительной степени способствует этому. Использование художественного слова, песни в процессе совместного наблюдения природы способно усилить эмоциональную отзывчивость ребёнка. Умелое применение музыки, художественного слова положительно сказывается и при восприятии картин детьми. Рассматривая их, можно предложить ребёнку «войти в картину», «осмотреться», «прислушаться», от чего восприятие обычно становится живее, эмоциональнее. Ребёнку не безразлично и наше отношение к воспринятому; не бойтесь проявить его своим удивлением, восхищением, репликой, образным метким сравнением, к месту использованной пословицей, поговоркой. Родители будут способствовать развитию художественного восприятия ребёнка, если научат его видеть в произведениях искусства средства выразительности, которыми пользуются мастера для отражения действительности, если сформируют у ребёнка (конечно, в пределах возможного, доступного) эталон прекрасного.

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту жизни. Сама жизнь - быт человека и его труд, природа и предметный мир - все это источник, питающий эстетические переживания ребенка.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел.

Деятельность называется творческой, если в результате неё создаются новые духовные ценности. Она возникает постепенно, медленно развиваясь в каждой возрастной группе в своём выражении. Нужно поставить перед собой задачу развития творческих способностей, начиная с 3 летнего возраста.

Одной из основ развития творчества дошкольника является художественная деятельность (изобразительная деятельность, лепка, аппликация).

Занятия по художественной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребёнком художественного опыта. Родители должны помогать обогащать этот опыт новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребёнка самостоятельности, проявлений творчества. Для этого необходимо развивать наблюдательность на прогулках в лес, парк в разное время года, обращать внимание детей на красоту окружающей природы (окраску листьев, цвет неба, причудливость форм растительного мира и т. д.)

Почти в каждой семье просмотр детских телепередач – любимое занятие для детей. Они с интересом смотрят различные мультфильмы, быстро запоминают персонажей и с нетерпением ждут новой встречи. Но не нужно ограничиваться только просмотром, необходимо поощрять стремление ребёнка рассказать об увиденном, желание понять и осмыслить происходящее.

Художественная деятельность ребёнка в условия семьи включает в себя рисование карандашами, красками, фломастерами, лепку из пластилина, аппликации из форм(для младшего возраста заранее вырезанных родителями).

Рекомендации родителям:

Нужно заботиться о том, чтобы ребёнок мог дома рисовать, лепить. Родителям следует знать, ребёнку 3-4 лет недостаточно лишь дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развить его. Это могут быть задания, которые проводились в детском саду. Их повтор окажет благоприятное влияние на развитие у детей изобразительных умений.

Для занятий у ребёнка должно быть в комнате определённое, хорошо освещённое место, свет должен падать с левой стороны. Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребёнок правильно сидел за столом, не наклоняясь очень низко. В детском уголке можно повесить рисунок, на полку поставить декоративно раскрашенную детскую лепку.

У ребёнка дома должны быть не только различные художественные материалы, но и место, где их хранить.

Увлекательным материалом, для развития художественных умений детей в условиях семьи, могут служить альбомы для раскрашивания, в которых есть не только картинки, но и советы, как учить детей рисовать. Дети учатся приёмам раскрашивания предметов округлой, прямоугольной форм; приёмам дорисовывания изображений, выполненных художником, знакомятся с предметами разной величины, в интересной увлекательной форме запоминают цвета.

Родители должны помочь в этих занятиях. Прежде всего нужно внимательно рассмотреть с ребёнком каждую картинку. Взрослому нужно следить, чтобы ребёнок не выходил за пределы контура. При закрашивании можно менять направление штрихов: слева направо, сверху вниз, наискось и т. д.

У ребёнка дома всегда должны быть книжки с яркими картинками.

Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребёнка. Большое значение также отводится эстетическому воспитанию и, конечно, формированию детского художественного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по развитию зрительного восприятия на тему: «Развитие восприятия цвета, формы, величины с применением компьютерных технологий»

Целью данного мероприятия является закрепление умений соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающей обстановки,строить объемные конструкции по инструкции, соотносить контурные и силуэтные изобр...

Требования к разделу "Развитие зрительного восприятия"(Сенсорное восприятие цвета, формы, величины)

Содержание требований программы по разделу«Развитие зрительного восприятия» ФОРМИРОВАНИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ   О   СИСТЕМЕ   ЭТАЛОНОВ   ВЕЛИЧИНЫ I год...

Допматериал к консультации для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития восприятия и памяти у детей 2-7 лет

   Презентация к консультации для педагогов "Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия детей 2-7 лет"...

Консультация для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия у детей 2-7 лет

   Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления и...

Образовательный проект по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста " Внедрение эффективных методов и приемов развития восприятия в процессе экспериментирования со звуками".

Краткосрочный образовательный проект  по развитию слухового восприятия рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и направлен на развитие уменя детей слушать и слышать окружающие , в том чи...

Конспект логопедического занятия в старшей группе по формированию фонетико-фонематического восприятия «Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках»

Цель: формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.Задачи:Образовательные:- активизировать глагольный словарь: скрипит, звенит, звонит, заводится, льется, лает, кудахчет, пищит...