2021.06.08. Консультация "Сенсомоторное развитие детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Харина Елена Георгиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensomotornoe_razvitie_detey.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста

     Сенсомоторное развитие детей раннего возраста, как фундамент речевого развития. Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития организма, когда у ребенка происходит становление и развитие всех сторон речи. Всем известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра - это универсальный способ воспитания и обучения малыша. Она приносит в жизнь ребенка интерес, радость, уверенность в себе и своих возможностях. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, выражает свои мысли и чувства. Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста - фундамент речевого развития ребёнка.  Необходимо особое внимание уделять развитию сенсорной и моторной сферы ребенка: совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, ощущение собственного тела. Существует большое разнообразие видов игр для развития речи. На развитие речи детей раннего возраста влияют сенсомоторные игры. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движения пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движения пальцев отстают, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Для того чтобы ребенок хорошо говорил, нужно развивать его ручки! Для этого существуют сенсомоторные игры которые должны быть легкими, прочными, безопасными, привлекательными своей яркостью, формирующие эстетический вкус. К таким игрушкам относятся всевозможные пирамидки, шнуровки, вкладыши, конструкторы, мозаики, матрешки, бусы, разнообразные игры, созданные своими руками. Также можно предложить детям игры с песком, который имеет яркие разнообразные оттенки, песок приятен на ощупь и не такой сыпучий как обычный, он  вызывают неповторимые тактильные ощущения, доставляет ребенку необычайное удовольствие. Песок можно сыпать, наносить по нему удары, закапывать в него различные предметы, чертить по нему линии. Таким образом игры с песком позволяют совершенствовать координацию движений пальцев рук, тактильную чувствительность. Наряду с игрушками дети очень любят играть с материалами и предметами, которые на первый взгляд интереса не вызывают. Большой выбор игр можно предложить детям из сыпучих продуктов. Самая простая игра «Перебери крупу». В емкость насыпаю перловую крупу и фасоль, перемешивают их и предлагают детям выбрать из этой смеси фасоль и переложить ее в другую емкость. Игра «Разложи по нужным банкам». В одну емкость насыпаю и перемешиваю крышки разных цветов. На стол ставят банки разных цветов, предлагают детям разложить крышки по этим банкам. Каждый цвет крышек в свою банку. Игра «Сделай бусы». Для этой игры понадобятся макароны прямой формы длинной не более 3 - 4 см и шнурки, завязанные с одного конца на узел. Дети нанизывают макароны на шнурок как бусы. Можно одновременно использовать макароны разных видов, например, короткие и более длинные. Для выкладывания картинок можно использовать крышки разных цветов, с их помощью вместе с детьми выкладывать солнышко, цветочки, травку и другое. Интересные картинки получаются у детей, если создавать их с использованием крышек разных размеров. Из них хорошо выкладывать различных животных. Игра «Сделай рисунок бабочке». Здесь предлагают детям украсить крылья нарисованной бабочки с помощью разноцветных геометрических фигур, вырезанных из картона. Аналогом игры могут быть «Наряди елку», «Укрась платье» и т. п. Игра «Найди бабочке нужное место». Ребенку можно предложить картинку, на которой нарисованы бабочки разного цвета и размера. Рядом находятся бабочки, вырезанные из картона разного цвета и размера. Ребенок должен найти каждой бабочке свое место на картинке. Игра «Чудесный мешочек». В яркий мешочек кладут различные мелкие игрушки. Ребёнку дают описание определенной игрушки, и он на ощупь должен ее найти. Всем известны игры с прищепками, которые очень хорошо тренируют пальчиковую умелость. Из прищепок можно делать как отдельные картинки, например, лучики солнышку, иголки елочке, лепестки цветку, дождик из тучки, так и соединять эти картинки в одну композицию. Ещё вариант игры с прищепками: можно натянуть бельевую веревку между стульчиков и при помощи прищепок развесить на неё одежду кукол. Хорошо тренирует координацию пальцев упражнение с фломастерами. С фломастеров снять колпачки и положить их отдельно. Предложить детям к каждому фломастеру подобрать свой колпачок. Фломастеры лучше использовать те, которые уже не пишут, чтобы дети не испачкались. Упражнение с катушками. Детям необходимо из предложенных разноцветных клубков перемотать пряжу на катушку нужного цвета. Также можно сматывать бантики или ленты в рулончик. Совершенствованию координации движений рук, гибкости и точности в выполнении действий помогает пластилин. Помимо традиционной лепки предложить детям картинки на картоне, где нужно с помощью пластилина нарисовать иголки ежику, хвост рыбке, лепестки цветку и т. п. В работу с пластилином можно включать и другие элементы. Например, взять картинку с изображением петушка, раскрасить ему хвост пластилином, затем выложить этот хвост разными крупами. Многие из перечисленных выше игр и упражнений содержат мелкие детали и предметы, поэтому, заниматься с детьми нужно индивидуально либо небольшими подгруппами. В заключении хочется отметить, что, стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, и, конечно же, речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...