Нравственное воспитание в раннем возрасте
консультация (младшая группа)

Калабина Ирина Юрьевна

Нравственное воспитание - это воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_v_rannem_vozraste.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее детство — время становления нравственных основ личности. В этот период происходит первое вхождение ребенка в мир социальных отношений, усвоение элементарных моральных требований, приучение к их выполнению. Главная роль в нравственном воспитании ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Поведение и деятельность ребенка в этот период реализуются в большей степени либо опосредствованно через взрослого, либо в непосредственном сотрудничестве с ним. В течение всего раннего детства взрослый остается организующим центром социального развития ребенка. Он вводит ребенка в мир нравственных отношений, организует его деятельность, предъявляет требования к поведению и тем самым создает с раннего возраста верную направленность формирования его личности. Общение с взрослым выступает как основное условие нравственного развития ребенка в этот период.

Первый год жизни — ответственный период в развитии ребенка. Нравственное воспитание направлено на обеспечение успешной первичной социальной адаптации ребенка. Задачи нравственного воспитания в этот период заключаются в том, чтобы сформировать у ребенка потребность в активном общении с взрослым и на этой основе воспитать у малыша положительное эмоциональное отношение и привязанность к близким людям, пробудить доброжелательный интерес к сверстникам, развить способность к подражанию действиям взрослого и пониманию обращенной к ребенку речи, понимания форм выражения запрета, побуждения: «можно», «нельзя», обеспечить формирование первых элементарных положительных привычек и предупредить появление отрицательных способов поведения.

К концу первого года жизни под влиянием воспитания, на основе развивающихся возможностей начинает отчетливо выступать потребность ребенка в совместной деятельности с взрослым: ребенок активно привлекает взрослого к элементарным игровым действиям, с большой радостью многократно повторяет их. В процессе общения взрослый начинает постепенно приучать ребенка к пониманию слов одобрения, поощрения и запрета действий (Хорошо! Молодец! Нельзя! Не трогай! и т. п.). Понимание значения данных слов развивается успешно в том случае, если их произнесение окрашено соответствующей интонацией и сопровождается определенной мимикой и жестами. Постепенно к концу первого года жизни у детей формируются элементарные дифференцированные двигательные и эмоциональные реакции на оценочное воздействие взрослого.

На первом году жизни в нравственном воспитании детей важное значение имеет развитие интереса к сверстникам и общению с ними. С этой целью детей уже 3—5 месяцев кладут в манеж так, чтобы они хорошо видели друг друга, а во втором полугодии медицинская сестра (воспитатель) проводит совместные игры («Прятки», «Догонялки»). Такие игры радуют детей и вызывают доброжелательный интерес к сверстникам.

На втором году жизни возможности нравственного воспитания расширяются в связи с важными изменениями в развитии ребенка. В этот период происходит дальнейшее совершенствование высшей нервной деятельности. Ребенок овладевает ходьбой, что повышает его самостоятельность и позволяет ему вступать в разнообразные отношения с внешним миром. Идет активное умственное развитие, овладение речью, интенсивно нарастает понимание речи. Благодаря этому появляются новые возможности словесного руководства поведением ребенка. Важным источником нравственного развития становится практика общения детей с взрослыми и сверстниками, овладение предметной и элементарной игровой деятельностью. Нравственное воспитание в этот период состоит в формировании положительной, гуманистической направленности взаимоотношений ребенка с взрослыми и сверстниками, в выработке положительных

привычек, в предупреждении появления отрицательных черт поведения. Большое

внимание в этой связи уделяется задаче воспитания и развития положительных эмоций и чувств детей: любви к родителям и близким, привязанности к воспитателю, симпатии и дружелюбия к сверстникам. Работы советских исследователей показали, что воспитание любви и привязанности к близким людям является главным фактором развития нравственной сферы ребенка в раннем детстве. На основе этих чувств формируется у маленького ребенка ценное для его нравственного развития стремление выполнить требования взрослого, заслужить его одобрение, проявить заботу и сочувствие к окружающим.

В единстве с воспитанием чувств детей решается задача формирования элементов нравственного поведения: культуры поведения по отношению к взрослым и сверстникам, привычки слушаться взрослого и выполнять его требования, развития основ самостоятельности, бережного отношения к вещам, игрушкам, предметам.

На втором году жизни ребенка ставится также задача постепенного развития на основе соответствующих оценочных воздействий взрослого, элементарных представлений об отдельных конкретных хороших и плохих поступках, о том, что можно делать и что нельзя. Эти конкретные представления составляют основу для формирования у детей в дальнейшем адекватного понимания сущности нравственного поведения.

Чувства любви и привязанности к близким формируются у детей в процессе общения в ответ на проявление к ним внимания и заботы со стороны взрослых в семье и в детском саду. Одновременно детей специально приучают проявлять заботу о близких людях. Воспитывая поведение ребенка, взрослый стремится опереться на его эмоции, вызвать собственным примером у ребенка соответствующие переживания и действия. Если мать говорит малышу шепотом: «Не шуми, папа устал, спит», то и ребенок, подражая ей, начинает вести себя тихо, а если кто-то нарушит тишину, напоминает, что папа спит. Развивая игровые действия ребенка, воспитатель постоянно побуждает детей к проявлению заботы, сочувствия, нежности («Покачай заболевшую куклу», «Покорми голодного зайчика» и т. п.).

Воспитатель показывает детям инсценировки с игрушками, рассказывает небольшие сказки, читает стихи, в которых в привлекательном для детей виде раскрываются воспитываемые положительные формы поведения.

Таким образом, ведущая роль в нравственном воспитании детей двух лет принадлежит практическим методам приучения и упражнения детей в правильных поступках.

Общий путь овладения ребенком раннего возраста основами нравственного поведения может быть представлен как процесс постепенного превращения действий, производимых сначала ребенком совместно с взрослым, в действия, разделенные между ребенком и взрослым, но осуществляемые под руководством или по побуждению последнего, и затем в отдельные самостоятельные действия, выполняемые по инициативе ребенка. Так, к примеру, происходит овладение ребенком двух лет элементами культурного поведения; умение говорить спасибо, пожалуйста, здороваться, прощаться с взрослыми. В начале приучения к данным формам поведения взрослый воспроизводит их совместно с ребенком: он предлагает малышу повторить свои действия и произнести те же слова, что произнес он («Доброе утро», «Большое спасибо» и т. п.), или же производит действия и произносит слова вместе с ребенком («Давай вместе скажем тете спасибо»). Затем ребенок действует по напоминанию взрослого («Что нужно сказать?», «Скажи ласково спасибо»). В отдельных случаях малыш сам начинает предпринимать попытки самостоятельно воспроизвести знакомые способы поведения. Эти первые попытки проявления самостоятельности всегда положительно оцениваются взрослым. Поведение детей двух лет неустойчиво и требует постоянного внимания педагога. Регулярно добиваясь от ребенка выполнения определенных элементарных правил, взрослый обеспечивает основу для формирования положительных привычек поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры с куклами в нравственном воспитании детей раннего возраста

Анализ работы В Центре Игровой Поддержки Ребенка  по формированию нравственного воспитания...

Игра как средство нравственного воспитания детей раннего возраста

В сообщении рассказывается о создании условий для предметной игровой среды, санитарно – гигиенических требованиях к игрушкам, методах и приёмах при воспитании у детей бережного отношения к ним, о разн...

Тема: "Наша дружная семья". Нравственное воспитание детей раннего возраста.

Тема: «Наша дружная семья» Программное содержание: Цель: • Научить детей внимательно рассматривать сюжетную картинку, отвечать на вопрос кто это? называть членов семьи; Отвечать на вопрос «какая»?...

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста на сказках.

«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитательнаходит  путь к сердцу ребенка»./В.А.Сухомлинский./          Духовно-нравствен...

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания детей раннего возраста

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы...

Родительское собрание во 2 группе раннего возраста «Адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста».

Цель: Приобщение семьи к духовно - нравственному воспитанию детей.Задачи:1. Узнать о семьях, их интересах, познакомиться друг с другом поближе.2. Довести до понимания родителей ценности, передачи подр...

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...