Адаптация ребенка к условиям детского сада
консультация (младшая группа)
Представьте себе мир маленького ребенка. Их дорогие мама и папа, знакомые игрушки, теплая постель, обстановка их дома и их собственный ритм дня.
Внезапно, в один прекрасный день все меняется. Мама отводит ребенка в незнакомое место и оставляет его с незнакомым человеком. В этом месте все неизвестно – игрушки, кровать и еда-все не такое, как дома. И самое главное, вокруг много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут быть даже нехорошими. В этом месте ребенку теперь нужно слушать воспитателя и делать то, что они говорят. Это место называется детским садом.
Попадая в незнакомую среду, ребенок переживает очень значительный стресс. Для того чтобы они к этому привыкли, им нужно пройти период адаптации. Этот термин предполагает способность приспосабливаться к условиям внешней среды и привыкать к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптация ребенка к условиям детского сада | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация ребенка к условиям детского сада
Представьте себе мир маленького ребенка. Их дорогие мама и папа, знакомые игрушки, теплая постель, обстановка их дома и их собственный ритм дня.
Внезапно, в один прекрасный день все меняется. Мама отводит ребенка в незнакомое место и оставляет его с незнакомым человеком. В этом месте все неизвестно – игрушки, кровать и еда-все не такое, как дома. И самое главное, вокруг много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут быть даже нехорошими. В этом месте ребенку теперь нужно слушать воспитателя и делать то, что они говорят. Это место называется детским садом.
Попадая в незнакомую среду, ребенок переживает очень значительный стресс. Для того чтобы они к этому привыкли, им нужно пройти период адаптации. Этот термин предполагает способность приспосабливаться к условиям внешней среды и привыкать к ним.
На этапе адаптации изменяется функционирование почти всех систем ребенка. Адаптация ребенка к условиям детского сада чаще всего связана со следующими процессами:
- происходит регресс навыков (ребенок временно “забывает”, как ходить на горшок, держать ложку и т.д.);
- сон и аппетит ухудшаются;
- ребенок выглядит подавленным, неэнергичным и заторможенным;
- частые истерики и сцены по любому поводу.
Существуют три категории детей. Некоторые из них начинают испытывать проблемы с адаптацией сразу, другие – через 2-3 недели, а третья категория не сталкивается с какими-либо серьезными проблемами. Это связано с рядом факторов и зависит от навыков адаптации ребенка.
Не бойтесь изменений в поведении вашего сына или дочери. Таким образом, организм ребенка справляется со стрессом и приспосабливается к новым условиям.
Можно выделить легкую, среднюю и тяжелую фазы адаптации ребенка к детскому саду.
Легкая фаза
Ребенку, который проходит легкую фазу, потребуется в среднем 2-4 недели, чтобы адаптироваться. Фаза легкой адаптации будет иметь следующие характеристики:
Сон: ребенок спокойно спит днем и ночью, иногда может просыпаться, но легко засыпает снова.
Аппетит: хороший, может присутствовать придирчивость при выборе пищи.
Эмоциональное состояние: спокойное и без серьезных всплесков.
Поведение: без слез и истерик они отпускают свою мать и играют с детьми в своем классе. Они могут занять себя во время игры.
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками: ребенок вступает в контакт с учителями и сверстниками, может обратиться к учителю за помощью, активно участвует в играх со сверстниками.
Даже при умеренном уровне адаптации у ребенка поначалу могут возникнуть проблемы со сном и аппетитом.
Средняя фаза
Средняя фаза адаптации длится более месяца. Ребенок часто болеет, и его адаптация к детскому саду более сложна из-за длительных пауз.
Можно сказать, что адаптация имеет среднюю интенсивность, когда выполняются следующие критерии:
Сон: ребенок не спит во время дневного сна; если ему удается заснуть, его сон не спокоен и часто прерывается.
Аппетит: может воздерживаться от употребления большей части предлагаемой пищи и не часто ест.
Эмоциональное состояние: часто плачет и часто грустит, часто происходят перепады настроения. Они могут отвлечься игрой, но не очень надолго.
Поведение: им трудно расстаться с матерью, они долго стоят и смотрят в окно в одиночестве, после ее ухода.
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками: ребенок не проявляет интереса к общению и постоянно спрашивает учителя, скоро ли вернется мама.
Ребенок с тяжелой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и вообще не привыкать к нему. На данный момент врачи рекомендуют воздержаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжелая фаза
Тяжелый процесс адаптации знаком детям, у которых возникают проблемы со здоровьем.
Следующие факторы будут свидетельствовать о том, что ребенку трудно привыкнуть к детскому саду:
Сон: ребенок не спит во время дневного сна. Ночью их сон нерегулярен, беспокойен и часто наполнен ночными страхами.
Аппетит: низкий, может воздерживаться от приема пищи.
Эмоциональное состояние: подавленный, ребенок становится антисоциальным или агрессивным.
Поведение: плачет после ухода матери, кричит, не хочет ни с кем общаться, может долго сидеть в раздевалке.
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками: ни с кем не вступает в контакт, проявляет агрессию по отношению к детям и взрослым.
Считается, что адаптационный период подошел к концу, когда все эти аспекты были стабилизированы.
Убедитесь, что этап адаптации вашего ребенка проходит гладко, или проверьте, могут ли у него возникнуть проблемы, чтобы иметь возможность быстро оказать им помощь. Используйте приложение “Найди моих детей” вместе с детскими умными часами – мгновенно общайтесь с ребенком, слушайте звуки вокруг него и всегда знайте, где он находится.
Этапы привыкания к новой обстановке
Процесс адаптации ребенка к детскому саду происходит в несколько этапов.
Первый этап – период дезадаптации. Как бы родители ни готовили ребенка к детскому саду, поначалу они все равно будут находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребенку трудно расстаться со своими родителями, они часто плачут и закатывают истерики. Они могут начать испытывать частые повторяющиеся простуды.
Второй этап – адаптационный период. Защитные механизмы психики переводятся в режим ожидания, ребенок начинает общаться с учителем и с другими детьми, участвуя в играх, но все равно скучает по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новому набору правил, поэтому они могут нарушать их и отказываться выполнять некоторые требования учителя.
Третий этап – фаза компенсации. Процесс адаптации подходит к концу, ребенок привыкает к своему классу и учителям, к их новому расписанию и спокойно отпускает родителей на целый день. Их эмоциональное состояние становится более стабильным, а физиологические показатели приходят в норму.
Продолжительность каждого этапа будет полностью зависит от особенностей ребенка.
Влияние различных факторов на адаптацию
На то, как долго ребенок будет привыкать к новой обстановке, влияет ряд факторов. Давайте обсудим основные из них.
- Возраст ребенка
Ситуация такова, что многие матери стремятся поскорее отправить своего ребенка в детский сад и вернуться на работу после декретного отпуска. Поэтому в последние годы наблюдается рост потребности в детском саду, который начинает принимать детей с полуторагодовалого возраста, что доступно в очень немногих дошкольных учреждениях.
Большинство экспертов считают, что чем младше ребенок, тем тяжелее у него адаптационный период, поскольку его иммунная система еще не укрепилась и потребность в родительской заботе и внимании все еще остается сильной.
Поэтому оптимальным возрастом для поступления в детский сад считается 2,5 – 3 года. Педиатры настаивают на том, что родители должны отдавать своих детей в детский сад не ранее трехлетнего возраста.
- Состояние здоровья
Как мы уже упоминали, детям с проблемами со здоровьем, частыми простудами и хроническими заболеваниями трудно привыкнуть к детскому саду.
Поэтому родителям следует отложить детский сад и подождать, пока организм ребенка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без серьезных последствий.
- Уровень развития навыков и знаний
К началу своей жизни в детском саду дети должны обладать всеми необходимыми навыками и умениями: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично одеваться и раздеваться самостоятельно, а также уметь просить взрослого о помощи и содействии.
Если родители привыкли все делать за ребенка, малышам будет трудно привыкнуть к независимости. Соответственно, адаптационный период для них может затянуться.
- Уровень социализации
В детском саду ребенку придется вступать в контакт с большим количеством детей и взрослых. Было бы хорошо, если бы у них уже был такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень трудно привыкнуть к другим детям и учителям.
Также продолжительность адаптации зависит от личности педагога, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребенка и атмосферы в семье.
Как помочь ребенку лучше адаптироваться?
Правила успешной адаптации
Правило 1. Заранее познакомьтесь с работниками детского сада и ознакомьтесь с расписанием и условиями места.
Правило 2. Адаптация детей к детскому саду должна проходить либо в зимнее, либо в летнее время, чтобы снизить риск инфекционных заболеваний.
Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и другие визиты к врачам должны проводиться строго до поступления ребенка в детский сад.
Правило 4. Для начала ребенок должен пробыть в детском саду 1-2 часа. Может быть хорошо, если это время совпадает с вашей утренней прогулкой.
Правило 5. Необходимо увеличивать время пребывания ребенка в детском саду постепенно, с учетом рекомендаций воспитателя.
Правило 6. Если ребенок болен, маме или папе нужно остаться с ними дома.
Правило 7. Родителям необходимо предупредить учителя обо всех особенностях поведения ребенка, его привычках и предпочтениях.
Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно спросите учителя, как ребенок вел себя в течение дня.
Если родители будут придерживаться этих правил, они значительно облегчат период адаптации ребенка к детскому саду.
Советы психолога
Вам нужно заранее начать готовить ребенка к детскому саду.
Покажите ребенку здание детского сада и укажите на окна, где будут проходить их занятия, а также на детскую площадку. Познакомьтесь с учителями. Неплохо, если ребенок узнает их имена до своего первого дня. Обратите внимание вашего сына или дочери на то, что все родители забирают своих детей вечером и что никто не остается на ночь.
Чем больше ребенок будет знать о том, как вести себя в детском учреждении, тем легче ему будет в период адаптации.
Психологи часто предлагают использовать ролевую игру, которая демонстрирует распространенные ситуации в детском саду, такие как “время перекуса”, “время игр” или “время сна”, что позволит ребенку привыкнуть к этим ситуациям, не выходя из дома.
Способность ребенка успешно адаптироваться во многом будет зависеть от психологического состояния его родителей.
Чем спокойнее мать и отец относятся к тому факту, что ребенок начинает посещать дошкольные учреждения, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в незнакомой обстановке.
Не забывайте развивать в ребенке необходимые навыки самообслуживания. Постарайтесь дать своему малышу больше независимости, даже если он еще не знает, что делать.
Обратите внимание на развитие коммуникативных навыков вашего ребенка.
Ребенок должен уметь общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. Тренируйте свои коммуникативные навыки в гостях у друзей, на детской площадке и во время поездок к родственникам.
Домашняя еда, как и режим, должна быть как можно ближе к детскому саду. Даже во время выходных и праздничных мероприятий.
Будьте милы и вежливы с воспитателями в детском саду. В конце концов, это люди, которым вы доверяете самых ценных людей в вашей жизни – ваших детей. И не только вы, но и 20 других мам и пап делают то же самое.
В период адаптации у ребенка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд домой, развод родителей или рождение второго ребенка. Постарайтесь сделать все возможное, чтобы обеспечить спокойную семейную обстановку.
Будьте более спокойны по поводу незначительных заболеваний после посещения детского сада.
В период адаптации чувствительность ребенка ко всем внешним воздействиям усиливается. Кроме того, их организм не всегда может справиться с психическим стрессом. Болезнь является защитным механизмом организма, как для детей, так и для взрослых. Больной ребенок остается дома в знакомой обстановке. Это будет продолжаться до тех пор, пока они не почувствуют себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.
Существуют специальные терапевтические сказки и рассказы, которые помогают ребенку облегчить адаптацию к детскому саду. Прочитайте его вечером своему ребенку и обсудите с ним. Также будет полезно посмотреть мультфильмы и посмотреть на иллюстрации, а также на фотографии мамы и папы из детского сада.
Не забывайте, что после длительного перерыва (например, из-за болезни) у ребенка снова начинается процесс адаптации. Это означает, что такие проблемы, как болезненная разлука с матерью, слезы, истерики и нежелание идти в детский сад, все вернутся.
Используйте современные технологии, чтобы успокоиться и узнать, как ребенок привык к новой обстановке, что над ним не издеваются сверстники и что учителя ведут себя соответствующим образом. Купите GPS-часы для своего ребенка (они доступны даже для самых маленьких) и установите приложение “Найди моих детей” на свой смартфон. С помощью этого набора вы сможете мгновенно связаться со своим ребенком и слушать, что происходит вокруг него в детском саду, когда вас нет рядом. При покупке детских умных часов с официального сайта лицензия “Найди моих детей” предоставляется в подарок!
Если вас беспокоят сильные изменения в поведении вашего ребенка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.
Что не рекомендуется делать на этапе адаптации?
Присутствовать в раздевалке, пока ребенок находится со своей группой сверстников.
Уехать внезапно, не попрощавшись с ребенком.
Ругайте своего ребенка и наказывайте его за нежелание оставаться в детском саду.
Оставляя ребенка на целый день после долгого перерыва в детском саду.
Негативно отзываясь об учителях и дошкольных учреждениях.
Быть нечестным по отношению к ребенку: говорить, что вы скоро их заберете, если планируете сделать это только вечером.
Приведение больного ребенка в детский сад.
“Подкуп” ребенка сладостями и игрушками в обмен на посещение им детского сада.
Как проще расстаться с ребенком, идущим в детский сад?
Для того чтобы ребенок мог свободно общаться с вами и легко взаимодействовать со своими сверстниками, следуйте простым рекомендациям ниже:
- заранее подготовьте своего ребенка к мысли, что ему нужно будет каждый день ходить в детский сад, пока мама и папа на работе;
- по дороге в детский сад расскажите ребенку, каким хорошим будет день, в какие интересные игры они там будут играть, какая вкусная еда будет подана и т.д.;
- придумайте свой собственный ритуал прощания с ребенком. Это может быть поцелуй в щеку и прикосновение ладоней, или короткое стихотворение. Главное - всегда придерживаться его при расставании с сыном или дочерью, не только в детском саду, но и дома;
- позвольте вашему ребенку взять с собой свою любимую игрушку. В отсутствие матери им будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то дорогое и знакомое;
- контролируйте свое собственное эмоциональное состояние. Все ваши тревоги и страхи непременно передадутся ребенку;
- четко дайте ребенку знать, когда вы вернетесь: днем, после дневного сна или вечером, чтобы у него не было никаких ложных ожиданий.
Уважаемые родители, не забывайте, что залогом успешной адаптации ребенка к детскому саду является правильная подготовка, психологическая грамотность родителей, а также атмосфера комфорта и эмоционального благополучия в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
Адаптация ребенка в условиях детского сада.
Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...
Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....
Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)
Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада «Топ, топ, топает малыш – первые шаги в детском саду»
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....