Лексическая тема «Одежда, обувь, головные уборы»
материал (старшая, подготовительная группа)

Лексическая тема: «Одежда головные уборы, обувь»
 ✓ ✓
Подготовительная группа
1. Поговорите с ребенком об одежде, покажите и назовите детали одежды: (воротник, манжеты, брючину, рукав, карманы и т.д.).
2. Рассмотрите материалы, из которых шьют одежду.
3. Расскажите ребенку, кто шьёт одежду. Какие инструменты и материалы используются в работе.
4. Поиграйте с ребенком в игру «Из чего - какой?».
Мама сшила разную одежду. Назови, что и из каких материалов сшила мама. Закончи предложение. (Брюки сшили ...из шерсти. Они ...шерстяные. Платье сшили из шелка. Оно... шелковое. и т.д. )
Задание No1. Закрепить понятия «одежда», «обувь», «головные уборы». Обратите внимание ребенка на то, какое сейчас время года, какие изменения происходят в природе, сравнить раннюю и позднюю осень.
Спросите, почему в разное время года люди носят разную одежду, обувь, головные уборы. Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом – панаму, босоножки, шорты?
 
✓ Совместно с ребенком внимательно рассмотрите одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, обратите внимание ребенка на размер, цвет, рисунок и т.д.
✓ Назови одежду и обувь, которую ты носишь сейчас. Расскажи, как нужно ухаживать за обувью и одеждой.
Задание No2.«Чьи вещи?».
Мой, моя, мое, мои (пальто, кофта, сапоги, шапка, куртка, штаны, ботинки, носок, перчатки, плащ, брюки, джинсы, комбинезон, колготки...)
Задание No3.Составь рассказ по плану о каком-либо предмете одежды или обуви.
✓ Что это (головной убор, одежда, обувь).
✓ Из каких частей состоит?
✓ Из какого материала сделан?
✓ Какого цвета?
✓ В какое время года носят?
✓ Кто надевает? (мужская, женская, детская).
✓ Нарисуй или приклей картинку с изображением этого предмета в тетрадь.
Задание No4.«Назови одним словом»
.Взрослый называет ребенку по 3 слова, ребенок называет предметы одним «обобщающим» словом. Например:
✓ Шапка, кепка, берет.
✓ Куртка, штаны, носки.
✓ Валенки, сапоги, ботинки.
✓ Платье, майка, шорты.
✓ Рукавицы, шарф, гольфы.
Задание No5. «Четвертый лишний». Объясни, какой предмет лишний и почему? ✓ Платье, рубашка, кепка, сарафан.
✓ Шапка, кепка, панама, колготки.
✓ Босоножки, носки, кроссовки, валенки.
Задание No6.
 
Посчитай до 5: 1 шуба, 2 шубы..., шарф, варежка.....
Задание No7. Найди сходства и различия, ответы записать. Футболка и рубашка. Куртка и пальто.
Пальто и шуба. Сапоги и ботинки.
Задание No8.«Чего не стало?»
Для этого разложите перед ребенком в ряд 7 - 8 предметов одежды, попросите ребенка назвать их. После этого попросите его отвернуться и спрячьте один предмет. Когда ребёнок повернётся, попросите его угадать, что вы спрятали.
Задание No9.Логические арифметические задачи.
✓ У одной рубашки два рукава, а у двух рубашек?
✓ На пальто 5 пуговиц. Сколько нужно петель, чтобы застигнуть пальто. Задание No10. «Подбери слова».
Что вяжут? - шапку, варежки, ...Что шьют? - пальто, платье, ...
Что надевают? - пальто, свитер, ...Что обувают? - сапоги, валенки, ...
Что штопают? - чулки, носки, ...Что завязывают? - шнурки, платок, ... Задание No11. «Отгадай загадки».
✓ Если дождик, мы не тужим–бойко шлепаем по лужам. Будет солнышко
сиять – нам под вешалкой стоять.
✓ Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык.Но не всегда, а лишь
тогда, когда бывают холода.
✓ Дали братьям тёплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не
согласился и отдельно поселился.
✓ Нарисуй или приклей отгадки с изображением этого предмета в тетрадь. Задание No12. Выучи стихотворение.
Подарю я бабушке шерстяные варежки.
Я из ниток шерстяных - десять дней вязала их.
Пусть она их носит, руки не морозит.
Задание 13.
 
Предложите ребёнку назвать детали одежды (воротник, манжеты, брючину, рукав, карманы); показать детали обуви (голенище, подошву, каблук, ремешки, шнурки, язычок); головных уборов (поля, ленточки, помпон, козырёк и т.д.).
Старшая группа
Задание No1.Формируем понятия «одежда», «обувь», «головные уборы».
Учим классифицировать предметы.
✓ Во время прогулки с ребенком обратите его внимание на то, как одеты люди (проговорить названия одежды, обуви, головных уборов, отметить связь особенностей одежды от погодных явлений, объяснить ребенку необходимость данных вещей).
✓ Предложите ребенку перебрать его одежду в шкафу: рассмотреть, проговорить названия, аккуратно сложить. Уточните, чем детская одежда, головные уборы и обувь отличается от взрослой. Обратите внимание ребенка на внешний вид и детали.
✓ Напомните, что есть одежда, обувь и головные уборы, которые мы носим зимой, летом, осенью и весной.
✓ Расскажите ребенку, как правильно и для чего нужно ухаживать за одеждой и обувь.
Задание No2.Составь рассказ по плануо каком-либо предмете одежды или
обуви.
   ✓ Что это (головной убор, одежда, обувь).
 
✓Из каких частей состоит?
✓Из какого материала сделан? Какого цвета?
✓В какое время года носят?
✓Кто надевает? (мужская, женская, детская).
✓Нарисуй или приклей картинку с изображением этого предмета в тетрадь.
Задание No3.«Чего не стало?»
Для этого поставьте в ряд 3 - 4 пары обуви: попросите ребенка назвать
их. После этого попросите его отвернуться и спрячьте одну пару обуви. Когда ребёнок повернётся, попросите его угадать, что вы спрятали.
Задание No4.«Узнай по описанию».
Взрослый описывает один из предметов одежды кого-нибудь из членов семьи, а ребенок называет, что это и кому принадлежит.
Задание No5. «Выполни задание по словесной команде».
Сними носки. Надень шапку. Застегни брюки. Завяжи шарф. Надень рубашку или платье. Сними перчатки.
Задание No6.«Хлопни – топни».
✓ Хлопни в ладоши, если услышишь название одежды.
✓ Топни ногой, если услышишь название обуви.
Кофта, платье, брюки, сандали, куртка, ботинки, куртка, варежки, сапоги, тапочки, шорты, футболка, туфли, рубашка, майка, юбка.
Задание No7.Развитее мелкой моторики рук.
✓ Завязываем шнурки.
✓ Упражнять в застегивании и расстегивании пуговиц (крупных и мелких). ✓ Нанизывание разноцветных пуговиц на леску«бусы из пуговиц».
Задание No8. «Отгадай загадки».
✓ От холода и снега согреет - где б ты ни был!
Пусть в ней похож ты на мишутку!
Зимой наденешь - что ты? (шубка)
✓ Если дождик будет капать, на дороге - лужи, слякоть. Что наденешь?
(сапоги)
 
✓ Знаю я, друзья, на "пять". В чем мне спать, а в чем гулять: днем на солнце я в панаме, ночью сплю я в чем? - В... (пижаме).
✓ Нарисуй или приклей отгадкис изображением этого предмета в тетрадь. Задание No9.«Один – много».
✓ Напомните ребенку, где можно купить одежду, обувь и головные уборы. ✓ Игра «Магазин». В магазине не одна куртка, а много..., не одна шапка, а
много ..., не одни сапоги, а много ... (колготки, майка, шарф, носки,
кроссовки, шорты....)
Задание No10.
Предложите ребёнку назвать детали одежды (воротник, манжеты, рукав, подол, карманы).
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Домашние задания по лексической теме "Одежда. Обувь. Головные уборы"

В материале представлены домашние задания для закрепления лексической темы "Одежда. Обувь. Головные уборы"...

Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы.» Звук [j]. Буква Яя

Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы.» Звук [j]. Буква Яя...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе «В магазин за покупками»

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе «В магазин за покупками»...

Конспект совместного досуга с родителями по лексическим темам: Одежда.Обувь. Головные уборы."Мода из комода"

Конспект совместного досуга с родителями по лексическим темам: Одежда. Обувь. Головные уборы. "Мода из комода". Для детей старшего дошкольного возраста....