«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством музыки в ДОУ»
статья

Шолкова Елена Николаевна

«Воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      детский сад № 35 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Статья

«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством музыки в ДОУ»

                                        МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЬ :

                                            Шолковой Елены Николаевны

                                                                       г. Санкт-Петербург 2022 г.

«Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством музыки в ДОУ»

Старинная мудрость гласит«Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность. Сейчас к нам равномерно возвращается память времен, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых народ оставил самое ценное из собственных культурных достижений.

Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление в системе дошкольного образования. Формировать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с детства.

   В настоящее время родители уделяют очень мало внимания своим детям. Компьютер и телевизор занимают все больше внимания детей, но они не могут обеспечить духовное развитие ребенка. Наши дети большую часть времени дети находятся в детском саду и дошкольное образование решает проблему приобщение детей к народной культуре и формирования у них патриотических чувств и развития духовности. А порою, молодые родители вместе со своим ребенком приобщается к народной культуре.                                                                                                                                                                                                    Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, формирования нравственных чувств, воспитания духовности. Приобщение к народному творчеству приведет нашу педагогику к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспитания детей. поможет привить им интерес и любовь к играм танцам, фольклору.                                                                                                                                                                                                  С введением Федерального государственного образовательного стандарта происходят изменения в дошкольном образовании, в том числе и музыкальном воспитании. Музыкальное воспитание представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.

Главная задача музыкального воспитания в ДОУ звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию, живое осмысленное отношение к окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. Познание мира через художественный музыкальный образ обогащает личность ребенка, способствует всестороннему развитию и формированию его мировоззрения».

  Цель – через разнообразные формы русского фольклора привить детям любовь к России и традициям русского народа, развить у них национальное самосознание.

Работая над данной темой «Приобщении дошкольников среднего возраста к народной культуре посредствам музыки», я ставлю перед собой задачу – учить детей помнить, что такое Родина, беречь и уважать наследие своего народа.

      Воспитательные задачи:                                                                                                                          - поддерживать интерес к фольклорному искусству;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю;

- воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми;

        Обучающие задачи:

-формировать исполнительские навыки в области пения, движений;

- осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам в процессе занятий;

-формировать навыки пения без сопровождения;

- формировать осанку, правильное дыхание, подвижность;

- формировать умение игры на ударных и шумовых инструментах;                                                                  

 - осуществлять индивидуальный подход к воспитанникам в процессе занятий, формировать навыки пения без сопровождения;

        Развивающие задачи:

-развивать активное восприятие народной музыки посредством русского фольклора

- развивать социальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально- ритмические движения)

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей

- развивать музыкальные способности детей;

- развивать сенсорные способности. кругозор детей;

При реализации этих задач важно использовать разнообразие форм и методов работы, которые помогут раскрыть дошкольникам удивительный мир красоты и гармонии фольклора.

«Пока живо искусство в русском народе, всегда будут силы для нравственного самоочищения».
                                                                                   Д.С. Лихачёв.

        Народное искусство, как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих великих педагогов. Изучая их труды понимаешь всю актуальность данной темы. Русский ученый М.В. Ломоносов одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора, считая его основой народной педагогики.  Фольклор получает распространение в детском обучении и воспитании. К.Д. Ушинский о связи педагогики с фольклором писал, что "всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения в том, каков должен быть человек по его понятию... Литература каждого народа преследует свой особый идеал, отражает в себе характер самого народа и развивается вместе с его развитием". Модест Петрович Мусоргский сказал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей - это национальная трагедия и угроза самому существованию нации». А у нынешнего поколения детей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм.

        Современная педагогика, опираясь на воспитательно-образовательный потенциал фольклора, должна сделать так, чтобы дети думали словами своего народа, чтобы они почуяли в себе дух своих предков и приняли бы любовью и волей всю историю, судьбу, путь своей страны, чтобы душа отзывалась трепетом на дела и слова дедов и прадедов. По словам К.Д. Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь "был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".

         Чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни детей,

В. А. Сухомлинский называет условия, способствующие погружению ребенка в мир музыки. Главнейшим из них считает природу. Природа – это фон, благодаря которому ребенок чувствует красоту музыки, это средство реальных и музыкальных впечатлений. Вся обстановка должна помогать детям активно слушать, слышать и понимать музыку. Практика показывает, что успех начального музыкального обучения для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость

Великий русский писатель Н. В. Гоголь говорил: «Народность всегда актуальна». Народное музыкальное творчество писатель назвал «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.                                                                                                                                              Культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль. Наши предки о периоде детства говорили так, детей надо «опоить радостью». И в своей работе я тоже делаю все, чтобы каждый момент, проведенный в детском саду был наполнен радостными моментами. Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания уважения у подрастающего поколения к традициям, языку, культуре своего народа. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и в сохранении ее в наших детях.

    Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, надо в дошкольном возрасте, когда закладываются основы в процессе воспитания любви к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине. Родина- это их земля, их страна, бескрайние поля, сады, реки. Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Народные музыкальные произведения знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора

 В моей жизни был период работы в народном ансамбле «Блисковица». И сейчас, работая воспитателем в детском саду, я знакомлю детей с народным творчеством, стараюсь привить детям любовь к русской народной культуре: к родным народным напевам и поэзии, старинным обычаям и праздникам.                                       И еще у меня есть интересное увлечение, я умею делать свистульки из глины. Провожу мастер-классы для детей и родителей. После обжега используем свистульки: в народных праздниках, в детских оркестрах. Очень хочу научиться делать окарину с идеальным звучанием, для этого изучая строение флейты. Декоративно - прикладное искусство также национально по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближенно к его производственной деятельности и его быту. Декоративно - прикладное искусство обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический идеал, позволяет приобщать детей к культуре народов.                                                                                                          Интерес к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Для полноценного изучения русской народной культуры необходимо использовать фольклор в самых разных видах деятельности дошкольников – музыка, танец, пение, подвижные народные игры - все это положительно отражается на детях. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. 

Успешность музыкально-образовательного процесса обеспечивалась многими факторами, среди которых наиболее важными являются:

 - понимание взрослыми важности и необходимости приобщения ребенка к миру русского народного искусства:

-желание педагога помочь дошкольнику познать мир русского народа;

-овладения практическими умениями в музыкальной деятельности, связанной с различными видами русского народного искусства;

-обогащение образовательной среды ДОУ атмосферой русской народной культуры;

- целенаправленное повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

 -реализация педагогами и родителями совместных развивающих проектов на основе русских народных традиций;

Результативность опыта работы

При реализации этих задач важно использовать разнообразие форм и методов работы, которые помогут раскрыть дошкольникам удивительный мир красоты и гармонии фольклора. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает народная музыка. Дети учатся сопереживать, совершают хорошие поступки, сами не замечая этого. Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.                                                                                                                                                              В своей работе я использую разнообразные формы работы, с дошкольниками среднего возраста. Дети среднего возраста отличаются большей самостоятельностью. В легкой доступной форме мы начинаем знакомство с народным календарем: подбирается практический материал: песни, игры-хороводы, отражающие времена года. Например, осенью, когда дети на познавательных занятиях знакомятся с явлениями природы, с трудом взрослых, используем песни, хороводы: «Огородная-хороводная», «Капустка», «Заинька», «Тень-тень, потетень». Продолжаем знакомить с колыбельными песнями, даем сведения о колыбели, рассказываем о доброте материнских рук, через это показываются выразительные средства колыбельной песни. Обращаем внимание детей и на различные виды фольклорных песен: лирические, плясовые, шуточные, игровые. Используем эти виды песен как на занятиях, так и на праздниках: «В огороде заинька»- на осенних праздниках, «Весна-красна», «Весняночка», «Солнышко» - на весенних гуляньях. Популярностью, особенно у девочек, пользуются хороводы: «Заинька, выходи», «Мы на луг ходили», «Ходит Ваня» «Кто у нас хороший», «Как на тоненький ледок» и т. д. Хороводы всегда украшают праздник.                                                                                                                                                                                                                                                                     Формы ознакомления с народной культурой могут быть разнообразными:  занятия познавательного цикла ; экскурсии;  целевые прогулки ; наблюдения;  праздники .                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Прежде всего педагогу необходимо создать особую атмосферу самостоятельной деятельности детей, совместной со взрослыми деятельности, среду, в которой ребенок чувствовал бы себя действительным участником событий.                                                                                                                                                                                                  Песни - более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен - привить любовь к прекрасному, в слове и мелодии, по народному представлению, предполагает творческое отношение к нему: в процессе исполнения песни допускалось улучшение текста и мелодии. О жизни в старину могут много рассказать колыбельные песни. Я в своей работе использую колыбельные разных народов, знакомлю с многообразием народностей, населяющих Россию.  Основное содержание колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они наполнены поэтическими образами птиц, домашних животных, диких зверей, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.                    Зазывалки, заклички представляют собой своеобразный путь ознакомления детей с природой, простейшими связями между ее явлениями (радуга - дождь, осень – урожай, весна - прилет птиц.).                                          Небылички- применяются для воспитания находчивости, внимательности, сообразительности и критичности ума ребенка.                                                                                        Пение русских народных песен: «Сеяли девушки яровой хмель», «Во поле береза стояла», «Как у наших у ворот», «Как пошли наши подружки», «Вот уж зимушка проходит», «Прялица», «Во кузнице», «Два гуся» и других.                                                                                                                                                   Прослушивание русских народных мелодий: «Барыня», «Камаринская», «Трепак», «Ах, ты, береза», «Зимушка-зима», «Коробейники», «Полянка». В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм                                                                                                                                                                                                                          Хоровод - это жанр, в котором музыкальное искусство тесно переплелось с элементами театрализованного действа и хореографии. В сюжетах хороводных песен отражается красота родной природы. В песнях воспеваются широкие поля, кудрявая березка, цветущие луга. Проходила стилизация этих образов   в хореографию, наблюдая за природой, за сезонными изменениями. Использование народных танцев - формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Народные игры способствуют развитию речи, активизируют память, внимание, обогащают словарный запас детей. Русские народные танцы: «Кадриль», «Яблочко», «Лебедушка», «Калинушка», «Березка», «Русский сувенир», «У самовара». Очень любят дети игры с пением, которые способствуют раскрытию игрового образа. Простота построения мелодии, разнообразие содержания, яркая образность, юмор. Народные игры: «Плетень», «Кто у нас хороший?», «Селезень и утка», «Капуста», «Огородники», «Муха», «Заинька серенький», «Черный жук», «В смолу», «Бабка — Ежка» и другие.                                                                                                                                                                                                                                                                      Игра на музыкальных инструментах: «Андрей-воробей», «Сорока-сорока», «Лиса по лесу ходила», «Кукушечка», «Во поле береза стояла», «Частушки», «Курочки и петушки», «Ах, вы сени» и другие.  В музыкальном фольклоре неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра, на народных инструментах. Поэтому можно выделить четыре аспекта музыкального фольклора: песня, хореография, игры, музыкальные инструменты.                                                   Приоритеты деятельности по данному направлению:                                                                                                                                                                                            -широкое использование песен, частушек, попевок, закличек, поговорок, приговорок, прибауток, игр.                                                                                                                           -знакомство с русскими народными играми                                                                                                                                                                                                                            -знакомство с русскими народными музыкальными инструментами                                                                                                                                                                                 Для детей дошкольного возраста, решаются следующие задачи:                                                                                                                                                                Народная песня.                                                                                                                                                                                                                                                                          -увеличить объем песенного репертуара, добавить хороводные песни, игровую песню.                                                                                                                                                                                 -активизировать переход от разговорной к певческой интонации.                                                                                                                                                                                      -формировать умение интонировать в пределах терции, кварты.                                                                                                                                                                                        - дать понятие «обрядовая песня».                                                                                                                                                                                                                                          -настраивать на сопереживание характеру и содержанию народной песни.                                                                                                                                                                           Народная хореография.                                                                                             -ввести новые элементы народного танца ;                                                                                                                                                                                                                                     -уделять внимание пластике рук, в хороводах ;                                                                                                                                                                                                                                      -формировать умение менять направление в кругу, разрывать его по окончании мелодии или при смене музыки, идти за ведущим «змейкой»;                                                    перестраиваться в пары из круга и наоборот, в хороводах;                                                                                                                                                                                                                - подбирать и исполнять, танцевальные или хороводные элементы при инсценировке песен;                                                                                                                                       - выразительно передавать в движении характер музыки или песни;                                                                                                                                                                                 Народные игры

 -формировать умение использовать считалки для выбора ведущего;                                                                                                                                                                                                   -закреплять умение быстро реагировать на команды, распределяться на пары, подгруппы ;                                                                                                                                                        -использовать во время свободных игр, народные песни и считалки ;                                                                                                                                                                                               -воспитывать интерес к освоению новых игр, самостоятельность при передаче игрового образа;                                                                                                                                Народные музыкальные инструменты.                                                                                                                                                                                                                                                    

-продолжать знакомить с музыкальными инструментами и с их звучанием ;                                                                                                                                                                                 -продолжать обучать игре на отдельных инструментах; окарине, свистульке, менять высоту звука в зависимости от силы;                                                                                                      - формировать умение играть в ансамбле со старшими детьми;                                                                                                                                                                                                               -воспитывать стремление эмоционально исполнять несложные произведения на музыкальных инструментах.                                                                                                                  В русском песенном фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты русского характера, его нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, уважении к человеку трудящемуся, семье, дружбе. Фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей. наблюдения за особенностями времен года, погоды, за поведением птиц и насекомых, растениями.

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.  Наша земля богата традициями народного творчества. Частью этого богатства являются песни, прибаутки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от родителей к детям, от дедов к внукам. старших поколений к младшим. В них – уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Цель моей деятельности – в доступной, занимательной форме познакомить с народными традициями, обрядами, фольклором. Дать представление об истории развития края, познакомить с интерьером хаты, с предметами быта и народными ремёслами.                                                                                                                                             Дети исполняя народные песни на праздниках и развлечениях, досугах, обогащают свой музыкальный опыт. Кроме песен дети знакомятся с танцевальными элементами. Это хороводный шаг, шаг с притопом, движения рук. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, коробочках, окаринах, трещотках.  Принимая участие в народных обрядовых праздниках, дети получали возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры. Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздниках, где и происходит их знакомство с детским календарным фольклором. Участие в праздниках постепенно приобщает к русским национальным традициям, способствует развитию творческой деятельности, раскрывает личность, ведет к фольклорной традиции. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на русских музыкальных инструментах. Использование их на праздниках и в «обычной жизни», исполнение под их аккомпанемент песен, плясок, способствуют музыкальному развитию детей.        

   Подводя итог деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре посредством музыки, следует отметить. Художественно-эстетическая модель музыкально-образовательного процесса изменила не только личность ребенка, но и личность педагога. Она поставила его в позицию постоянного поиска и творчества, изменила его взгляд на личность ребенка и родителя. Родители помогали детям впитывать народный дух, прививали любовь к культурным ценностям русского народа.  Таким образом, русская народная музыка, песни и устное народное творчество, систематически используемые в работе с дошкольниками среднего возраста, способствовали развитию у детей художественного вкуса, создавали возможность тоньше чувствовать характер, настроение народных произведений и более выразительно передавать образ того или иного произведения, будь то сказка, песня, прибаутка, хоровод или игра; пробуждали чувство любви к природе, родному языку, русскому народу, нашей Родине. Мы приучаем детей с детских лет впитывать русские традиции, народный дух. И благодаря этому дошкольники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с корнями своего Отечества. Так постепенно возвращается национальная память, и взрослые и дети по-новому начинают относиться к русским народным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, с которыми связано все самое ценное из культурных достижений народа. Народная культура – источник неиссякаемой мудрости наших предков, обладающий большим воспитательным потенциалом. Воздействуя на ребенка, культурное наследие дает возможность увидеть много интересного и важного, что так необходимо душе и полезно в жизни. Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Именно такая система деятельности по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре и музыкального развития определяет качество музыкального образования и способствует развитию личностной культуры ребенка.

                                                                                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"

laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной     мудрости, хранительница преданий,     обрядов и традиций своего народа»....

Публикация "Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»"

Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре посредством сюжетно-ролевой игры «Сагаалганай уулзалга»...