Альбом "Автоматизация звуков С, Сь, З, Зь, Ц"
материал по логопедии
Альбом "Автоматизация звуков С, Сь, З, Зь, Ц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_s_s_z_z_ts.docx | 157.71 КБ |
prilozhenie_z.docx | 1.17 МБ |
prilozhenie_z.docx | 399.12 КБ |
prilozhenie_s.docx | 1.97 МБ |
prilozhenie_s.docx | 819.18 КБ |
prilozhenie_ts.docx | 591.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Появление нашего пособия «Дидактический материал для автоматизации звуков у детей», состоящего из 4 альбомов, явилось результатом ностальгии по 4 альбомам Надежды Ивановны Соколенко «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей», сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий.
Но этих 4 альбомов Н.И. Соколенко, ставших логопедическим раритетом, увы, уже нет два десятилетия.
Со времени создания пособия Н.И. Соколенко в нашей жизни,а значит и в языке произошли значительные изменения (вышли из употребления некоторые устаревшие слова, появилось много новых и т.д.).
В основном мы разделяем подход Н.И. Соколенко к автоматизации звуков, считаем удачной для пользования структуру ее пособия:
1 — свистящие звуки С, Сь, Зь, 3, Ц.
2 — шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ.
3 — соноры Л — Ль.
4 — соноры Р — Рь.
Поэтому, сохранив удачную и привычную структуру Н.И. Соколенко, изменили подход к отбору дидактического материала:
- во-первых, максимально, где только возможно, исключили картинки и лексику, провоцирующие употребление в речи конфликтных и других дефектных звуков;
- во-вторых, осовременили внешний вид предметов на картинках;
- в-третьих, предложили другие сюжеты для работы над фразовой речью;
- в-четвертых, по возможности увеличили смысловую нагрузку лексико-грамматических упражнений, и, наконец,
- в-пятых, в отличие от пособия Н.И. Соколенко, в дополнение к картинному дидактическому материалу включили значительное количество вербального материала на каждый из автоматизируемых звуков: набор слов, словосочетаний, предложений, скороговорок, а также систему как устных, так и письменных упражнений без опоры на картинки.
Примерный перечень дидактических игр и упражнений с картинками
для автоматизации звуков:
1. Сопряженное и отраженное называние слов (предметов) по картинкам.
2. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни, повтори»).
3. Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слова»).
4. Выделение ударного слога («Эхо»).
5. Отбор (называние) картинок с заданным количеством слогов.
6. Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов (картинок) на звук в начале, середине, конце слова.
7. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем под картинками.
8. Образование и употребление различных падежных форм существительных (« Эхо », « Закончи предожение », « Скажи дальше », « Потерялись слова »).
9. Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Эхо», «Один—много»).
10. Прямой и обратный счет с предметами: (15,110, 220, 330).
11. Подбор предметов (слов) к притяжательным местоимениям мой, моя, мое, мои и проговаривание полученных словосочетаний.
12. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
13. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
14. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой - маленький»).
15. Образование от существительных относительных прилагательных.
16. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
17. Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
18. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
Артикуляционная поза:
- губы растянуты в улыбку,
- зубы заборчиком со щелью,
- кончик языка за нижними зубами,
- воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка -свист длительный.
Подготовительные упражнения для артикуляционного аппарата:
« Улыбка », « Заборчик », « Лопатка », « Почистим нижние зубы », « Желобок », «Футбол», «Фокус», «Заморозим пальчики (подбородок)» и т.д.
Постановка:
а) по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ);
б) от И, X, Т, Ф с придыханием;
в) механический (с помощью зонда, шпателя);
г) смешанный;
д) при шипящем, боковом, носовом сигматизме вначале ставится межзубный С.
Основные направления автоматизации:
1. Прямые слоги и слоговые ряды с ними: СА, СЫ, СО, СУ
са - со - су - сы су - сы - са - со
со - су - сы - са сы - са - со - су
2. Слова с прямыми слогами:
а) сад сын сок сопка сук суббота
сани сыпать сода сохнуть судно суфле
сапоги сыт совы Соня сутки сухой
самокат сынок сом соты сумка сукно
самоход сыпь сон сотня суп судак
б) оса усы песок посуда коса весы
носок несут касса бусы кусок пасут
посадка осы поясок опоссум осадок косы
квасок косуха досуха
3. Обратные слоги и слоговые ряды с ними: АС, ОС, УС, ЫС, ИС
ас - ос - ус - ыс ус - ыс - ас - ос
ос - ус - ыс - ас ыс - ас - ос - ус
4. Слова с обратными слогами:
а) бас квас нос вкус мыс лес*
вас погас поднос укус кумыс навес
нас ананас покос фокус бис пес
пас компас космос кактус повис утес
б) каска киска тиски тоска подписка
маска миска носки доска выписка
5. Слоговые ряды со стечением согласных:
ста - сто - сту - сты аст - ост - уст - ыст
сто - сту - сты - ста ост - уст - ыст - аст
сту - сты - ста - сто уст - ыст - аст - ост
сты - ста - сто - сту ыст - аст - ост - уст
ска - ско - ску - скы аск - оск - уск - ыск кса - ксо - ксу - ксы
ско - ску - скы - ска оск - уск - ыск - аск ксо - ксу - ксы - кса
ску - скы - ска - ско уск - ыск - аск - оск ксу - ксы - кса - ксо
скы - ска - ско - ску ыск - аск - оск - уск ксы - кса - ксо - ксу
спа - спо - спу - спы асп - осп - усп - ысп апс - опс - упс - ыпс
спо - спу - спы - спа осп - усп - ысп - асп опс - упс - ыпс - апс
спу - спы - спа - спо усп - ысп - асп - осп упс - ыпс - апс - опс
спы - спа - спо - спу ысп - асп - осп - усп ыпс - апс - опс - упс
сма-смо-сму-смы асм-осм-усм-ысм
смо-сму-смы-сма осм-усм-ысм-асм
сму-смы-сма-смо усм-ысм-асм-осм
смы-сма-смо-сму ысм-асм-осм-усм
сна-сно-сну-сны асн-осн-усн-ысн
сно-сну-сны-сна осн-усн-ысн-асн
сну-сны-сна-сно усн-ысн-асн-осн
сны-сна-сно-сну ысн-асн-осн-усн
мса-мсо-мсу-мсы амс-омс-умс-ымс
мсо-мсу-мсы-мса омс-умс-ымс-амс
мсу-мсы-мса-мсо умс-ымс-амс-омс
мсы-мса-мсо-мсу ымс-амс-омс-умс
нса-нсо-нсу-нсы анс-онс-унс-ынс
нсо-нсу-нсы-нса онс-унс-ынс-анс
нсу-нсы-нса-нсо унс-ынс-анс-онс
нсы-нса-нсо-нсу ынс-анс-онс-унс
(то же с согласными К, П, М, Н)
5. Слова с со стечением согласных:
а) стая стой ступня стыд снова
стадо стойка студень стык сноп
станок стон стукнуть стынуть спутник
стакан стук ступеньки стыковка ступать,
стадион ступа студент стыдно спать
ставни ступать студеный стыдить спокойный
скамейка скелет* скобка свадьба сматывать
скакать скит скок свобода смахнуть
скатка скифы скот сваха смокинг
скакун скука скованный сватать смыть
скалка* скупой скотовод свой смутно
б) паста достать тесто пастух вкусно уснуть
баста доставка место хвастун тесно основа
хваста подставка густо пестун опасно оспа
капуста остановить пусто поступать вкусный успех
мангуста остановка густой поступок опасный успеть
невеста устать пустой восток тесный успокоить
в) даст мост аист куст диск
наст пост пианист дуст писк
гимнаст тост баянист август поиск
гимнастка хвост хоккеист бюст пуск
7. Фразы с отработанными словами:
В саду стоит скамейка. На скамейке Соня. У Сони сумка. В сумке у Сони посуда.
У Сани самокат. Самокат стоит в саду под сосной и т. д.
- Здесь и далее: Слова, отмеченные *, используются только при отсутствии дефекта в произношении Л, Р, Ль, Рь.
8. Чистоговорки, потешки и скороговорки на С:
Са-са-са - Соня идет в сад, Ас-ас-ас - покупаем ананас,
Са-са-са - в саду оса, Ас-ас-ас - какой вкусный ананас!
Со-со-со - оса пьет сок, Ос-ос-ос - в детском саду много ос,
Су-су-су - Соня видит осу, Ас-ас-ас - съедят осы ананас,
Сы-сы-сы - у осы усы, Ус-ус-ус - у ананаса дивный вкус,
Сы-сы-сы - в саду нет осы. Ис-ис-ис - ананасы ест Денис.
Киска, киска, где твоя миска? В саду темно, все спят давно.
Ест киска суп из миски: Одна сова не спит -
Сыта киска, пуста миска. На суку сидит.
На кокосы, на кокосы Мы видим на суку совят,
Налетели мы, как осы, Совята вместе там сидят.
А кокосы высоко, Когда не спят, они едят,
Высоко и далеко.* Когда едят, они не спят.
Сани, сани едут сами,
Едут в степи и леса,
Едут сани в небеса.*
9. Небольшие прозаические адаптированные тексты для заучивания:
Соня и Саня в саду. Там много кустов и высокая сосна. На высокой сосне сухой сук. Под сосной стоит скамейка. На скамейке стоят Соня и Саня. Они снимают с высокой сосны сухой сук. Под скамейкой спит собака. На обед у Сони и Сани суп с мясом, капуста с соусом, соевое суфле и ананасный (ананасовый) сок. Вкусный обед у Сони и Сани.*
10. Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
- сад - садик, садовник, садовый, садовод, посадить, посадка...
- лес - лесок, лесной, лесник, лесовик, подлесок...*
б) Образование относительных прилагательных:
лес - лесной* посуда - посудный капуста - капустный
сад - садовый мясо - мясной уксус - уксусный
автобус - автобусный сон - сонный сосна - сосновый
кокос - кокосовый ананас - ананасовый соя - соевый
касса - кассовый усы - усатый вкус - вкусный
в) Образование существительных, обозначающих лии по их занятиям
фокус - фокусник пианино - пианист хоккеист – хоккеистка
хоккей - хоккеист лес - лесник* пианист - пианистка
танк - танкист гимнастика - гимнаст гимнаст - гимнастка
баян - баянист сад - садовник баянист - баянистка
г) Образование именительного и родительного падежа мн. числа сушествителъных
мост - мосты - много мостов фикус - фикусы - много фикусов
куст - кусты - много кустов автобус - автобусы - много автобусов
аист - аисты - много аистов поднос - подносы - много подносов
хвост - хвосты - много хвостов стакан - стаканы - много стаканов
лист - листья - много листьев скамейка - скамейки - много
скамеек
миска - миски - много мисок доска - доски - много досок
носок - носки - много носков сова - совы - много сов
каска - каски - много касок сын - сыновья - много сыновей
касса - кассы - много касс оса - осы - много ос
д) Составление предложений из слов
Соня, мост, стоять, на - Соня, сумка, ананас, в, у -
Саня, ступеньки, стоять, на- Соня, сумка, скамейка, на, ставить
Саня, Соня, нести, и, сумку - Саня, сок, пить, ананасовый -
Саня, Соня, стадо, пасти, и - Саня, суп, мясо, с, есть -
11. Письменная речь.
а) Чтение и печатание написанных наоборот слов:
пус - (суп) асок - (коса) кус - (сук)
ыдас - (сады) инас - (сани) мос - (сом)
куднус - (сундук) сан - (нас) ысу - (усы)
косон - (носок) ысуб - (бусы) авос - (сова)
ныс - (сын) ысев - (весы) косук - (кусок)
б) Перестановка слогов, чтение полученных слов: ги-са-по - сапоги бус-то-ав - ко-сы-ко -мо-кат-са - а-нас-на - сту-па-хи -по-да-су - вя-та-со - пус-ка-та -
в) Преобразование слов путем перестановки букв:
нос - сон нас - сан навес - весна сосна - насос
стаи - аист куст - стук анис - сани наст – стан
г) Преобразование слов путем замены одной буквы:
маска - миска - киска - каска доска - тоска соска - сосна пуск - писк - диск
д) Подбор начала к данному кониу слова:
е) Подбор последнего слога к данному началу слов по образцу:
капуста кусок поясок тесто вкусный
неве... пе... ба... ме... опа...
па... но... ква... гу... те...
мангу... ви... туе.. пу... отве...
ж) Кроссворд-головоломка (отыскивание спрятанных среди букв слов на С):
А К У М П Х С А Д В Н
В О Г Ш К О С Ы У Х Ж
Д А И С Т Щ Е М Ф Ю Я
Б Э Л З К Т С О М Ч Н
з) Ребус (отгадывание слов):
100 К ВО 100 К ТЕ 100 (100 Л)*
100 П ЛИ 100 К* ГУ 100 МЕ 100
100 Н 100 ЛИК* ЛЕПЕ 100 К* 100 ЙКА
и) Кроссворд (отгадывание и вписывание слов на С сверху вниз по горизонтали):
1. Сухая ветка.
2. Домашнее животное.
3. Экзотический фрукт.
4. Часть тела животных и птиц.
5. Насекомое.
Иллюстративный материал на звук С на цветной вставке (с. 1-13).
Артикуляционная поза:
Сходна с артикуляционной позой звука С (твердого), но имеет некоторые особенности:
- спинка языка более приподнята и выгнута по направлению к твердому небу,
- весь язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.
Подготовительные упражнения:
Те же, что и для звука С. Дополнительно добавляются специфические: « Горка », « Катушка », « Киска сердится ».
Постановка:
Преимущественно по подражанию со слуховым и зрительным контролем после автоматизации звука С (твердого), в наиболее трудных случаях - с механической помощью от С — са-са-са, нажимая шпателем на кончик языка и отодвигая язык вглубь ртас'а-с'а-с'а (ся-ся-ся).
Основные направления автоматизации:
1. Прямые слоги и слоговые ряды:
ся - сё - сю - си сю - си - ся - сё
сё - сю - си - ся си - ся - сё - сю
2. Слова с прямыми слогами:
сядь семь осенний сито укусить
гусята сени весенний синий косить
десяток сети непоседа осина гуси
овсянка семена восемь осиновый семга
висят секунда осень такси гусенок
косят кисет ясень висит тесемка
носят беседа ясеневый носит сюда
3. Обратные слоги и слоговые ряды АСЬ, ОСЬ, УСЬ, ИСЬ:
ась - ось - усь - ысь усь - ысь - ась - ось
ось - усь - ысь - ась ысь - ась - ось - усь
4. Слова с обратными слогами:
гусь боюсь Васька письмо
высь моюсь Моська письма
весь одеваюсь восьмой письменный
повесь купаюсь авоська тесьма
5. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных
- СТЯ. СТЕ. СТЮ. СТИ:
стпя - стпё - стпю - стпи стпю - спги - стпя - стпё
.. сте - стю - сти - стя сти - стя - сте - стю
- АСТЬ. ОСТЬ. УСТЬ. ЫСТЬ:
асть - ость - усть - ысть усть - ысть - асть - ость
ость - усть - ысть - асть ысть - асть - ость - усть
то же с мягкими согласными Н '.П 9.М '.К'.Л '.
6. Слова со стечением согласных:
стенка вести снег снять свет смех
стены гости снеговик снимать Света смена
стена кости снегопад снимок светить сметана
степь нести снегоход басня свинья смять
Степан пасти снегокат песня свить спеть
стихи угости гаснет «Веснянка» свиток спина
7. Фразы с отработанными словами:
Нюся пасет гусей.
Вася несет иваси в сетке.
Ася сидит на скамейке под осиной (ясенем).
8. Чистоговорки, скороговорки на мягкий звук С9:
Мы сидим на лесенке, Понавесили сетей
И поем мы песенки. Все для маленьких детей.
Все поют и я пою Выбегают дети -
Песню звонкую свою.* Сами лезут в сети.*
Непоседа Васенька не сидит на месте, Вместе с мамой я встаю,
Непоседа Васенька всюду с нами вместе. Сам постель свою стелю,
Есть усы у Васеньки, на усах сединки, Умываюсь, одеваюсь,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке. С мамой в детский сад иду.*
У Сени и Сани в сетях сом с усами. Ты не бойся - это гусь!
Я сама его боюсь.
До свиданья, сад, сад,
Все осинки спят, спят. Санки синие летят,
И мы с Асей спать пойдем, Седоки в санях сидят.*
Только песенку споем.
Под сосенкой под сосенкой спеют не подосиновики, а опенки.
9. Небольшие адаптированные прозаические тексты:
Наступает осень. Ася, Вася, Сеня в осеннем саду. С дубов, ясеней, осин падают сухие осенние листья. Дети поднимают их. У Аси, Сени и Васи будет осенний букет.
Ася спит. Она видит во сне ясное небо и осенние листья под ногами. На осине свистит синяя сойка.*
Вася пасёт гусей и гусят в степи. Гуси и гусята наелись и спят под кустом. А Вася следит, нет ли поблизости лисы. Только суслик тихонько посвистывает в овсяном поле.*
10. Лексико-грамматические упражнения
а) Подбор родственных слов:
- осина - осинка, осиновый, подосиновик;
- гусь - гусенок (гусята), гусиный;
- лиса - лисица, лисий, лисонька, лисенок (лисята)*;
- писать - письмо, письменный, записка и т. д.
б) Словообразование относительных прилагательных:
весна - весенний ясень - ясеневый осина - осиновый
осень - осенний овес - овсяной письмо - письменный
в) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением:
сосна - сосенка басня - басенка осина - осинка
лестница - лесенка* песня - песенка бусина - бусинка
г) Образование глаголов 1 лииа ед. числа настоящего времени:
бояться - я боюсь обуваться - я обуваюсь
умываться - я умываюсь подниматься - я поднимаюсь купаться - я купаюсь лениться - я ленюсь*
одеваться - я одеваюсь кусаться - я кусаюсь
пастись - я пасусь кататься - я катаюсь
спускаться - я спускаюсь смеяться - я смеюсь и т.д.
д) Составление предложений из данных слов
Сено, Вася, степь, косить, в - Ася, беседка, сидеть, в -
Люся, гусята, степь, в, пасти* - Синий, Вася, костюм, носить -
11. Письменная речь.
а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:
исуг - (гуси) отис - (сито) искат - (такси) ихитс - (стихи)
онес - (сено) тсил - (лист)* итес - (сети) исок - (коси)
б) Перестановка слогов, чтение полученных слов:
та-ся-гу - (гусята) ни-си-ца - (синица)
вик-го-сне - (снеговик) си-ва-лек - (василек)*
ний-сен-о - (осенний) сём-те-ка - (тесёмка)
сед-бе-ка - (беседка) па-ка-се - (пасека)
ся-ток-де - (десяток) на-си-о - (осина)
се-нок-ли - (лисенок)* кун-се-да - (секунда)
в) Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на С):
ХКСНЕГОВДЫП
ТПДАУКОСТЬЧ
ЩУСЕМЬШУФСМ
ЗЖАУВГСИНИЙ
БОСЕНЬЩРЛНЬ
г) Придумывание 5 слов, начинающихся на слог СЕ. и 5 слов, заканчивающихся
на слог СИ.
д) Ребус (отгадываниеслов):
ВО 7 - ? 7 Я - ?
е) Преобразование слов путем замены звука С звуком С9:
вес - (весь) сыны - (сини) косы - (коси) квас - (квась)
сад-(сядь) осы-(оси) носы-(носи) сома-(Сёма)
12. Работа со сложными по звуковому составу и слоговой структуре словами (наличие обоих звуков, С твёрдого и С9 мягкого, и стечения согласных в словах)1
свист сесть система соседка
спесивый басистый свисток сельский*
смесь совесть спасибо таксист
свистеть семьсот смеситель* совсем
спасение теннисист освистанный сенокосный
смести сосиска список голосистый*
сеанс снасти соседский спасённый
теннисистка велосипедист* и др.
а) отчётливое слоговое проговаривание слов логопедом (взрослым) без соблюдения орфоэпических норм (по орфографическим нормам), не акцентируя внимания детей на слоговой структуре;
б) сопряжённое слоговое проговаривание с детьми этих слов с соблюдением норм орфографии;
в) отражённое самостоятельное слоговое проговаривание детьми;
г) группировка слов: выделение и проговаривание предметов, признаков, действий;
д) деление слов на слоги при помощи хлопков (игра «Телеграф»), с ладонью под подбородком, по гласным (со зрительным контролем и без него).
Иллюстративный материал на звук С' на цветной вставке (с. 14-18).
1 Количество слов и частотность повторений зависит от индивидуальных способностей и возможностей детей.
Артикуляционная поза:
См. звук С
- с незначительным подъемом спинки языка,
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют (в отличие от С),
- выдох менее напряжен.
Постановка
По подражанию от С - со слуховым и тактильно-вибрационным контролем.
Основные направления автоматизации:
1. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗА, 30, ЗУ, ЗЫ
за - зо - зу - зы зу - зы - за - зо
зо - зу - зы - за зы - за - зо - зу
2. Слова с прямыми слогами:
зайка коза берёза* бизон тазы
запах егоза фазан газон козы
запад ваза мозаика вазон вазы
закат мимоза показать возок узы
замок база сказать мазок язык
завод доза незабудки зубы музыка
забава поза зонт внизу называть
загадка заноза зов мазут наказывать
застава медуза Зоя пазуха изысканный
3. Слоги со стечением согласных:
зба - збо - збу - збы зда - здо - зду - зды вза - взо - взу - взы
зва - зво - зву - звы зма - змо - зму - змы гза - гзо - гзу - гзы
зга - зго - згу - згы зна - зно - зну - зны дза - дзо - дзу - дзы
и т.д.
4. Слова со стечением согласных:
звать здание изба вызвать
сквозной звание знак азбука
название сквозняк звон знать
езда назвать обозный звонок
знамя узда позвонить навозный
звонить знакомый гнездо познакомить
поздно звонкий зной воздух
узнать опоздать звук знойный
воздушный создание опоздание звукозапись
изнывать воззвание издание позволять*
5. Фразы с отработанными словами:
У Зои незабудки.
На газоне незабудки.
Зоя ставит мимозу в вазу.
Зайка зовет Зою.
Фазан ходит по газону.
Незнайка стоит возле здания ТЮЗа.
Звенит звонок и зовёт Знайку и Незнайку на занятие.
6. Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зоя - зайкина хозяйка, Вот знакомая затея -
Спит в тазу у Зои зайка. Запускать на нитке змея.
За-за-за - у Зои коза, Загляните на минутку -
Зо-зо-зо - у Зои зонт, Не забудьте незабудки.
Зу-зу-зу - Зоя под зонтом пасет козу, Незабудки, незабудки,
Зы-зы-зы - у Зои нет ни зонта, ни козы. Не забудьте незабудки!*
За-за-за - Зоин зайка - егоза, Где мой зайка? Где мой зайка?
Зо-зо-зо - зовут зайку егозой, Ты поди-ка да узнай-ка.
Зу-зу-зу - Зоя любит егозу, Видно, зайка мой зазнайка.
Зы-зы-зы - нет забот у егозы*. Но забыть не смог хозяйку.
Возьми, Зоя, сайку, Зайка не спит - Зою зовет,
Угости зазнайку, Зайке коза спать не дает.
Угости зазнайку, Возьмите козу, замкните козу -
Зайку и Незнайку. И заинька мой заснет в тазу.
Звенит звонок, звенит звонок - Зайка-зазнайка в гостях у Незнайки. По камням катится возок.
Забавный катится возок,
А над возком звенит звонок.
7. Небольшие адаптированные тексты для заучивания или пересказа:
У Зои коза. Зоя пасет козу. Вот зайка. Зайка сидит под кустом. Зоя видит зайку. А зайка не видит Зою. За кустом стоит фазан. На закате, когда спадет дневной зной, Зоя гонит козу домой. Звенит звонок. Звонок зовет Зою на занятия. И т.д.
8. Лексико-грамматические упражнения
а) Словообразование прилагательных:
запад - западный зуб - зубной
Незнайка - Незнайкин завод - заводской
зайка - зайкин забава - забавный
музыка - музыкальный* Зоя - Зоин
звон - звонкий мазут - мазутный
закат - закатный коза - козий (козлиный)*
б) Словообразование существительных с уменьшительно-ласкательным значением:
зайка - заинька зонт - зонтик зуб - зубик
Зоя - Зоенька завод - заводик медуза - медузка
(Лиза - Лизонька)* воз - возок таз - тазик
в) Образование именительного и родительного падежа множественного числа существительных:
воз - возы - много возов ваза - вазы - много ваз таз - тазы - много тазов медуза - медузы - много медуз обоз - обозы - много обозов заноза - занозы - много заноз зонт - зонты - много зонтов коза - козы - много коз
г) Составление предложений из данных слов: язык, Зоя, Незнайка, показывает -мимоза, Зоя, в, ставить, ваза -
Зоя, зайка, заинька, называет -
газон, по, фазан, ходить -
зонт, Зоя, газон, на, забывает -
куст, сидеть, под, зайка -
зайка, Зоя, зовет -
змей, Лиза, запускать, нитка, на* -
9. Письменная речь.
а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:
назаф - (фазан) таказ - абзи -
ыбуз - нозаг - кувз -
доваз - тноз - новз -
азав - хапаз - канз -
б) Перестановка слогов, чтение полученных слов:
за-ка-гад - бо-за-та - за-и-мо-ка -
мо-ми-за - е-за-го - ка-му-зы -
за-ме-ду - воз-зо-бен - ва-за-ба -
аз-ка-бу - ни-зда-е - за-за-но -
в) Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на 3):
А Н П О У В А З Ы Х Т
Т К Г А З О Н М В Ч Ш
Ф Щ И У З А Л Е Ж З И*
Д Г Ы И Х З А Й К А Х
Ё Ж Т П Ъ З А С О В Л
О К Ф Р Л З В У К Н У
С Х И М И М О З А Р О
Т Ш П О Ж С Ф И З Б А
М И З В А Т Ь Ч А Р Л
У Ж К О З А Щ Н Л С Ф
г) Придумывание слов, начинающихся на слог ЗА.
д) Подбор слов, заканчивающихся на слог ЗА. к данной схеме:
е) Преобразование слов путем перестановки букв:
зов-
лоза-
ж) Вписывание на место точек согласных букв С. 3 после подбора проверочных слов:
ква. та. но. у.
во • насо. обо. гла .*
бензово. автобу. кама. га.
подно. гру.* завхо• уксу.
анана. ко. мо . ни . компа.
коко. карапу. * капри. * ни.
расска. * при. * фику. фоку.
какту. водола. * карни. * уксу.
зано . барка . * моро . * глобу .*
Иллюстративный материал на звук 3 на цветной вставке (с. 19-25).
Артикуляционная поза
См. звук 3 с дополнительным подъемом и выгибанием спинки языка по направлению к твердому небу. Язык напряжен и кончик сильнее упирается в нижние резцы.
Постановка
а) преимущественно по подражанию со слуховым и тактильно-вибрационным контролем после завершения автоматизации 3 (твердого),
б) в трудных случаях - с механической помощью от за-за-за, нажимая на кончик языка шпателем и постепенно отодвигая язык в глубь рта:
за-за-заз'а-з'а-з'а зо-зо-зозё-зё-зё
зу-зу-зузю-зю-зю зы-зы-зызи-зи-зи
Основные направления автоматизации
1. Прямые слоги и слоговые ряды: ЗЯ, ЗЁ, ЗЮ, ЗИ, ЗЕ
зя-зё-зю-зи зю-зи-зя-зё
зё-зю-зи-зя зи-зя-зё-зю
2. Слова с прямыми слогами:
Зина магазин зевать зябь зяблик*
вазелин* зима бензин газета зябнуть
нельзя* газель* зимний бузина музей
Кузя зелень* козёл* зимовать низина
подземный хозяин земля* озёра* зимовье
Тузик везёт хозяйка земляника* зёрна*
зимы дивизия позёмка козявка землянка*
резина* зимник возить изюм возят
зелёный* корзина*
3. Слоги и слоговые ряды со стечением согласных:
ЗНЯ, ЗНЕ, ЗНЮ, ЗНИ АЗНЬ, ОЗНЬ, УЗНЬ, ИЗНЬ
зня - знё - зню - зни азнь - ознь - узнь - ызнь
знё - зню - зни - зня ознь - узнь - ызнь - азнь
зню - зни - зня - знё узнь - ызнь - азнь - ознь
зни- зня - знё - зню ызнь - азнь - ознь - узнь
(то же с мягкими согласными Б', В Г, Д, М, Л)
4. Слова со стечением согласных:
Змея, звено, звенеть, звезда, звякать, здесь, везде, взять, лезвие*, звездопад, звездолёт*, гвозди, гвоздика, возня, болезни*, возьми, Кузьма.
5. Фразы с отработанными словами:
Зина запускает змея.
Тузик зябнет зимой.
Зимой зябнет нос.
Озимые зимуют под снегом.
Кузьма везёт гвозди.
Зина, возьми букет гвоздик.
Медведи спят зимой.
6. Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зябнет нос, идет зима. Забавной обезьяне
В зимней сказке сад, дома. Зина и Зоя дали бананы,
Все поземкой занесет: Зеленые бананы -
Землю, степи и завод.* Забавной обезьяне.*
В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зя-зя-зя - Кузя осенью озяб,
Зеленый листок земляники несу. Зе-зе-зе - Кузя едет на козе,
Зеленая ветка под елью не спит, Зи-зи-зи - Кузя, обезьян вези,
Зеленая музыка где-то звенит, Зе-зе-зе - Кузя обезьян везет. Зелененький зайка в зеленой листве
Поет он зеленую песенку мне.*
7. Небольшие адаптированные тексты для заучивания:
Зима
Наступает зимний день. Зина и Сима, взяв санки, выбегают в зимний сад. За ними - собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом - Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.
ГАЗЕТА
Возле магазина газетный киоск. В газетном киоске много всяких газет. Зина и Зоя подходят к газетному киоску. Они видят газеты: «Известия», «Звезда». А вот и детские издания: «Затейник», «Незнайка», «Зеленый попугай». Зина и Зоя покупают детскую газету «Зеленый попугай». В ней многие известные детские писатели описывают не только зеленых попугаев, но и забавных обезьян, ядовитых змей и пугливых газелей.*
8. Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
- зима - зимник, зимний, озимые, зимовать, зимой, зимовье, зимовка...
- земля - землянка, земляной, земляника, земельный...*
- змея - змей, змейка, змеиный, змеевик...
б) Словообразование относительных прилагательных и подбор к ним существительных:
зима - зимний (день) музей - музейный (экспонат)
земля - земляная (жаба)* газета - газетный (киоск)
змея - змеиный (яд) бензин - бензиновый (бак)
звезда - звездный (путь) болезнь - болезненный (вид)*
озимь - озимые (поля)* магазин - магазинная (цена)
в) Образование имен, и родит, падежа множественного числа существитель ных
зима - зимы - много зим
музей - музеи - много музеев
земля - земли - много земель*
газета - газеты - много газет
змея - змеи - много змей
магазин - магазины - много магазинов
звезда - звезды - много звезд
фантазия - фантазии - много фантазий
обезьяна - обезьяны - много обезьян
гимназия - гимназии - много гимназий
г) Составление предложений из данных слрв:
Обезьяны, зимой, зябнуть -
Хлеба, зимовать, озимые, снег, под* -
Кузя, газеты, издательство, магазин, из, возить, в* -
Кузя, газеты, киоск, газетный, в, возить -
Лимузин, обезьяна, зеленый, в, ездить* -
Лиза, музей, пойти, суббота, в, в* -
Зина, зябнуть, у, зимой, нос -
Небо, светить, в, звёзды -
Зимой, сапоги, Кузя, зимние, надевать -
Кузя, Зина, везти, санки, на –
9. Письменная речь.
а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:
амиз - йезум - мюзи - изев -
яемз - ялмез* - аниЗ - бязо –
идзовг - йомиз - газгиз - тинез –
тизов - ковез - низнеб - йинмиз -
б) Перестановка слогов, чтение полученных слов:
зин-ма-га - зе-га-та - нит-зе-ка –
зи-бу-на - ин-зя-хо - та-во-зе –
ва-лин-зе* - зяй-хо-ка - ва-зе-ка –
лян-ка-зем* - гвоз-ка-ди - ка-зём-по -
в) Кроссворд-головоломка (отыскивание среди букв слов на 3'):
ЯЩПГАЗЕТАХИ
НТУМУЗЕЙСАФ
БВОЫДЁЗЕМЛЯ*
РЮЛГВОЗДЬСЦ
ЖБЕНЗИНХЧПК
ОШИЛЗИМАХТР
ПГАЗЕЛЬГСЛМ
ОРСШУЛИЗЮМФ
АЛЗМЕЯЖУНПХ
СКУКОЗЛИКРМ*
г) Чтение слогов ЗЯ. ЗИ. ЗЕ. Придумывание слов с этими слогами.
д) Кроссворд (отгадывание и вписывание слов на 3' по горизонтали У:
1. Время года.
2. Цвет.
3. Место, где хранятся ценные
памятники, картины, скульптуры...
4. Инструмент для выпиливания.
5. Дикое животное, обитающее на деревьях в джунглях.
6. Мужское имя.
7. Металлическая крепежная деталь
(строительный материал).
Иллюстративный материал на звук 3' на цветной вставке (с. 26-31).
Артикуляционная поза
Сходна с артикуляционной позой С. Особенность - смыкание передней части спинки языка с твердым небом (у альвеол) и размыкание языка с небом при выдыхании воздуха.
Постановка
Возможна лишь при условии хорошо отработанного произношения звуков С, Т путем быстрого слияния звуков Т, С,
Основные направления автоматизации:
1. Обратные слоги и слоговые ряды с ними: АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЕЦ, ЯЦ
ац - оц - уц - ыц уц - ыц - ац - оц
оц - уц - ыц - ац ыц - ац - оц - уц
2. Слова с обратными слогами:
бац отец кузнец беглец*
заяц певец танец удалец*
паяц конец индеец леденец*
месяц гонец мизинец палец*
боец птенец пехотинец тальянец*
3. Прямые слоги и слоговые ряды: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ, ЦЕ.
ца - цо - цу - цы цу - цы - ца - цо
цо - цу - цы - ца цы - ца - цо - цу
4. Слова с прямыми слогами:
цепь цинк авиация цокать овца
кузница цех цинга акация цокот
птица пятница цена циновка опунция
цокотуха спица затейница ценный цикада
позиция цукат куница кудесница оценка
цитата станция цуцик певица девица
зацепка цыпки эссенция яйцо водица
станица ценник цып-цып милиция* лицо*
синица возница цепной цыган гиацинт
письмецо умница именинница
5. Слоги со стечением согласных и слоговые ряды:
ЦМА, ЦМО, ЦМУ, ЦМЫ АЦМ, ОЦМ, УЦМ, ЫЦМ
цма - цмо - цму - цмы ацм - оцм - уцм - ыцм
цмо - цму - цмы - цма оцм - уцм - ыцм - ацм
цму - цмы - цма - цмо уцм - ыцм - ацм - оцм
цмы - цма - цмо - цму ыцм - ацм - оцм - уцм (то же с согласными В, Н, Т)
6. Слова со стечением согласных:
Цвет, цветок, цветы, цветик, семицветик, цветут, цвести, цветение, самоцветы, боцман, сцена.
7. Фразы с отработанными словами:
В степи цветут цветы.
В саду цветут цветы.
На улице цветут цветы.*
В цветнике цветут гиацинты и циннии.
В саду цветы. На улицах станицы цветут цветы.*
Собака сидит на цепи.
Куница охотится за цыплятами.*
Кузнец куёт цепь в кузнице.
Мух-цокотуха - именинница. И т.д.
8. Чистоговорки, потешки и скороговорки:
Зиме конец! На стене висит таблица
Летит птенец и песню напевает: На таблице единица,
- Идет весна! Весна ясна! Под таблицей с единицей
На улице всё тает! * На цветах сидит синица.*
Пусть метет метелица, Заглянет солнце
По саду снегом стелется. И к нам в оконце.*
А мы сапоги наденем -
Не боимся мы метели.* - Цып-цып-цып! Цыплятки!
Есть водица в кадке.
В лесу метет метелица, Кто меня боится,
По лесу снегом стелется. Тому не дам водицы.
Зайцы бегали в лесу, Вот бегут цыплятки,
Там заметили лису. Не боятся Натки.
На сосне сидит синица, Возле кадки блюдце -
Под сосной стоит лисица.* Все они напьются.*
9. Адаптированные тексты для заучивания или пересказа:
СЕМЬЯ ЦВЕТКОВЫХ
В станице у нас все знают семью Цветковых. Цветковы - знаменитые цветоводы. На улице у дома Цветковых, в саду, в палисаднике под окнами, на окнах в комнате - всюду у Цветковых цветут цветы. Это глицинии и гиацинты, цинния и опунция.*
ЗАЯЦ
Заяц к зиме не готовится. Он сидит под кустом в снегу. Лисицы,совы, люди -все охотятся за зайцем. Заяц всех боится. Заяц спасается бегством.*
10. Лексико-грамматические упражнения.
а) Подбор родственных слов:
Цветы - цвет, цветок, цветик, цветник, цветочек, цвести, цветение, цветущий, цветовод, цветной, цветочница, разноцветный, первоцвет, цветочный, пустоцвет, соцветие, цветоножка, семицветик*.
б) Словообразование существительных среднего рода с уменьшительно-ласкательным значением:
тело - тельце* здание - упражнение* - письмо -
дело* - объявление- расписание*- платье* -
мыло* - задание- воскресение*- окно-
болото* - знание - стихотворение* - одеяло* -
в) Словообразование существительных женского рода, обозначающих лии по выполняемым ими действиям, качествам, занятиям:
умник - умница озорник* - писатель* - лыжник* -
модник - проказник* - воспитатель* - охотник -
ленивец* - физкультурник* - отличник* - фокусник -
затейник - скромник* - волшебник* - певец -
кудесник- учитель*- пулеметчик*- именинник-
г) Образование именительного и родительного падежа множественного числа существительных:
заяц - зайцы - зайцев
яйцо - яйца - яиц
боец - бойцы - бойцов
кольцо - кольца - колец*
певец - певцы - певцов
пуговица - пуговицы - пуговиц
танец - танцы - танцев
синица - синицы - синиц
конец - концы - концов
птица - птицы - птиц
улица - улицы - улиц*
птенец - птенцы - птенцов
певица - певицы - певиц
кузнец - кузнецы - кузнецов
именинница - именинницы – именинниц
индеец - индейцы - индейцев
умница - умницы - умниц
цокотуха - цокотухи - цокотух
д) Словообразование существительных, обозначающих посуду, по образиу: хлеб - хлебница* сухарь - сухарница*
салат - салатница* сахар - сахарница*
мыло - мыльница* чай - чайница*
суп - супница салфетка - салфетница*
конфета - конфетница пепел - пепельница*
е) Составление предложений из данных слов:
Заяц, куст, сидеть, под - Лист, гусеница, сидеть, на* -
Синица, сосна, сидеть, на - Небо, светить, в, месяц -
Лисица, под, стоять, сосна* - Сцена, певец, на, выступать -
11. Письменная речь.
а) Чтение наоборот, печатание полученных слов:
цяаз - цяап - анец - ататиц -
ценат- цеоб- ипец- адакиц-
ацво - ялпац* - тнемец - агниц -
цето - оцил* - токоц - такуц -
б) Перестановка слогов (отгадывание слов):
де-ин-ец - ле-нок-цып* - ха-ту-цо-ко - цинт-а-ги -
ца-пе-ви - ми-нец-зи - нов-ка-ци - ко-цо-тать -
ни-си-ца - ца-ни-пят - ца-тем-ни - цеп-за-ка -
я-ци-стан - ди-ца-во - ум-ца-ни - ца-е-ни-ди -
в) Кроссворд-головоломка (отыскивание слов наЦсреди букв):
ЯЩПТИЦАХЪОД
ВГУЮЧХФРЦЕХ
ПТКПЕВЕЦЩПА
ЮГИЛЦЕПЬИНМ
ЭЫХФУЛИЦАКЛ*
ШАЗЦЕМЕНТДО
ХЦУКАТЫГЩПИ
ЖАЗУФОЦЫГАН
МЮСОЛНЦЕНВУ
ТГАЗОЦЕНКАП
г) Подбор слов, заканчивающихся суффиксом - ЕЦ к данным схемам:
д) Договаривание слов:
зая. меся. бое. тане. кузне,
птене. певе. пехотине. коне. мизине.
ледене.* колоде.* боре.* скворе.* китае.
индее. молоде.* японе. пале.*
Иллюстративный материал на звук Ц на цветной вставке (с. 32-40).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Постановка,автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Звук [с]Звук [з]
Представлен материал на постановку, автоматизацию и дифференциацию свистящих звуков...