Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста с помощью электронного конструктора «Знаток»
статья (старшая, подготовительная группа)

Слюсаренко Екатерина Георгиевна

Работа по формированию естественнонаучных представлений детей носит комплексный характер - включает в себя исследовательскую, познавательную и практическую деятельность. Использование электронного конструктора «Знаток» способствует развитию конструктивно-технических навыков и формированию предпосылок естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx670.18 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста с помощью электронного конструктора «Знаток» «В мире электричества»

Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной   сферы. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно много внимания. Накоплен большой опыт в этом направлении. Однако в практической работе сегодня по-прежнему возникает много проблем и вопросов, одним из которых является формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста.  

Развитие естественнонаучных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с физическими явлениями будет проходить успешно:

  • При интегративном подходе, предполагающем взаимосвязь различных видов детской деятельности: исследовательской, изобразительной, игровой, театральной деятельности;
  • При организации развивающей среды, включающей лаборатории для проведения экспериментов, мастерских.

Наиболее целесообразно строить работу с использованием проблемных и поисковых ситуаций, постоянно включая исследовательскую и практическую деятельность детей (простые опыты и эксперименты, моделирование, конструирование, изготовление макетов, дидактические игры и упражнения). Обучение не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Именно в деятельности ребенок строит свой образ мира, овладевает способами, позволяющими ему успешно решать многообразные познавательные, практические, творческие задачи, которые ставит перед ним жизнь.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Важная задача нас взрослых сегодня — сформировать у ребенка интерес к изобретательской и исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Эта непростая задача, в первую очередь, требует создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование во ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Конструкторы "Знаток" позволяют получить первые сведения о мире электричества и электроники. Разработчикам этих конструкторов удалось сделать игрушку и наглядное пособие, которое позволяет изучать мир в игровой форме.  

В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.

2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную задачу. Изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками (развивают мелкие и точные движение), развивают элементарное конструкторское мышление, учатся комбинировать, абстрактно мыслить, изучают принципы работы многих механизмов. Этот конструктор помогает стать детям стать более внимательными, усидчивыми, рассудительными.

Формы организации нашей работы с данным конструктором во время образовательного процесса: групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.

В групповой работе мы используем три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая схема электронной цепи, которую нужно собрать.

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым электронная цепь должна соответствовать (например: последовательное или параллельное соединение); способы управления: ручное, магнитное, световое, звуковое.

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам или подгруппа детей, без каких- либо внешних ограничений, создаст электронную цепь, простейший электронный прибор (радио, пропеллер и т.п.). Ведь возможности конструктора «Знаток» позволяют собрать одну и ту же схему самыми разными способами, а также используя свою изобретательность и творческий подход, придумать много других интересных схем. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Для удобства использования все детали конструктора отличаются цветом, маркировкой, пронумерованы и легко узнаваемы на приведенных схемах.

Схемы, которые можно собрать с помощью электронного конструктора делятся по уровню сложности. Они позволяют детям наглядно понять, как течет ток по проводам. Такие увлекательные опыты с электричеством будут интересны и понятны детям с 5-ти лет. Конструктор абсолютно безопасен и прост в обращении. В подготовительной группе (6-7 лет), при накопленном опыте работы с конструктором, предлагаются более сложные схемы для сборки (например, можно предложить воспроизвести звуковой сигнал машины скорой помощи со световым сопровождением и т.д.).

Нас окружает огромное количество электрических приборов, поэтому знания из области электричества помогут детям в жизни и закрепят знания по безопасному их использованию. Это значит, что данная тема актуальна в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через организацию элементарных опытов с неживой природой.

Цель опыта заключается в широком использовании метода эксперементирования с неживой природой по развитию у детей естественнонаучных представлений...

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных дидактических средств

В статье описано каким образом используются нетрадиционные дидактические средства для ФЭМП....

Статья по теме:«Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста».

В статье раскрывается метод проблемного обучения, в процессе детского экспериментирования....

Педагогический опыт для воспитателей ДОУ «Формирование естественнонаучных представлений у детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность»

Освоение элементарных естественнонаучных представлений способствует развитию детской любознательности. Поэтому особенно актуальным представляется освоение детьми закономерностей окружающего мира через...

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений

Консультация содержит краткие рекомендации родителям о том, в какой последовательности нужно обучать ребенка умению ориентироваться в пространстве. А также предлагаются игры для формирования у детей у...

Конспект занятия по конструированию для детей старшего дошкольного возраста с использованием электронного конструктора "Знаток"

Конспект занятия к парциальной программе "От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров"...