организация взаимодействия педагогов и родителей
материал

Климентьева Татьяна Андреевна

организация взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания ребёнка с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей в процессе воспитания ребёнка с задержкой психического развития

Развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит от участия родителей. Дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, потому что количество детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет, а родители из-за экономического неблагополучия и социальной недостаточности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей.

Наряду с причинами социального и экономического порядка, вызывающими снижение актуальности педагогических знаний для родителей, действуют причины психолого-педагогические: родители не хотят знать о том, как нужно воспитывать детей. Их более интересует проблема, как в условиях заработков, справиться со своим ребенком, преодолеть нежелательные проявления его характера, поведения и поступков.

В соответствии с Законом «Об образовании», где сказано, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте, изменяется и позиция педагогов ДОУ в работе с семьей.

Взаимодействие педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых взаимоотношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активная совместная работа педагогов и родителей способствует усилению взаимовлияния, от которого зависит успешность согласованности и преемственности в воспитании детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Успешность коррекционно - воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между воспитателями, детьми и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять взаимодействующий коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность воспитателей, родителей, детей. Это способствует единению, установлению взаимопонимания, созданию комфортных условий в семье. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов, друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как родители, так и воспитатели желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Совместные усилия они направят на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Сотрудничество воспитателей и родителей позволяет лучше узнать ребенка с ЗПР, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время значительная часть родителей - не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Воспитателям необходимо найти наиболее эффективные способы решения данной проблемы.

Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей - единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка. Чувство уверенности ребенка в своих силах, социальная активность, мобильность личности, ориентация на значимость другого человека, стремление к поиску согласия, формам цивилизованного взаимодействия могут формироваться только в условиях тесного сотрудничества педагогов и родителей.

Родителей детей с задержкой психического развития необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия, выполнять рекомендации педагога. Больше времени следует уделять ознакомлению с окружающим миром: ходить с ребенком в магазин, в зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах (даже если его речь невнятна, рассматривать с ним книжки, картинки, сочинять разные истории, чаще ребенку рассказывать о том, что вы делаете, привлекать его к посильному труду. Важно также научить ребенка играть с игрушками и другими детьми.

Главное - родители должны оценить возможности ребенка с задержкой психического развития и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный, а не думать, что, взрослея, он сам всему научится. Только совместная работа педагогов и семьи пойдет ребенку с задержкой психического развития на пользу и приведет к положительным результатам.

Формы организации совместного коррекционно-педагогического процесса.

– Консультативно-рекомендательная форма: индивидуальные консультации для получения точной информации о нарушениях психофизического состояния ребенка и особенностях такого состояния, или совместного составления плана дальнейших действий.

–Лекционно-просветительская форма: проведение лекционных занятий для получения необходимых теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения детей, участие родителей в тематических собраниях. Элементом лекционно-просветительской работы является стенд для родителей, информационно-методические выставки, где в занимательной форме собрана вся полезная информация. Рубрики обновляются ежемесячно.

- Практические занятия для родителей: во время занятий используется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление и поддержку положительных личностных качеств родителей, что необходимо им для успешного сотрудничества со своим ребёнком. Обучение приемам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, элементам дыхательной гимнастики, релаксационным упражнениям.

– Организация «круглых столов», «педагогических гостиных»: проводятся в непринуждённой обстановке, что позволяет родителям познакомиться, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах, услышать о других. Эти встречи дают родителям много полезной информации, очерчивают круг вопросов, на которые они ещё не смогли получить ответы. Такие мероприятия проходят с участием специалистов детского сада.

– Проведение совместных досуговых мероприятий, утренников и праздников.

– Индивидуальные и подгрупповые занятия с родителями и их ребёнком: изотерапия, игротерапия, релаксация, разыгрывание ролевых ситуаций. Индивидуальная работа с родителями совместно с их детьми включает следующие формы: демонстрация приемов работы с ребёнком, выполнение специальных упражнений, выполнение домашних заданий со своим ребёнком, чтение рекомендованной литературы, реализация творческих замыслов в работе с ребенком.

Благодаря использованию представленных форм работы с родителями будут отмечаться существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений дошкольником с ЗПР; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое станет более тёплым, принимающим. Родители более адекватно начнут оценивать состояние своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично начнут оценивать перспективы проблемного ребенка.

Литература

1. Современные подходы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание 2000 № 1, № 2.

2. Маркова Л. С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие. – М. : АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация взаимодействия педагогов и родителей на этапе подготовки детей к обучению в школе"

Опыт работы по организации взаимодейтсив япедагогв и родителей по подготовке детей к обучению в школе....

Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

Проект «Создание оптимальных условий для комфортной благоприятной адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ через организацию взаимодействия педагогов и родителей»

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается...

Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников и возрастные особенности детей 3-4 лет

Всем известно, что взаимодействие педагогов с родителями очень сложный процесс, он требует специальной подготовки воспитателей. В первую очередь необходима убеждённость педагогов в том, что взаимодейс...

Организация взаимодействия педагогов с родителями

    Как показывает практика общения с родителями, любой разговор лучше начинать и заканчивать в позитивном, дружественном тоне.При обсуждении любой темы первое, что должны увидеть род...

Статья на тему: "Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе"

Статья адресована воспитателям логопедических групп. В статье представлен опыт организации взаимосвязи педагогов и родителей, способствующий наиболее эффективному способу коррекции недостатков речевог...

ПРИЕМЫ ФАСИЛИТАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

С введением ФГОС ДО значительно изменились подходы к организации взаимодействия педагоговс родителями. Если раньше педагоги дошкольного образования видели свою миссию в том, чтобы учить, контроли...