Деятельность логопеда в детском саду
консультация
Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_delaet_logoped.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Что делают логопеды?
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной моторики, развитие связной речи и, наконец, коррекция произношения. В ходе работы попутно решается ряд дополнительных задач: развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление), формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки), формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки), профилактика нарушений письма и чтения.
Когда и зачем нужны логопедические занятия?
Логопедические занятия необходимо начинать в дошкольном возрасте, когда коррекционная работа дает наилучшие результаты, ведь в 3-7 лет ребенок наиболее восприимчив к педагогическому воздействию, это сензитивный (т.е. наиболее благоприятный, соответствующий законам нормального развития ребенка) период для овладения родным языком. Поэтому целесообразно обращаться к логопеду за консультацией и помощью именно в это время, чтобы он имел возможность плодотворно поработать и отправить ребенка в 1 класс с необходимыми речевыми навыками. В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сейчас. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно попробовать походить на занятия к логопеду с дошкольником, чем потом иметь проблемы со школьником. Есть еще более сложные нарушения речи, и легко представить себе на основании приведенных примеров, что ожидает таких детей, если отложить начало коррекционной работы до поступления в школу, не говоря уже о полном игнорировании проблем развития своего ребенка.
Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.
Как проходят логопедические занятия?
Существует два вида занятий: фронтальные (с группой детей) и индивидуальные. Оптимальное количество детей на фронтальном занятии — 6-8 человек, дети одного возраста и с одинаковым типом нарушения, поскольку логопедическая работа строится с учетом дефекта и возраста ребенка. Мы различаем три основных вида нарушений речи у дошкольников: нарушение произношения отдельных звуков, или дислалия, — легкий вид, ФФН — фонетико-фонематические нарушения (нарушены произношение и речевой слух), ОНР — общее недоразвитие речи (нарушена вся речевая система: произношение, фонематический слух, слоговая структура, грамматика, связная речь). Общее недоразвитие речи имеет четыре уровня — от молчания и речи на уровне годовалого ребенка до проявления элементов ОНР (нарушения фонематического слуха и слоговой структуры речи). Для детей с дислалией достаточно 1-2 раз в неделю индивидуальных занятий с логопедом по развитию артикуляционной моторики, постановке и автоматизации звуков, выполнению домашних заданий. Занятия могут продолжаться от 3 до 9 месяцев.
Детям с ФФН можно посещать индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю или сочетать фронтальные занятия с индивидуальными. В таком случае на индивидуальных занятиях логопед будет paзвивать артикуляционную моторику, ставить звуки и автоматизировать их, а на фронтальных — заниматься профилактикой дисграфии и дислексии, т.е. развивать фонематический слух, пространственную ориентировку и мелкую моторику, учить звуковому анализу и синтезу, закреплять правильное произношение отработанных на индивидуальных занятиях звуков и попутно расширять словарный запас, развивать внимание, мышление и память, учить правильно и красиво высказываться. Занятия могут продолжаться 6-9 месяцев.
Детям с ОНР только индивидуальных занятий мало, эффективнее сочетание фронтальных и индивидуальных занятий 3-4 раза в неделю. Как и в предыдущих случаях, на индивидуальных занятиях работа идет, в основном, по исправлению звукопроизношения, а также отрабатываются позиции, которые в индивидуальном порядке не удаются ребенку на фронтальных занятиях. Основными задачами фронтальных занятий являются, во-первых, накопление словаря и развитие лексико-грамматической структуры речи; во-вторых, развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова; в-третьих, профилактика дисграфии и дислексии и, в-четвертых, развитие связной речи. Попутно логопед развивает эмоционально-волевую сферу, все психические процессы. Продолжительность занятий 1-2 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О работе логопеда в детском саду.
Разделы данной работы:1. О работе логопеда в детском саду. 2. Советы родителям. 3. В помощь родителям. 4. «ШКАТУЛКА» ЛОГОПЕДА....
Организация работы учителя-логопеда в детском саду,не имеющем в своей структуре специализированных групп
Цель: исправление дефектов речи детейЗадачи:Осуществление диагностики речевого развитияОказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям дош...
Опыт работы учителя-логопеда МДОУ детского сада №12 «Колокольчик» г. Егорьевска Московской области Раткиной Светланы Геннадьевны по теме: «Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста в условиях детского сада».
Логопедическая группа для заикающихся детей существует в нашем городе с 1994 г.. Все эти годы в этой группе логопедом работаю я, Раткина Светлана Геннадьевна. С 1999 года имею высшую квалификационную ...
Логопед в детском саду (логопед, воспитатель, родитель)
В статье говорится о таком важном факторе в коррекции речи ребёнка, как тендем между логопедом, воспитателем и родителем. Ведь только такая модель взаимодействия успешна и эффективно оправдыват себя....
Конспект родительского собрания логопеда в детском саду по теме: "Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда".".
Результаты работы логопеда зависят от степени участия в ней родителей. Взаимосвязь работы логопеда и родителей осуществляются в форме индивидуальных консультаций, тренингов, наглядной информации, откр...
Циклограмма деятельности учителя-логопеда в детском саду комбинированного вида
Представленный график-циклограмма является обязательным документом в папке "Документация" для учителя-логопеда. Циклограмма деятельности также является одним из приложений к "Рабочей пр...
График работы и циклограмма деятельности учителя - логопеда МБДОУ детского сада № 7 «Жемчужинка» Бурдейной Е.В. на 2018-2019 учебный год.
График работы и циклограмма деятельности учителя - логопедаМБДОУ детского сада № 7 «Жемчужинка» Бурдейной Е.В. на 2018-2019 учебный год....