"Субъект-субъективное взаимодействие участников образовательного процесса ДОО"
методическая разработка (старшая группа)

Иваненкова Анна Владимировна

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью. Именно поэтому на сегодняшний день, одним из главных условий успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения является возможность взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса. Поэтому, соответственно и ведущими идеями образования сегодня становится идея взаимодействия всех субъектов педагогического процесса. А значит принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Организация взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду осуществляется непосредственно через партнерство участников образовательного процесса. Такое партнерство выступает основным компонентом образовательной среды. Не нужно забывать о том, что гармоничное развитие ребенка происходит при условии двух значимых составляющих его жизни. Первое – это полноценная семья, второе – детский сад.

Семья обеспечивает личностные взаимоотношения, формирует чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семье необходима поддержка, такую поддержку призван оказывать ей детский сад. Родители должны быть уверены, что их дети находятся в комфортных условиях, нормально питаются, с ним занимаются педагоги.

Субъекты взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации: воспитанник, родитель (законный представитель), педагог.

В настоящее время организация взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду направлена, прежде всего, на оказание ребенку содействия и поддержки в его открытиях, развитии и понимании мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_vzaimodeystvie_uchastnikov_op.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №52 «Аленький цветочек»

Доклад

"Субъект-субъективное взаимодействие участников образовательного процесса ДОО"

Выполнила:

 Иваненкова А.В.

2023г.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью. Именно поэтому на сегодняшний день, одним из главных условий успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения является возможность взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса. Поэтому, соответственно и ведущими идеями образования сегодня становится идея взаимодействия всех субъектов педагогического процесса. А значит принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Организация взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду осуществляется непосредственно через партнерство участников образовательного процесса. Такое партнерство выступает основным компонентом образовательной среды. Не нужно забывать о том, что гармоничное развитие ребенка происходит при условии двух значимых составляющих его жизни. Первое – это полноценная семья, второе – детский сад.

Семья обеспечивает личностные взаимоотношения, формирует чувства защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семье необходима поддержка, такую поддержку призван оказывать ей детский сад. Родители должны быть уверены, что их дети находятся в комфортных условиях, нормально питаются, с ним занимаются педагоги.

Субъекты взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольной образовательной организации: воспитанник, родитель (законный представитель), педагог.

В настоящее время организация взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду направлена, прежде всего, на оказание ребенку содействия и поддержки в его открытиях, развитии и понимании мира.

В основе взаимодействия субъектов педагогического процесса лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов детей. Они характеризуются: пространственным и временным соприсутствием; единством цели; организацией и управлением деятельностью; разделением функций, действий, и наличием позитивных межличностных отношений.

Основными функциями взаимодействия субъектов педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная и развивающая.

Образовательная функция связана с формированием знаний, умений и навыков. Она направлена на приобретение опыта репродуктивной и продуктивной творческой деятельности. При этом акцент делается на знания и умения, которые необходимые каждому человеку.

Воспитательная функция отражает в себе формирование нравственных, этических и эстетических представлений личности. В эти представления входят мировоззрение, ценности, нормы и правила поведения, а так же и качества самой личности.

Развивающая функция обозначает то, что в процессе взаимодействия происходит развитие. Это развитие выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, формировании у него новых качеств и умений. Из психологии известно, что развитие личности происходит в процессе его деятельности.

А так же в педагогике различают шесть следующих функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:

  • конструктивная функция, представляет собой педагогическое взаимодействие преподавателя и воспитанника, в процессе которого происходит передача знаний;
  • организационная функция, выступает как организация коллективной деятельности воспитателя  и воспитанника, взаимной личностной информированности и совместной ответственности за успехи в педагогическом процессе;
  • коммуникативно-стимулирующая функция, представляет собой соединение всевозможных и разнообразных форм педагогического процесса (индивидуальных, групповых и фронтальных)
  • информационно-обучающая функция. С помощью этой функции, обучения и полученной информации, воспитанник сориентирован в событиях общественной жизни;
  • эмоционально-корректирующая функция, представляет собой осуществление в процессе обучения принципов «открытых перспектив» и «победного» обучения. Эта функция определяет наличие доверительных взаимоотношений между воспитателем и воспитанником;

Во взаимодействии субъектов педагогического процесса в детском саду принято различать отношения        воспитателей        и        воспитанников, их        можно        назвать педагогическими; отношения с взрослыми, сверстниками, более старшими и младшими детьми, то есть взаимными; отношения воспитанников с предметами материальной культуры, то есть предметные; отношения к самому себе с самоконтролем

Педагогическое взаимодействие – это, прежде всего, личностный контакт воспитателя с воспитанниками, родителями воспитанников (законными представителями).

К индивидуальным формам организации взаимодействия субъектов педагогического процесса в детском саду относят: педагогические поручения, консультации, посещение семьи.

Выделяют следующие уровни участия в образовательной деятельности, опирающиеся на индивидуальную работу с семьей: оказание разовой помощи, использование способностей родителей при проведении мероприятий время от времени; регулярное привлечение помощи родителей в педагогическом процессе; помощь в определении основных направлений работы социума (группы); участие в обсуждении широких вопросов, решение которых благотворно отразится на работе детского сада и социума.

Особое место занимают нетрадиционные формы. Такие формы направлены на установление неформальных контактов, привлечение их внимания к проблемам детского сада, вопросам воспитания и обучения. Нетрадиционными познавательными формами, являются деловые игры, семинары, практикумы. Эти формы способствуют расширению психолого-педагогических знаний, повышению родительского авторитета.

Таким образом, считается  что высокому уровню организации взаимодействия субъектов педагогического процесса (родитель-педагог-ребенок) в ДОО способствуют: пребывание их  в одном смысловом пространстве; совместное погружение в проблемное поле, включение в единое творческое пространство для решения задачи; переживание созвучных чувств, способствующих принятию и осуществлению решения задач; согласованность в выборе форм, методов и технологии для реализации решения задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия участников образовательного процесса по «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещается модель взаимодействия участников образовательного процесса, которая обеспечивает образовательный процесс с опорой на ведущий вид деятельности детей - игру. Развивает познават...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ

Основная цель- Технологии "Школьные горизонты"- повышение качества образования и создание благоприятных условий для сохранения физического, психического, психологического здоровья детей, их полноценно...

Презентация по теме "Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как инструмент взаимодействия участников образовательного процесса"

Руководитель проекта:Заведующий Сердукова Любовь АнастасьевнаАвторский коллектив:Старший воспитатель Черкашина Ирина АлександровнаУчитель-логопед Казова Наталья АнатольевнаУчитель-логопед Онегов...

Технология взаимодействия участников образовательного процесса при организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООПДО в группах общеразвивающей направленности

Данная Технология  рассматривает аспекты  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) с позиций...

Взаимодействие участников образовательного процесса МДОУ «Детский сад № 209» г. Ярославля в условиях инклюзивного образовательного пространства

В современном образовании Российской Федерации одним из основных направлений является инклюзия. Во многих образовательных учреждениях были созданы группы и классы, которые совместно посещали дети с ОВ...

Взаимодействие участников образовательного процесса (образовательных отношений) в ходе проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОО

Методические  рекомендации - взаимодействие участников образовательного процесса в ходе проектирования развивающей ппс ДОО....

Актуальный педагогический опыт «Обогащение двигательного опыта дошкольников в процессе интерактивного педагогического взаимодействия участников образовательного процесса».

Ведущая    педагогическая     идея     опыта заключается в создании необходимых педагогических условий для обогащения двигательного опыта дошколь...