«Развитие творческих способностей дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Григорьева Екатерина Вячеславовна

В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирования личности. Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.

Эти интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании и новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_sayt.docx462.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

C:\Users\пользователь\Desktop\detskiye-muzykalnyye-instrumenty-03(2).jpg «Развитие творческих способностей дошкольников».

 «Игра – путь детей к познанию мира,

 в котором они живут

 и который призваны изменить»  

 М.Горький  

В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема формирования личности. Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.

Эти интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.

На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности.

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании и новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

C:\Users\пользователь\Desktop\ae8b4f8457ae177f03b51fd062867f22.jpg.jpg

Художественно – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов,

 Д.Б. Эльконин и др., основой художественно – творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.

Такой ребенок может стать одаренным в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально – эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует художественно-эстетическое воспитание, частью которого является развитие детей в театрализованной деятельности. В психолого – педагогических исследованиях отмечается, что именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно – творческих способностей детей.

Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей.

C:\Users\пользователь\Desktop\concerts (1).jpg

Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

Именно в годы дошкольного детства у ребёнка происходит становление основных личностных механизмов образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Именно поэтому период дошкольного детства – период фактического складывания психологических

механизмов личности – так важен. Наиболее эффективное и действенное средство воспитания и развития детей – это музыка.

Д. Шостакович сказал: « Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый  мир великих чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Музыка приблизит вас к идеалу совершенного человека.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в МДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует цели современного образования.

Актерское мастерство – это искусство  перевоплощения, маленькие дети это делают с большим удовольствие, порой, не замечая значимости его для себя.
Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей. У одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Задачи, направленные на развитие детей:

  1. Развивать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через театрализованную деятельность, упражнения актерского тренинга и игры, развивающие творческие способности старших дошкольников.
  2. Совершенствовать речь детей: звуковой культуры, грамматического строя, монологической и диалогической формы, выразительности.
  3. Воспитывать и развивать внутреннюю (волю, внимание, память, мышление, воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувство ритма и темпа, чувство пространства и времени, веру в предлагаемые обстоятельства) технику актера в каждом ребенке.
  4. Способствовать освоению основ исполнительской, зрительской и общей культуры.

         Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога самостоятельной деятельностью детей.

        В нашем дошкольном учреждении музыкальный зал оборудован современными техническими  средствами обучения: электропианино, синтезатор, проектор и интерактивный экран. Для детей оборудована гримёрка  и костюмерная. Постоянно пополняется коллекция костюмов, как для маленьких артистов, так и для взрослых. Для занятий с детьми приобретены разнообразные музыкальные инструменты и яркие, красочные дидактические пособия, атрибуты, ростовые куклы, куклы би-ба-бо, мягкие игрушки.

Зал оформляется к праздникам и развлечениям на высоком эстетическом уровне при участии специалиста ИЗО.

Для реализации задач развития творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в системе музыкального воспитания  МДОУ созданы педагогические условия:

  • применение принципов развития творческих способностей старших дошкольников: гуманного взаимодействия, сотворчества, обучения в действии, импровизационности;

- организация творчески ориентированной среды, которая включает речевые игры, ритмодекламацию, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы;

  • планирование и организация работы музыкального руководителя (в учебной и совместной с детьми деятельности) по развитию творческих способностей в системе музыкального воспитания ДОУ.

C:\Users\пользователь\Desktop\detsad-88127-1423066419.jpg

Интерес к «творческой, игровой педагогике многообразия» (Б.Хазельбах), возникшей в России в последние годы, свидетельствует об изменении философии и ценностей образования.   В  дошкольном возрасте начинается «выращивание будущего», поскольку этот возраст является сензитивным периодом, когда ребёнок наиболее активно осваивает всё окружающее.

Репертуар для самостоятельного прослушивания. 

Репертуар обновляется примерно раз в месяц.

                               F:\скачанные файлы.jpg 

1.      м/ф «Кот Леопольд»:   «Песня Мышей» (В. Шаинский — М. Пляцковский)

  1. «Неприятность эту мы переживем (В. Шаинский — М. Пляцковский)

3.      «Дорожная Леопольда» (В. Шаинский — М. Пляцковский)

4.      «Если добрый ты» (В. Шаинский — М. Пляцковский)

5.      м/ф «Крокодил Гена»  «Песня Шапокляк» (В. Шаинский — Э. Успенский)

6.      «Чебурашка» (В. Шаинский — Э.Успенский)

7.      «Песня крокодила Гены» (В. Шаинский — А. Тимофеевский)

8.      «Голубой вагон» (В. Шаинский — А. Тимофеевский)

9.      «Бременские музыканты»: «Песня атаманши» (Г. Гладков — Ю. Энтин)

10.  «Песня охраны» (Г. Гладков — Ю. Энтин)

11.  «Песня друзей» (Г. Гладков — Ю. Энтин)

12.  х/ф «Мэри Поппинс, до свидания!»: «33 коровы» (М. Дунаевский — Н. Олев)

13.  «Брадобрей» (М.Дунаевский — Н. Олев)

14.  «Ветер перемен» (М. Дунаевский — Н. Олев)

15.  «Полгода плохая погода» (М. Дунаевский — Н. Олев)

16.  х/ф «Приключения Буратино»: «Песня черепахи Тортилы» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин)

17.  «Песня Кота и Лисы» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин)

18.  «Бу-ра-ти-но!» (А. Рыбников — Б. Окуджава, Ю. Энтин)

Песни о животных:

«Песня волка» (А. Рыбников — Ю. Михайлов)

«Песенка про кузнечика» (В. Шаинский — Н. Носов)

«Лесной олень» (Е. Крылатов — Ю. Энтин)

«Песня лисы» (И. Якушенко — М. Айзенберг)

«Диалог волка и козлят» (А. Рыбников — Ю. Энтин)

Песни о временах года:

Зима — «Три белых коня» (Е. Крылатов — Л. Дербенев)

Весна — «Крылатые качели» (Е. Крылатов — Ю. Энтин)

Лето — «Песенка о лете» (Е. Крылатов — Ю. Энтин)

Осень — «Чему учат в школе» (В. Шаинский — М. Пляцковский)

Сюжетно-ролевая игра «Больница»:

 «На прививку, третий класс!» (И. Матвеев — С. Михалков)

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»:

 «На дачу» (С. Никитин — Ю. Мориц)

Песни С. Никитина способствуют развитию творчества у детей.

·         «Ваня-Пастушок», «Слониха, слоненок и слон», «Резиновый ежик», «Пони», «Сон-кино» (стихи Ю. Мориц);

·         «Иван Иваныч Самовар», «Очень вкусный пирог», «Врун», «Бульдог и таксик» (стихи Д. Хармса);

·         «Мохнатая азбука», «Жираф», «Шавка», «Лев» (стихи Б. Заходера);

·         «Шел трамвай десятый номер», «Дятлы», «Снег», «Под Новый год» (стихи С. Михалкова).

Записи концертов, а так же звукозаписи:

Группа «Непоседы»

Группа «Барбарики»

Шоу- группа «Улыбка» А.Варламов

Музыка для малышей: «Мама и малыш»

                                        «Beatlеs» для малышей

                                         Классика для малышей и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»

ü    Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü    Развитие детского творчества;ü    Приобщение к изобр...