Серия мастер-классов «Поиграй со мною, мама» для родителей детей раннего возраста (Консультационный пункт «Карапуз»)
методическая разработка (младшая группа)

Демидова Галина Владимировна
Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание о роли развития мелкой моторики у детей раннего  возраста. Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
 Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы. 
Задачи:
• актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников.
• сформировать у родителей (законных представителей)  представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.  
• Познакомить с разновидностями  дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_seminar.docx34.37 КБ
Файл 2_seminar.docx37.2 КБ
Файл seminar_razvitie_rechi_aprel.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Поиграй со мною, мама»

Дата  проведения: .23.09. 2019 год

Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание о роли развития мелкой моторики у детей раннего  возраста. Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.
 Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы.

Задачи:
• актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников.
• сформировать у родителей (законных представителей)  представления о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.  
• Познакомить с разновидностями  дидактического материала для развития мелкой моторики и методической литературы по теме.

Рассматриваемые вопросы.

1.Формирование восприятия у детей 3 года жизни.

2.Тренируем пальчики – развиваем речь. Презентация « Игры бизиборды»

3.Практическое занятие: «Мама и малыш»

Рекомендации:

Использовать методические рекомендации педагогов в работе с детьми  дома

 Используемая литература:

интернет ресурсы

Ответственные: Демидова Г.В. учитель – логопед, Н.Ю. Рубанец педагог - психолог

Присутствовали: родители группы «Бабочка»- 6 человек и дети – 6 человек.

Ход семинара

Добрый вечер, Уважаемые родители!

       Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар. Семье принадлежит ведущая роль в развитие ребенка, поэтому мы хотим привлечь вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня мы поговорим о формировании восприятия у детей 3 года жизни и развитии мелкой моторики детей раннего возраста.

Ранний возраст от 1 года до 3 лет

         Ранний возраст – это период активного исследования ребенком окружающего мира. Малыш уже ходит вполне уверенно, изучает пространство, ему трудно оставаться на месте - каждый предмет словно притягивает его.

Общение с взрослым становится очень насыщенным. Помимо развития речи малыш осваивает знания и образцы действий с предметами. Взрослый выступает как носитель общечеловеческих способов использования предметов. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.

 

«Ум ребенка находится на конце его пальчиков» Сухомлинский.

    Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

     Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

      Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу,- с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

    Что же делать? Как помочь ребенку?   С полутора лет ребенка надо учить застегивать пуговицы, манипулировать со шнурками. И лучше всего начинать тренировать эти навыки на специально приготовленных кусочках ткани, например, с пришитыми пуговицами разных размеров и соответствующими по размерам петлями. Так же надо начинать и шнуровку, используя подручный материал или с помощью приобретенных в специализированных магазинах пособий. В этом же возрасте пора брать в руки карандаш и использовать его по назначению. В два годика подарите ребенку конструктор «Лего», хорошо, если он станет другом вашего малыша на долгие годы.

    С 2,5 лет познакомьте малыша с мозаикой - это чудесное изобретение будет сопровождать его на протяжении всего дошкольного возраста. В 3 годика пора «подружиться» с ножницами и пластилином и способами работы с ними. И именно в этом возрасте малыш должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К 4,5 годам ребёнок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами. Хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. Каждый пaльчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. А помочь сформировать эти умения и навыки, развить ловкость детских ручек, а значит, и интеллектуальные способности ребенка призваны ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. 

Пальчиковые игры для детей 1-3 лет

«Моя семья»

  Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Ну, а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

  В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).

«Мастера»:

-Сбил, сколотил.

(Стучат кулачками одной руки по кулачку другой)

Вот колесо.

(Показываем круг обеими руками)

Сел да поехал:

(Крутим воображаемым рулем)

«Ах, хорошо!»

(Покачиваем головой)

Оглянулся назад

(Оглядываемся)

Одни спицы лежат.

(Показываем растопыренные пальчики обеих рук)


Кинезиологические упражнения

Кинезиологоия—наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Занятия, направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизуют работу головного мозга.

«Пальчики здороваются» Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

Привет , привет
1/2 1/3 1/4 1/5
Пока, пока
1/5 1/4 1/3 1/2

 «Человечек»

 Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. 

 «Слоненок» 

Средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный — ноги. Слоненок «идет» по столу. 

«Паучок» 

Указательный палец левой руки смыкается с большим правой, указательный палец правой — с большим левой. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большими поочередно проделывают остальные пальцы. 

«Моторчик» 

Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся друг вокруг друга, все быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И сжимаем в кулачок.
 

«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
 

 Пальчиковая игра для детей 2-3 года

     Немного о пальчиковых играх. Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения — и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Просто прикасаетесь к пальчику и говорите: Здравствуй, пальчик, выходи, На Таню (называете имя своего ребенка) погляди. Вот твоя ладошка — наклоняйся, крошка. (Касаетесь пальчиком ладошки). Bот твоя ладошка — поднимайся, крошка. (Выпрямляете пальчик.) Затем берете следующий пальчик и повторяете то же самое. И так со всеми десятью. Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр и улучшается развитие речи. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость:

 Простые правила игры: Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик — они самые ленивые). Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление. 

Пальчиковые игры в быту

       • Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);

      • Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;

     • Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки;

  • Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр. Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Игра «Пересыпь крупу»

Цели. Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую. Материалы. Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.).

        Игра «Спрячь в ладошке»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).


Ход игры

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

Игра «Ворона - воровка»

Цели. Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Материалы. Фольга, небольшие игрушки (по количеству детей), игрушечная сорока или картинка с ее изображением.

Ход игры

Покажите детям сороку, предложите внимательно рассмотреть ее, расскажите о ее повадках: «Ворона любит все блестящее. Давайте сделаем для нее подарки!»

Раздайте малышам игрушки и предложите упаковать их в фольгу. Покажите детям, как это делается. Обратите их внимание на то, что фольгу нужно плотно прижимать к предмету, тогда она примет его форму.

Игра «Заборчик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Материалы. Счетные палочки (плоские), листы картона с изображениями домиков (по количеству детей).

Ход игры

Покажите малышам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. В нем живет маленький мальчик. Страшно мальчику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и мальчик не будет бояться диких зверей!»

Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения дома) можно выложить забор из палочек. Затем предложите малышам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.

«Волшебные баночки».

            Во флаконы помещаем фасолины, горошины, пуговицы и предлагаем ребёнку сначала пошуметь, а потом и открыть баночку, чтобы удовлетворить интерес. «Кормление». Ненужной игрушке из пластика прорезаем рот и даём малышу покормить её горошинками, бусинками или фасолинами. Это поможет натренировать моторику и глазомер.

«Секретик»

     Ребёнок в 1 год любит отыскивать спрятанные предметы. В тазик с манкой или другой крупой можно «закопать» раковину, мелкую игрушку, шишку. Естественно, занятие проходит под родительским контролем.

Игры с пуговицами

 Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с пробками от бутылок

«Крышки»:

Пальчики обули, (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе, вставляем указательные пальцы рук)

Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)

И пошли по переулку

На весёлую прогулку. (пальчики шагают)

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры с прищепками

 1.Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

           Все перечисленные развивающие игры широко применяются в играх с детьми. Как же добиться того, чтобы интерес к этим играм не угасал? 
Все эти игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребёнка процессу шнурования, пристёгивания и т.п. если ребёнок не проявил интереса к игрушке, значит не пришло время, предложите чуть позже.

Правила проведения пальчиковых игр

 • Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

• Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично, особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

 • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

 • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре;

 • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

 • Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Но есть одно правило: ВСЕ ИГРЫ С МЕЛКИМИ  ПРЕДМЕТАМИ  ДОЛЖНЫ ПРОИГРЫВАТЬСЯ  ПОД ПРИСМОТРОМ  СО ВЗРОСЛОГО.

        

Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.  Кроме того, у  нас на ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать функционирование внутренних органов. С этой целью мы применяем су-джок массажёры.

Су-джок

***

 «Черепаха»

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

КОЛЕЧКИ

«Семья»

Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

«Ёжик»

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.



Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для  родителей

«Фонематический слух-основа речи»

Дата  проведения: .24.03. 2023 год

Цель: Сложить у участника целостное, развёрнутое, системное знание об этапах формирования фонематического слуха у детей раннего  возраста. Повысить педагогическую  грамотность родителей (законных представителей) в вопросах  развития фонематического  слуха у малышей. Заинтересовать родителей (законных представителей)  актуальностью данной темы.

Задачи:
• актуализировать знания  родителей (законных представителей) об этапах формирования фонематического слуха у детей раннего  возраста. 
• сформировать у родителей (законных представителей)  представления о роли  просодики в речевом развитии.  
• познакомить с разновидностями  дидактического материала развития фонематического  слуха у малышей и методической литературы по теме.

Рассматриваемые вопросы.

1.Развитие слухового  восприятия у детей 3 года жизни.

2. Презентация «Фонематический слух-основа речи»

3.Практическое занятие: «Мама и малыш»

Рекомендации: Использовать методические рекомендации , представленные в памятке в работе с детьми  дома

 Используемая литература:

* Кириллова Е.В.  Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста Издательство ТЦ  Сфера   2010 г.

*Богуславская З. М., Смирнова Е. О.Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Издательство М.  Просвещение  1991 г.

*Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста.

 Издательство  РГПУ им. А. И. Герцена  2008 г.

  *ВинарскаяЕ.Н.  Возрастная  фонетика:  учеб.пособие  М.:Астрель,-2007.

  *ЕлисееваМ.Б.  Фонетическое  и  лексическое  развитие  ребенка  раннего

возраста.–СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008

*ЛепскаяН.И.  Язык  ребенка  (онтогенез  речевой  коммуникации).-М.,1997.

   *Онтогенез  речевой  деятельности:  норма  и  патология.  Монографический

сборник /Отв.ред.Л.И.Белякова.–М., 200

Ответственные: Демидова Г.В. учитель – логопед, Н.Ю. Рубанец педагог - психолог

Присутствовали: родители группы «Бабочка» и дети.

Ход семинара

Добрый вечер, Уважаемые родители. Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар.

      Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.

          Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что "слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – биологический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц и т. д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как,  благодаря ему,  мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой -  речевой, и наоборот.

     Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать "кодом” языка. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Фонематическое восприятие — это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине. 
     Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.

    Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Возрастные нормы развития фонематического слуха.

 Период дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется периодом фонематического развития речи

    К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр

«Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги.  

2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок, речевое сопровождение.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения.

 На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на  слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. 
     Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Можно предложить ему ряд игр:

1. «Угадай,  чей голосок». Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (кошку, собаку, самолет). Ребенок угадывает

2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.

     Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Самое важное достижение третьего года жизни — возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. 

 Система игр и упражнений для развития фонематического слуха.

Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком уровне  малыш перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня. 

*
Первый уровень — узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. 

1.Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало? 

2.Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. 

3.Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... 
Потом усложните задание — ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. 

4.Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. 

5.Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

*
Второй уровень — различение звуков речи по тембру, силе и высоте

1.Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать — кто говорит. 

2.Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры — «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко. 

3.Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

*
Третий уровень — различение сходных по звучанию слов

1.Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. 

2.Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения

«Флажки». Ребенку предлагают взять в руки два флажка разных цветов, например красный и желтый. Объясните крохе, что ему нужно будет поднять желтый флажок, как только он услышит правильно произнесенное слово, и красный, если слово было произнесено неправильно. Пример: собака-кобака-лобака-табака и пр.

* Четвертый уровень — различение слогов

1.Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

2.Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог. 

* Пятый уровень — различение звуков

1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр... 
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает. 

2. Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. 

* Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза

1.Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. 

2.Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. 

3.Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком — нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.ампа,  мы.о, .ук,   ку.ак). 

С детьми раннего возраста достаточно поиграть в игры  и упражнения первых 3 уровней.

В общей системе работы по развитию фонематического восприятия у детей младшего возраста  большое место занимают игры и игровые упражнения:

Игры, которые направлены на развитие  умения различать неречевые звуки по способу звучания.

Игры на определение направления звучания.

Игры, направленные на развитие  умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

Игры, направленные на развитие  умения различать неречевые звуки по длительности

Дети любят разгадывать загадки. В возрасте до трех лет им доступны для отгадывания простые загадки, содержащие в тексте звукоподражательные слова или другую, намекающую на отгадку информацию. Если использовать для загадок небольшие стихотворения с пропуском последнего слова, это будет уже игра не только на развитие мышления, но и на формирование полноценного фонематического слуха, так как ребенку надо будет подобрать отгадку, в соответствии с рифмой стихотворения. 

Примеры загадок «Доскажи словечко»

Хитрая плутовка,                         В подполье, в каморке,

Рыжая головка,                            Живет она в норке,

Пушистый хвост-краса.              Серая малышка.

Кто это? (Лиса)                            Кто же это?  (Мышка)

  

Пышный хвостик торчит с верхушки,

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелок.

Ну, конечно, это … (Белка)

 

Он всю зиму в шубе спал,               Мчится что есть духу,

Лапу бурую сосал,                           Хвост короче уха.

А проснувшись, стал реветь.          Живо угадай-ка.

Это зверь лесной … (Медведь)       Кто же это? (Зайка)

За рекой в лесу росли,

Их на праздник принесли,

На веточках – иголки.

Что же это? (Елки)

Этот зверь живет лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы.

Он мурлыча, песнь поет.

Только мышь его боится.

Угадали? Это … (Кот)

 

    Способствуют развитию фонематического слуха, воспитанию чувства ритма и рифмы, помогают закрепить в произношении появляющиеся звуки различные потешки с повторяющимися слогами и слоговыми сочетаниями. Например:

Тˈ, Л

Тили-тили-тили-бом –

Загорелся кошкин дом!

 

Тˈ П

Тюшки-тютюшки,

На горе пичужки,

Там Ванюшка бывал,

Пичужку поймал.

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Т

Аты-быты – шли солдаты,

Аты-баты – на базар,

Аты-баты – что купили?

Аты-баты – самовар.

Для успешного развития фонематического  слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.

Чтение сказок – важный момент в развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Читайте, четко и правильно произнося слова, обязательно выразительно, эмоционально, старайтесь на них фокусировать внимание ребенка.

Подвижные игры для развития фонематического слуха

Игра «Кто первый». Цель этой игры — развитие слухового внимания и координации движений. В процессе игры в середине комнаты ставят один стул, вокруг которого будут бегать несколько малышей под музыку. Как только музыка кончится, один из малышей должен будет успеть занять стул.

Игра «Божья коровка». Так же как и предыдущая, игра стимулирует развитие речи, координации, слухового внимания. В ходе игры также устанавливают стулья – меньше, чем количество детей – после чего зачитывают стихотворение, заранее предупреждая малышей, на какой фразе нужно занять стул. Кто не успеет этого сделать, тот проиграет.

Пальчиковая гимнастика для развития фонематического слуха

Как ни странно, пальчиковая гимнастика также может ускорить развитие фонематического слуха у детей в возрасте 2-3 лет. И если для детей в возрасте 2 лет такая гимнастика невозможна без участия взрослых, то малыши 3 лет вполне смогут справиться с заданиями самостоятельно по образцу.

 Применение игр и упражнений позволяет:

Во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только педагог, ребенок же не подозревает об этом, - он играет.

Во-вторых, помогает, наряду с формированием и развитием фонематического слуха, организовать деятельность ребенка, обогащая его новыми сведениями, активизируя мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулируя речь. В результате чего у детей появляется интерес и воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игры и упражнения можно применять в различных вариантах, обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по развитию речи разно уровневого характера.

Таким образом, посредством применения игр и игровых упражнений  можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми младшего возраста по развитию фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха с раннего возраста очень важно для малыша, который в будущем должен будет постичь звуковую сторону языка, научиться правильному фонематическому восприятию.



Предварительный просмотр:

Мастер - класс

(для родителей детей раннего возраста)

«Речевое развитие детей раннего возраста»

1. Общая характеристика раннего возраст от 1 года до 3 лет.                                               2. Особенности развития речи детей раннего возраста.

3.Задачи развития речи детей 2 года жизни.

4. Развивающие игры для развития речи детей раннего возраста.

Цели: познакомить родителей с особенностями речи детей раннего возраста.

 Дать представления о способах активизации речи; снять тревожность, связанную с речевым развитием малышей.

 Ознакомить родителей с развивающими играми для развития речи детей раннего возраста.

Задачи: убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.

Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.

Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста.

Рассказать о значении игры и развитии ребенка.

Предоставить информацию об игровых формах развития речи.

Материал:

Ход семинара

Добрый вечер, Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар. Семье принадлежит ведущая роль в развитие ребенка, поэтому мы привлекли вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка. Сегодня мы поговорим о развитии речи детей раннего возраста.

Ранний возраст от 1 года до 3 лет

Ранний возраст – это период активного исследования ребенком окружающего мира. Малыш уже ходит вполне уверенно, изучает пространство, ему трудно оставаться на месте - каждый предмет словно притягивает его.

Общение с взрослым становится очень насыщенным. Помимо развития речи малыш осваивает знания и образцы действий с предметами. Взрослый выступает как носитель общечеловеческих способов использования предметов. Развитие речи становится центральным моментом в этот период. Сначала речь ребенка ограничивается называнием предметов, которые непосредственно его окружают, и лишь со временем речь становится средством мышления, воображения, овладения собственным поведением.

1. Понятие речи, этапы её становления и показатели развития речи детей раннего возраста.
В методике обучения родному языку приняты 2 основные формы работы над речью детей: обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни.

Что же такое речь? 
Речь — 1) форма общения, опосредствованная языком; 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. (Леонтьев А.А., Шаповал С.А. Словарь общей психологии)
Ещё в процессе нашей работы мы используем такие понятия, как:
Понимаемая речь – то, что ребёнок понимает, хотя сам возможно не может произнести.
Активная речь – речь, которую непосредственно произносит малыш. 
Развитие речи — это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три основных этапа:


1. Первый этап — довербальный (доречевой). Охватывает первый год жизни ребенка. Хотя речь начинает развиваться ещё до рождения: ведь дети рождаются со способностью отдавать предпочтение голосу одного, определённого взрослого. Задолго до того, как ребёнок начинает говорить, он может общаться посредством мимики, жестов, звука, плача, затем у ребёнка появляется гуление, лепет, чуть позже модулируемый лепет (ребёнок овладевает речевым подражанием: повторяет за взрослым слоги с разнообразными интонациями – ко-ко, ав-ав). Довербальный этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний взрослого, т.е. возникновением у детей пассивной речи.


2. Второй этап — период активной речи. Он характеризуется удивительно быстрыми темпами увеличения словарного запаса. Если в 2 года – 200слов, то к 3-м годам словарный запас может составить 1000-1500 слов. Психолог Свирская выделяет несколько особенностей развития речи детей на этом этапе – это, так называемая автономная речь. Как узнать её? Ребёнок использует аморфные слова-корни. Корень «ку» обозначает – кушать и курица, корень «де» - может одновременно обозначать и дерево, и девочку, и делать, а корень «па» - упал, папа, лопатка, палка. Характерны однословные сочетания (с помощью одного слова ребёнок выражает смысл целого предложения. «Пить» - я хочу пить. «Собака» - по улице бежит собака. «Папа» - Папа пришёл с работы и т. п.) и «телеграфная речь». Дети начинают употреблять двусловные предложения. «Телеграфный» стиль предполагает в основном использование существительных и глаголов, и лишь иногда других частей речи (Мама иди, дай лялю!, Киска спит, и пр.) «Телеграфная» речь способствует освоению грамматики языка. Заканчивается этот период развитием связной речи, когда ребёнок использует полные и распространённые предложения, включающие почти все части речи. Малыш овладевает многими падежными окончаниями. Постепенно в речь ребёнка входит множественное число, прошедшее и будущее время. Речь становится сложной и грамотной.
3. На третьем этапе речь совершенствуется как средство общения

Задачи развития речи детей 2 года жизни

К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки — [м], [п], [б], [к], [г], [т], [д], [н], [в], [ф], [х],

Многие из согласных звуков часто произносятся им смягченно {дяй вместо дай). Нередко вместо общепринятых слов употребляются звукоподражания: корову ребенок называет му, собаку — ав-ав, кошку — мяу, машину — би-би, часы — тик-так. Звукоподражательные слова произносить малышу легче, чем полные. Вместо целого слова он может произносить также ударный или первый слог: кукла — ку, собака — ба, коробка — ко.

В формировании правильного звукопроизношения вам поможет артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика,  обязательное введение твёрдой пищи.


Задачи развития речи детей в возрасте 1 года — 1 года 6 месяцев:

1. Развитие понимания речи взрослого.

 Учить понимать: 
- слова, обозначающие людей, 
- своё имя, имена близких людей, 
- слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и животных, 
- бытовые процессы (умывать, одеваться, есть, пить, спать, идти, гулять),
- игровые действия (покатай, сними, закрой…),
- наиболее часто употребляемые предметы обихода (одежда, мебель, посуда),
- названия животных и растений, находящихся в ближайшем окружении, слова, обозначающие признаки предметов (большой мяч, красный флажок…),
- слова и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребёнку, даёт поручения, учит понимать их и выполнять,
- простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.


2. Формирование способности подражать звукосочетаниям и словам.
а). Побуждать детей, используя и создавая моменты сильной заинтересованности:
- к лепету и произнесению отдельных облегчённых слов (1г.-1г.3м.), 
- называть словами облегчёнными и произнесёнными правильно (би-би - машина) (1г.4м.-1г.6м.), предметы и действия.
б). Формировать умение:
- подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам,
- воспроизводить некоторые интонации удивления и радости, огорчения и неудовольствия…
в). Пополнять активный словарь словами, обозначающими близких людей, знакомые предметы и игрушки (чашка, кровать, мишка, кукла…).
г). Расширять речевое общение детей со взрослыми: побуждать их переходить от общения с помощью жестов и мимики к использованию речевых средств (слов и звукосочетаний).
д). Воспитывать умение прислушиваться к речи взрослого, отвечать на простейшие поручения.
е). Развивать как инициативную, так и ответную речь ребёнка.


Развитие активной речи.
а). Учить:
- произносить те слова, которые ребёнок понимает (названия предметов, действий с ними, их качества),
- пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пропусти …)
- правильно называть некоторые трудовые действия (подметать, мыть, гладить, чинить…),
- слова, которые обозначают окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, тётя, бабушка…)
б). Создавать ситуации, способствующие умению беседовать (диалогическая речь).
в). Учить составлять предложения из 3 и более слов.

 Совершенствование понимания речи.
а). Расширять пассивный запас слов:
- обозначающих людей (девочка, мальчик, тётя, дядя, бабушка, дедушка),
- некоторых животных и растений, их части и свойства,
- действия людей и животных,
- назначение комнат жилого помещения и способы ориентировки в них.
б). Формировать понимание выражений, передаваемых с помощью предлогов и наречий (здесь, там, чашка стоит на столе, молоко в чашке,здесь кубики, а там колечки),
в). Обращать внимание на различные качества предметов, называть их размер, цвет.
г). Учить понимать и запоминать названия и признаки предметов, явлений, событий, происходящих на расстоянии (в саду, во дворе, на улице), а не только в непосредственном окружении.

К 1 году 6 месяцам ребенок может:

• выделять и обозначать себя, других людей, различные предметы, то есть знает свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, средств передвижения, животных;

• выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза, уши, рот), а также животных (игрушек). Если и не называет, то все показывает;

• понимать слова, обозначающие действия, совершаемые в быту (ложись спать, садись, будем одеваться, пойдем гулять и т. д.), а также действия с игрушками и другими предметами (сними, надень, открой, закрой и т. д.);

• понимать элементарный сюжет (когда ему рассказывают и показывают сказку, используя игрушечных животных).

Во втором полугодии ребенок:

• совершенствуется в понимании речи. От 1 года 6 месяцев до 2 лет он уже может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.);

• знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой — маленький), цвета (красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов («Из чашки пьют чай»);

• начинает понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги». Это очень важно для регуляции поведения ребенка;

• понимает и может выполнять несложные поручения из двух-трех действий («Сядь на стульчик и посмотри книжечку»);

• может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

В этот период быстро начинает формироваться самостоятельная речь ребенка. Малыш в общении со взрослыми в основном употребляет слова, подкрепляя их жестами и мимикой. Он усиленно подражает старшим: легкие слова произносит полностью, в трудных словах — отдельные слоги (чебурашка — бубашка, стул — тул и т. п.). Как же быть родителям в таких случаях?

Что делать? Прежде всего, помнить: как ни забавна речь маленького ребенка, ей не следует подражать в общении с ним, иначе велика вероятность, что речевое развитие малыша задержится. Хотя бытуют разные мнения. Некоторые родители считают, что подстраивание под детскую речь («Ты хочешь бибику?», «Я тебе дам ко-ко») упрощает понимание речи взрослого. Но вот другой жизненный пример. Гуляя с ребенком, мама говорит: «Вот ав-ав побежала». И ребенок спокойно отвечает: «Не ав-ав, а собачка» (а ему еще и двух лет нет). Как говорится, комментарии излишни. Итак, надо не подстраиваться под детскую речь, а, напротив, чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению: «скажи», «повтори». Конечно, при этом необходим педагогический и родительский такт.

Значение игры в развитии ребенка

           Многие психологи и педагоги считают, что игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка- дошкольника.

Подбирая игры для детей, важно определить цель, правила и предполагаемый результат.

Для того, чтобы игра принесла пользу необходима творческая активность детей, целесообразное содержание правильное использование игрушек и наглядных материалов. Участвуя совместно, взрослый контролирует ее процесс, и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предполагаемые игры, зависит успех предполагаемого результата.

А сейчас мы с вами проверим, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи. У  меня есть три помощника, которые мне в этом помогут.  (Приглашаю 3 родителей).

Упражнение «Чтение сказки»

«Курочка ряба»

Инструкция для интерактивного общения. Трем участникам предлагаются книжки со знакомыми сказками. Первый участник читает отрывок, сидя к остальным членам группы спиной. Второй читает, повернувшись лицом, но не отрывая взгляда от текста. Третий эмоционально рассказывает, лишь изредка посматривая на текст. После трех разных прочтений родителям предлагается ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему? »

                    Особенности развития речи детей раннего возраста. На этапе становления речи для ребенка очень важен хороший эмоциональный контакт с окружающими его взрослыми. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства и мысли малыша. Развитие речи ребенка в этот период существенно зависит от внимания и усилий родителей. В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию – это благоприятный фактор для развития речи. К трем годам речь становится не потребностью (дай пить, мама дай куклу), а средством познания окружающего мира, обогащается её смысловое содержание. Ребенок уже хорошо понимает всё, о чем говорит с ним взрослый. Заметно увеличивается словарный запас.

Очень важно в этом возрасте развивать словарь ребенка. Вот несколько рекомендаций по накоплению и расширению словаря.

- когда гуляете с ребенком, старайтесь не только наблюдать за объектами и называть их, но и способствуйте различению предметов по их внешнему виду (это дуб, а это береза)

-старайтесь не только называть, но и обозначать составные части разных предметов (у дома есть крыша, дверь, окна)

-малыши очень любят игры, связанные с поисками спрятанной игрушки. Задача не только найти, но и сказать, что где было.

-старайтесь как можно чаще употреблять одно и то же слово в разных ситуациях.

Есть игры, которые помогают развивать речь детей. Вот некоторые из них.

Игра «Кто как кричит» +

Цель: Побуждать ребенка произносить разные звуки.

 В процессе игры с фигурками домашних животных показывать малышу, как издают звуки животные. Когда ребенок освоит звукопроизношение, животных можно спрятать в их домик и попросить ребенка показать звуком разных животных. Какого животного ребенок показал, тот и «выходит» из домика.

Тем, самым мы упражняем детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний. Способствуем развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Игра «Игры-загадки»

Цель: расширение словарного запаса детей , умение узнавать  и находить знакомые предметы.

         Самые простые игрушки ставим на стол и загадываем самую простую загадку.

Воспитатель загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки. Например: бурый, косматый, неуклюжий и т.д. ребенок должен найти картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Можно изменить условия педагог выбирает картинку, а ребенок дает характеристику изображенному на ней животному или предмету.

Игра «Покажи где?» ( игра-инструкция)+

Цель: совершенствовать понимание речи, учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги(в, на, у, за, под),  развитие внимания.

Воспитатель предлагает детям  посмотреть на игрушку, которая стоит на столе затем спрашивает: «Где игрушка (зайчик)?». Ребенок должен ответить: «На столе», воспитатель убирает игрушку в другое место например под стол и т.д.

 

Игра «Мишка»+

Цель: упражнение детей в образовании существительных именительного падежа, единственного числа. Развивать умение отвечать фразами.

К детям приходит Мишка (или другая игрушка его держит воспитатель). Мишка задает вопросы: что это? Кто это? Дети отвечают на вопросы. Ответы должны быть полными: «Это мяч.» и т.д.

Подражание бытовым шумам

Часы тикают – ТИК — ТАК

Вода капает – КАП — КАП (на каждый слог указательный палец ударяет в раскрытую ладонь другой руки)

Малыш топает – ТОП — ТОП

Молоток стучит ТУК — ТУК

Ножницы режут ЧИК — ЧИК

На качели качаемся КАЧ — КАЧ

Кушаем морковку ХРУМ – ХРУМ

Машина едет БИ — БИ

Пила пилит ВЖИК — ВЖИК

Вызывание междометий


1.Мячик упал в воду: 
- Ах! Ах! Ах! 
2.Ваза разбилась: 
- Ох! Ох! Ох! 
3. Девочка качается на качелях: 
Ух! Ух! Ух! 
4.Саша рубит дрова: 
Эх! Эх! Эх!

Для развития речи малыша, кроме потешек и прибауток, существует множество интересных развивающих игр.  Применяя их, Вы сможете пополнить его словарный запас, развивать познавательный интерес к окружающему миру, способствовать речевой самостоятельности и активности.

Речевые развивающие игры для детей:
— поручения и вопросы. Попросите малыша принести игрушку, или газету, или тапочки. После того, как он выполнит поручение, спросите: «Что ты принес?», «Куда положил?», «Что у тебя в руках?», «Где ты взял?».
— обучение названиям действий. В процессе показа способов действий с предметами и игрушками также задавайте вопросы: «Что ты делаешь?», «Что ты будешь делать?»;
— рассматривание картинок. 
Почаще рассматривайте картины, картинки, иллюстрации. Вместе описывайте их, называйте, что и кто там нарисован. Но помните – чем меньше дети, тем более крупными должны быть предметы и объекты на картине;
— экскурсия по квартире. Переходите от одного предмета в квартире (это может быть и мебель) к другому и беседуйте. Например: «Где диван? Сядем на диван. Покажи, где окно.Давай покажем зайке окно. Давай подойдем к окну»;
— экскурсия на прогулке. Метод экскурсий можно использовать и на прогулке. Там ребенок будет знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т.д.);
— принеси и назови. Набор игрушек раскладывается на столе. Попросите малыша принести ту или иную игрушку. Приучите его показывать игрушку и называть ее;
— позови. Ребенок, подражая взрослому, должен сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для него действие. (Машенька, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне»). Также можно выставить несколько игрушек, предложить позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай»;
— искусственное непонимание ребенка. Сделайте вид, что не понимаете, о чем говорит малыш. Он показывает на игрушку, предмет, просительно смотрит на Вас и Вы хорошо знаете, что ему нужно, но попробуйте дать не ту игрушку или скажите: «Я не понимаю, что тебе нужно: киску, куклу?»;
— распространение предложения. Продолжайте и дополняйте все сказанное ребенком, но не принуждайте его к повторению – вполне достаточно того, что он слышит Вас. Он скажет: «Суп». А Вы добавите: «Овощной суп, он очень вкусный. Суп кушают ложечкой». Это является подготовкой ребенка к фразовой речи.

На основе предложенного родителям можно самим придумать подобные игры и задания для детей. Самое главное — общение должно быть непосредственным и занимательным. Таким, чтобы ребенок и не заметил, что его обучают.

Развитие мелкой моторики

Развитию речи также способствует развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Подражание движениям рук, игры с пальчиками стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка, подготавливают руку к письму. Начинать лучше с простого «зайка», «коза» и т. д. Затем можно переходить к динамическим движениям: сделать колечко, посолить, порубить и т. п. Так же мелкая моторика развивается, если ребенок нажимает на резиновую игрушку, мнет тесто, пластилин, глину, сортирует мелкие предметы.

Сейчас очень популярными стали игрушки – бизиборды

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Игра «Открой замочки»

Цель: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление.

Все дети любят возиться с разными замочками и ключиками: открывают и закрывают их. Эта игра очень нравится нашим малышам. Ребенку очень интересно открыть  или закрыть замочек.

Игра «Открой дверцу»

Цели: развивает мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление.

Ребенку для начала надо справиться со шпингалетом, на который закрыта дверца, а за дверцей его ждет сюрприз.

Игра «Счеты»

Цели: Развитие мелкой моторики, изучение категории «один-много», в дальнейшем порядковый счет до трех и до десяти, причем считать можно в прямом и в обратном порядке. Определять критерии «больше»«меньше»«поровну».

 Детям всегда нравится игры со счетами — это простое пособие помогает развивать математические способности у ребенка.

Игра «Шнуровка»

Цели: действие с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики) также развитию речи ребенка. Также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика).

Им интересно возиться шнурками (развязывать, а потом попытаться завязать). Дети могут научиться завязывать шнурки.

«Выключатели-розетки»

(«Защелки-замочки», «Открой замочки», «Открой дверки»)

Цель: Вырабатывать умение действовать с различными бытовыми приспособлениями. Развитие мелкой моторики рук, ловкости пальчиков.

Игра «Подбери по цвету»

Цель:  закрепить представления о цветах, способствовать развитию памяти, сенсорики, мышления, логики и мелкой моторики.

Игра «Кто за дверкой»

Цель: Развитие речи детей.

Игра «Застегни замочек»

Цель: Вырабатывать умение застегивать замки-молнии.

Игра «Зеркало»

Цель: Развивать выразительность движений, внимания, наблюдательность.

Всем нравится смотреть в зеркало, детям очень нравится наблюдать за собой в зеркале.

Родителям предлагается поиграть в пальчиковые игры (несколько пальчиковых игр)

Пальчиковые игры для детей 1-3 лет

«Моя семья»

  Взрослый читает стихотворение, разжимая кулачок малыша по одному пальчику. После 2,5 лет малыш должен выполнять движения пальчиками самостоятельно.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Ну, а этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

На последней строчке малыш трясет раскрытыми ладошками.

  В качестве словесного сопровождения пальчиковых игр предпочтительны малые фольклорные формы (потешки, небольшие стихи, считалки).

«Мастера»:

-Сбил, сколотил.

(Стучат кулачками одной руки по кулачку другой)

Вот колесо.

(Показываем круг обеими руками)

Сел да поехал:

(Крутим воображаемым рулем)

«Ах, хорошо!»

(Покачиваем головой)

Оглянулся назад

(Оглядываемся)

Одни спицы лежат.

(Показываем растопыренные пальчики обеих рук)

Коза

У козы торчат рога,

Может забодать она.

(Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.)

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки.

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

(пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить в стороны и вперед.)

Пальчиковые игры в быту

       • Дайте газету, листы бумаги — пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»);

      • Нанижите на крепкую нитку крупные пуговицы — пусть перебирает;

  • Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр. Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время. Эти игры просты, не требуется сложных пособий и материалов для их проведения. Но они помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребенком полезными и интересными.

Игра «Пересыпь крупу»

Цели. Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

Материалы. Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные емкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.).

        Игра «Спрячь в ладошке»

Цели. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры

Раздайте малышам небольшие кусочки поролона и предложите спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел — зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе. Если предмет виден, ведущий забирает его.

Игра «Заборчик»

Цели. Развивать соотносящие, хватательные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Материалы.,макароны листы картона с изображениями домиков (по количеству детей).

Ход игры

Покажите малышам картинку с изображением домика: «В лесу стоит домик. В нем живет маленький гномик. Страшно гномику в лесу. Давайте сделаем забор вокруг дома, и он не будет бояться диких зверей!»

Покажите детям, как на листе картона (поверх изображения дома) можно выложить забор измакарон. Затем предложите малышам выложить забор самостоятельно. Малыши могут сделать как глухой забор, так и забор со щелями.

«Волшебные баночки».

            Во флаконы помещаем фасолины, горошины, пуговицы и предлагаем ребёнку сначала пошуметь, а потом и открыть баночку, чтобы удовлетворить интерес. «Кормление». Ненужной игрушке из пластика прорезаем рот и даём малышу покормить её горошинками, бусинками или фасолинами. Это поможет натренировать моторику и глазомер.

«Секретик»

     Ребёнок в 1 год любит отыскивать спрятанные предметы. В тазик с манкой или другой крупой можно «закопать» раковину, мелкую игрушку, шишку. Естественно, занятие проходит под родительским контролем.

Для развития речи необходимо учитывать особенности  возраста. Находиться с ребенком в постоянном контакте, разговаривать, общаться, поддерживать речь ребенка, хвалить за успехи, быть эмоциональными, выразительными. И мы вам рекомендуем использовать игры с детьми для развития речи в свободное время.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече!


Педагогические приёмы развития речи малышей.

Приёмы обогащения и уточнения словаря:
1. Показ с называнием (вместе с ребёнком рассмотреть предмет, сообщить название, обследовать).
2. Многократное повторение нового слова (Это помидор. Что это? – помидор. У меня в правой руке…помидор, и в левой руке тоже…помидор).
3. Объяснение происхождения слова (Лягушка-квакушка. Почему квакушка?) и назначения предмета.
4. Поручение, предлагающее ответ действием (найди, принеси, дай, сделай).
Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.
5. Использование нового слова в сочетании с разными знакомыми детям словами.
6. Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький, кошка – пушистая и т.д.)
Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей. 

Су-джок массажёры

 «Черепаха»

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

КОЛЕЧКИ

«Семья»

Этот пальчик — дедушка, (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)

Этот пальчик — папенька, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — маменька, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)

Этот пальчик — Ванечка (Танечка, Данечка и т. д.) (надеваем кольцо Су-Джок на мизинец) .

«Ёжик»

Этот ежик хочет спать,

Этот ежик — прыг в кровать,

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно уснул.

Этот хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите.


Литература:
1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. 
2. Лямина Г.М., Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-ПРЕСС, 2006. 
3. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
4. Педагогика раннего возраста: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Г.Григорьева, Г.В.Груба, Е.В.Зворыгина и др.; Под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
5. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер — класс для педагогов на тему: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Мастер — класс для педагогов. Тема: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»...

Мастер-класс для педагогов "Развивающие игры с песком для детей раннего возраста"

Мастер-класс для педагогов, работающих с детьми раннего возраста...

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста 1,5 – 3 лет»

Доказано, что сенсорное развитие напрямую отражается на умственном развитии ребенка. И этот факт не вызывает удивления. Получив полноценное сенсорное воспитание и проходя обучение в школе, ребенок буд...

Мастер-класс для педагогов по теме «Нетрадиционные методы обучения детей раннего возраста рисованию в ДОУ» Конспект занятия на тему: «Рисуем мыльными пузырями». для детей младшей группы.

ФГОС ДО базируется на основных принципах дошкольного образования: поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека; реализаци...

Мастер-класс «Игры – эксперименты с водой в период адаптации детей раннего возраста»

Материал содержит описание игр, которые благоприятно и оптимально помогают создать условия для адаптации малышей к детскому саду. Снижается высокий уровень психофизического напряжения малышей в п...