Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
консультация

Консультация для родителей, в которой освящены проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в контексте нарушений фонематического восприятия. Рассмотрены вопросы этиологии. Выделены уровни ФФНР. Предложен алгоритм решения проблемы. Представлен материал по профилактике  данного нарушения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetiko-fonematicheskoe_nedorazvitie_rechi.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Фонетико-фонематическое

недоразвитие речи

Что такое ФФНР

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Виды ФФНР

Логопеды выделяют три основных степени ФФНР:                        

  • легкая – это дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных  в произношении звуков;
  • средняя – дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
  • тяжелая – дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Характерные особенности речи детей с ФФНР

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15—20 звуков. Нарушение воспроизведения звуков у ребенка                 с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам.                                                        Наряду с этим, у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» — «пувица», «сковорода» — «кода») и звуконаполняемости слов («книга» — «нига», «мост» — «мот»).

Почему возникает ФФНР

В числе основных причин ФФНР могут быть:                                        - патологии внутриутробного развития;                                                - родовые травмы;                                                                                - генетические сбои, семейная предрасположенность;                                - травмы головного мозга при падении или ударах в младенчестве;        - вирусные заболевания (наиболее опасны в возрасте до года, а также в период сильно сниженного иммунитета);                                                        - сильные переживания и стрессы, в том числе хронические;                        - неблагополучная обстановка в семье, повышенная тревожность.

Занятия с логопедом

В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит  дошкольника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.

Какие специалисты помогают в коррекции ФФНР

В первую очередь, логопед. Он может назначить дополнительные обследования у отоларинголога и невролога, чтобы исключить проблемы со слухом и неврологические отклонения.                                                Бывают случаи, когда дополнительно необходима консультация психолога, ведь иногда трудности с произношением возникают у детей после перенесенной травмы или сильного стресса. Здесь могут помочь сами родители, вспомнить, когда начались проблемы, не было ли серьезных потрясений: потери близкого человека, устройство в новый детский сад или переезд и т.д. и т.п.

Профилактика ФФНР

Для профилактики речевых нарушений у ребенка логопеды рекомендуют:    - маме проходить все необходимые обследования во время беременности;                      - играть с ребенком в игры, направленные на развитие слухового внимания; - организовать правильное речевое окружение;                                                                      -по возможности оградить ребенка от стрессовых ситуаций;                                                  - соблюдать режим дня;                                                                                                                 - давать ребенку нагрузки по возрасту, не перегружать занятиями и кружками.        

                                                                                                

        А главное — при первых признаках нарушения речи не ждать, а обратиться к логопеду, который сможет грамотно оценить ситуацию и помочь ребенку.

                                                                                                     

                                                                                                         Подготовила:                                                                                                учитель-логопед  Белова М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи.

Мною было выбрана тема «Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельно...

Пояснительная записка к “Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи” используемой на логопедических занятиях.

   Особенности логопедической работы в условиях массового детского сада, где  использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающи...

Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта

Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...

Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладе­ние ими учебным материалом в школе. ...

«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...