Для вас, дорогие родители! Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность детей во второй младшей группе».
консультация (младшая группа)

Тогачева Надежда Прокопьевна

     Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytn-eksper_deyatelnost_vo_2_ml3_gr.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Для вас, родители!

 

«Опытно – экспериментальная деятельность детей во второй младшей группе».

Воспитатель 2 мл. группы Тогачева НП

Уважаемые родители!

Вашему вниманию представляется опытно – экспериментальная деятельность детей дома во второй младшей группе.

Детям в любом возрасте всегда все интересно, особенно, что они сами могут потрогать или самостоятельно выполнить. Наверное, поэтому они очень любят заниматься всевозможными опытами.

Некоторые опыты по срокам исполнения больше, другие практически не требуют никакой подготовки. Но при этом, особо необходимо уделять внимание соблюдению правил безопасности.

        Однако, младшие дошкольники не всегда уверены в правильности своих действий и выборе исследовательского метода, поэтому так часто взрослые слышат вопросы «почемучек». 

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.   

Возрастные особенности детей от 3-4 лет.

Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир.                                                                                                                                                                       

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группы направлена на решение ряда задач:

Образовательные:

  • расширять представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
  • формировать способности самостоятельного исследования предметов;
  • обучать умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).

Развивающие:

  • совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
  • развивать визуальное, слуховое восприятие окружающей среды, сенсорное развитие;
  • развивать внимание и память;
  • развивать речевые способности.

Воспитательные:

  • создать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию;
  • создать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований, воспитывать взаимопомощь внутри коллектива;
  • развивать самоконтроль и саморегуляцию, воспитывать усидчивость и аккуратность;
  • развивать умение следовать поручениям взрослого.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Наши дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

Как показывает практика, если ребенка в младшем возрасте не научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

Экспериментирование открывает широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая песок из ладошки в ладошку, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов. Закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают мелкую моторику, а это стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка.

После совместного опытно — экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты — почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.  

Также для детей этого возраста актуален принцип повтора, поэтому важно с детьми регулярно проводить занятия, как дома, так и в дошкольном учреждении.

Опыт 1. «Деревянный брусочек»

Цель: Формирование представлений детей о плавучести легких предметов и не плавучести тяжелых.

Материал: таз с водой; предметы из разных материалов.

Описание опыта: Наливаем в таз воду и вместе с детьми опускаем предметы из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются плавать.

Вывод. Таким образом, не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Опыт 2. «Из какого песка легче строить?»

Цель: Формирование представлений детей о свойствах мокрого песка.

Материал: песок, вода, формочки. Пробуем лепить из мокрого песка и сухого.

Описание опыта: Пробуем лепить куличики при помощи формочек из сухого и мокрого песка. Очевидно, что это получается только из мокрого песка. Почему? Потому что в мокром песке вода склеивает песчинки между собой и куличик сохраняет форму.

Вывод. Мокрый песок нельзя пересыпать, но можно из него лепить. Это потому, что мокром песке песчинки склеены водичкой, а в сухом песке между песчинками воздух.

Опыт 3. «Кораблики на воде». 

Воспитатель: Ветер настоящий волшебник.

Он может заставлять плыть даже корабли. 

Описание опыта: Опустим корабли на воду.

Дуют на паруса, кораблики плывут (слабо, сильно дуют).

Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли быстрее?

Дети: Подуть на них.

Ветерка не видно, но можно его почувствовать и с ним поиграть.

Воздух можно чувствовать? Что для этого сделать?

Дети: Дуть!

Как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять?

Дети: На улице! Повторите данный эксперимент дома.

Вывод. Таким образом, при наличии ветра бумажные кораблики плывут медленно или с ускорением. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей на дереве.

Опыт 4. Что в пакете? 

Цель: Обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Материал: полиэтиленовые пакеты.

Описание опыта: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Что находится в пакете.

Необходимо набрать в пакет воздух и закрутить открытый конец так, чтобы пакет стал упругим.

Затем показать наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спросить, что в пакете.

Открыть пакет и показать, что в нем ничего нет.

Важно обратить внимание детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим.

Объяснить, что в нем был воздух.

Спросить, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий 

Вывод. Таким образом, воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Каждый день они делятся, своими наблюдениями и все вместе делают выводы, которые у них практически превращаются в правила: «можно - нельзя», «тонет – не тонет».

А сколько радости…

Таким образом, таких опытов можно делать великое множество: вода и разные предметы (тонет-не тонет) и многие-многие другие. Они не требуют практически никаких затрат, зато очень интересны и полезны ребятам!

                                            Уважаемые родители!

Весело и познавательно проводите с детьми время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность детей во второй младшей группе на тему "Мой родной город"

НОД помогает детям расширить представления о городе, в котором они живут, в интересной занимательной форме, узнать о достопримечательностях, интересных местах города, где можно отдохнуть, узнать много...

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме «Путешествие в страну геометрических фигур»

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; закреплять умение ра...

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме «Путешествие в сказку «Теремок»

Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей во второй младшей группепо теме «Путешествие в сказку «Теремок»Автор конспекта: Данилова В.В. воспитатель 1 квалификационной...

Конспект образовательной деятельности детей во второй младшей группе на тему "Признаки ранней весны "

Задачи:Познание- Закрепить представления детей о ранней весне, ее признаках.- Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе жизни.- Развивать у детей элементы экологического сознания, мышле...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме «Путешествие в сказку «Репка»

Организация непосредственно образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме «Путешествие в сказку «Репка»...

«Огород на подоконнике в гостях у «Репки»-опытно-экспериментальное занятие по экологии во второй младшей группе.

Один из вариантов, как можно представить и обыграть всеми привычный огород на подоконнике....