Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы
материал (младшая группа)

Банина Елена Рашитовна

Рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda._obuv._golovnye_ubory.docx419.94 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.

Рекомендации родителям:

  • Поговорите с детьми на тему: «Кому нужна одежда? Нужна ли одежда животным?» - в беседе уточните представления детей о том, какую одежду, обувь, головной убор они знают по сезонам.
  • Рассмотрите картинки с одеждой, обувью, головными уборами, назовите всю, отнесите к сезону.
  • Рассмотрите фотографии со дня рождения или любого праздника и фото с прогулки. Чем отличается повседневная одежда от праздничной. Какую обувь и головные уборы носят в праздники.

Одежда.

Словарь

Предметный: одежда, брюки, рубашка, футболка, шорты, водолазка, свитер, платье, юбка, сарафан, пальто, плащ, шуба, куртка, трусы, плавки, майка, воротник, штанина, подол, спинка, рукав, пояс, манжет, застѐжка, ширинка, костюм, жакет, жилет.

Глагольный: одеть, надеть, снять, застегнуть, расстегнуть, постирать, гладить, пачкать, ухаживать, покупать, наряжаться, модничать, штопать, выворачивать, зашивать, чистить, вешать, стирать.

Признаков: красивая, новая, старая, нарядная, демисезонная, весенняя, зимняя, осенняя, летняя, детская, взрослая, мужская, женская, детская, испачканная, постиранная, выглаженная, сшитая, повседневная, домашняя.

Наречия: красиво, добротно, нарядно, чисто, грязно.

  • Нет — много

Рубашка — нет рубашки — много рубашек. Футболка — нет футболки — много футболок. Водолазка — нет водолазки — много водолазок. Свитер — нет свитера — много свитеров.

Платье — нет платья — много платьев. Юбка — нет юбки — много юбок.

Сарафан — нет сарафана — много сарафанов. Пальто — нет пальто — много пальто.

Плащ — нет плаща — много плащей. Шуба — нет шубы — много шуб.

Куртка — нет куртки — много курток. Майка — нет майки — много маек.

Воротник        —        нет        воротника        —        много воротников.

Костюм        —        нет        костюма        —        много костюмов.

Жакет — нет жакета — много жакетов.

  • Скажи наоборот

Грязная — чистая (постиранная).        Большая — маленькая. Старая — новая.        Летняя — зимняя.

Тѐплая — легкая.        Глаженая — мятая.

  • Чьи вещи?

Платье мамы (чьѐ?) — мамино. Рубашка папы (чья?) — папина. Брюки сына (чьи?) — сыновьи. Плащ дедушки (чей?) — дедушкин. Сарафан сестры (чей?) — сестрин. Пальто тѐти (чьѐ?) — тѐтино.

Шорты Вовы (чьи?) — Вовины. Футболка Ани (чья?) — Анина.

  • Образуй новое слово

(С выделением окончания голосом.)

Шить (значит) — сшитая.        Воровать — ворованная.

Стирать — постиранная.        Рвать — рваная.

Носить — ношеная.        Вязать — вязаная.

Покупать — купленная.        Зашивать — зашитая.

  • Вставь пропущенный предлог

Мама повесила своѐ пальто (куда?) ... вешалку (на). Папа снял плащ (откуда?) ... вешалки (с). Мамина юбка сшита (из чего?) ...

шѐлка (из). Таня нашла потерянную пуговицу (от чего?) ... маминого пальто (от). Бабушка пришила пуговицу (к чему?) ... пальто (к). Петя свалился (с чего?) ... дерева и оторвал рукав рубашки (с). Бабушка взяла иголку (с чем?) ... ниткой и пришила рукав (к чему?) ... рубашке (с, к).

  • Дидактическая игра «Прищепки»

Взрослый натягивает верѐвку и предлагает дошкольнику «постирать» одежду. Ребѐнок вешает картинки с изображением одежды или кукольную одежду на верѐвку и закрепляет их прищепкой, считая количество постиранных вещей.

Например: одна льняная рубашка, две льняные рубашки, три льняные рубашки, четыре льняные рубашки, пять льняных рубашек и т.д.

Аналогично со словосочетаниями: шѐлковое платье, ситцевый сарафан, трико- тажная футболка, шерстяной свитер.

  • Дыхательная гимнастика «Шарик»

Носиком дышу,        Выполню задание,

Дышу свободно,        Задержу дыхание ...

Глубоко и тихо,        Один, два, три, четыре —

Как угодно.        Снова дышим.

Взрослый предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт один, два, три, четыре — дети делают глубокие вдохи и задерживают дыхание. Затем на счёт один — восемь медленно выдыхают.

Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел:

«Т-с-с-с-с!» (Выдох со звуком.)

  • Расскажи об одежде по плану

  1. Что это? (назови одежду)
  2. Кто еѐ носит? (классификация по полу)
  3. Когда еѐ носят? (классификация по сезону)
  4. Назови части одежды.
  5. Из какого материала она сделана?
  6. Твоѐ отношение к данной одежде.

Например: это платье. Оно большого размера, значит, оно женское. Его носит мама или бабушка, или взрослая девушка. У платья есть подол, спинка, передние полочки, воротник, рукава. На воротнике и манжетах оно украшено кружевами. Застёгивается платье на пуговички зелёного цвета. Платье сделано из шёлка, значит, оно шёлковое. Его можно носить летом и также в другое время года под пальто, потому что оно очень нарядное. Я, когда вырасту, хотела бы иметь такое же, потому что оно мне очень нравится.

  • Пальчиковая гимнастика «Мы шьём»

(Взрослый обвязывает ниткой большой и указательный пальцы.)

Нитку вдеть — для пальца Непосильный труд,

Но зато два пальца Платьице сошьют.

А где ладошки? Тут? Тут портняжки!

Привет, Николка! Бери скорей иголку. Будем шить Кате

Новое платье-обновку. Танечка, бери иголку,

Сошьѐм рубашку и футболку. Брюки, кофточку и платье

Дети совершают имитацию движений пальцами.

Дети показывают открытые ладошки.

Руки детей сжаты в кулаки. На каждое слово они поочередно разжимают пальцы, начиная с мизинца левой руки.

Показывают указательный палец правой руки — иголку.

Имитируют движение иголки, как будто шьют.

  • Послушай выучи стихотворение

Для маленького Пашки Наташа шьѐт штанишки.

В штанишках два кармашка, А на кармашках — мышки.

Растянулся в луже Яшка И чуть-чуть не утонул.

Хорошо, что он рубашкой Лужу сразу промокнул.

Вова-растеряшка, Где твоя рубашка? Может, серые коты Унесли еѐ в кусты?

Может, заяц приходил? Может, ѐжик утащил? Может, плюшевый медведь Захотел еѐ надеть?

Стал рубашку примерять — Взял и сунул под кровать.

Вова-растеряшка, Вот твоя рубашка!

  • Проговори чистоговорки (Говори, торопись, но смотри не ошибись.) Шапка да шубка — Вот он наш Мишутка.

***

Шура шубку надевала, Шарф и шапку потеряла. Надо кукле Кате

Шить шѐлковое платье.

***

Иголка, иголка. Ты остра и колка.

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик! С. Косенко

***

Шайба да клюшка, Вот и весь Илюшка.

  • Отгадай загадки и выучи понравившуюся

Я, как зонт, — не промокаю, От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну так что же я такое?(Плащ.)

Дуйся — не дуйся,

А через голову — суйся. Попляши день-деньской,

И пойдешь на покой.(Рубаха.)

  • Послушай и перескажи рассказы

Шалун — Миша

Миша — шалун. Шалил с котѐнком. Котѐнок мяукал. Бабушка отняла котѐнка. Ушѐл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошѐл Миша домой.

Мишка

У Даши был плюшевый мишка. Даша любила мишку. Она сшила ему штанишки в горошек. Алѐша утащил мишку, оторвал ему ушко, бросил мишку под шкаф. Даша нашла мишку, пришила мишке ушко. Стал мишка ещѐ краше. А Алѐшу наказали. Не ломай игрушки, Алѐша!

Обувь. Головные уборы.

Словарь

Предметный: обувь, сапоги, тапочки, босоножки, кеды, валенки, туфли, шлѐ- панцы, мокасины, пинетки, унты, голова, панама, шляпа, косынка, платок, бейсболка, шляпа, шаль, чепчик, картуз, пилотка, тюбетейка, бескозырка.

Глагольный: надевать, одевать, снимать, покупать, носить, стирать, чинить, мыть, ремонтировать, зашивать, дарить, модничать, выбирать, прятать, вешать, демонстрировать.

Признаков: головной, красивая, тѐплая, демисезонная, зимняя, летняя, модная, лакированная, резиновая, пляжная, широкополая, вечерняя, маленькая, детская, взрослая, поношенная, грязная, чистая, рваная, мужская, женская, меховая, кожаные, льняная, нарядная.

Наречия: красиво, мягко, грязно, аккуратно, модно.

  • Скажи наоборот

Белая — чѐрная.        Грязная — чистая.

Модная — обычная.        Высокие — низкие.

Большие — маленькие.        Длинные — короткие. Парадная — повседневная        Легкие — тяжѐлые.

  • Сосчитай до десяти и обратно

Одна соломенная шляпка, две соломенные шляпки,

три соломенные шляпки, четыре соломенные шляпки, пять соломенных шляпок,., десять соломенных шляпок.

Обратно: десять соломенных шляпок, девять соломенных шляпок...

Аналогично со словосочетаниями: лакированный ботинок, шерстяной платок.

  • Я, ты, мы, вы, они

(Составь предложение.)

Я примеряю модную бейсболку. Ты примеряешь модную бейсболку. Мы примеряем модную бейсболку. Вы примеряете модную бейсболку. Они примеряют модную бейсболку.

Аналогично        с        предложениями:        купил        соломенную        шляпу, выбрал льняной платок.

  • Вставь пропущенный предлог

Мама купила... магазине новую меховую шапку... лисьего меха (в, из). Шапка была очень красивая,... ремешком (с). Когда я ее надел ... голову, ... нее не было видно моих волос (на, из-под). Я быстро еѐ снял ... головы, чтобы мама не заметила, что шапка мне немного велика ). Дома я убедил маму, что голова у меня скоро вырастет, и не стоит ... этого расстраиваться (из-за). Мама согласилась ... моими аргументами, и я положил шапку ... шкаф ... своего пальто (с, в, около).

  • Закончи предложение

(Предложите ребѐнку закончить предложение, исходя из своего опыта. Слово- сочетание в скобках следует договорить в случае возникновения затруднений. Ребенок сам может договаривать свой образец.)

Я обул кеды, чтобы ... (пойти в спортивный зал).

Мама купила мне меховую шапку, чтобы я ... (зимой не замѐрз).

В витрине магазина выставили шляпы, чтобы ... (их лучше продемонстрировать).

На даче я обуваю войлочные валенки, чтобы ... (идти играть в снежки).

Летом дети носят панамки и бейсболки, чтобы ... (не перегреться).

Мама носит туфли на высоком каблуке, чтобы ... (выглядеть красиво).

Папа попросил зайти в магазин, чтобы ... (приобрести новые кроссовки ).

  • Расскажи о головном уборе и обуви по плану

  1. Название головного убора.
  2. Назови его части?
  3. Из какого материала сделан/сделана?
  4. Кто его носит?
  5. Когда его носят?
  6. Кто и где еѐ изготавливает?
  7. Какую обувь вы знаете?
  8. Для чего нужна обувь?
  9. Какую обувь носят в разное время года?
  10. Чем        отличается        мужская        обувь        от        женской,        детская        от        взрослой?
  • Пальчиковая гимнастика «Детские ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоѐм Неразлучные идѐм.

Мы гуляем по лугам. По зелѐным берегам,

Вниз по лестнице сбегаем, Вдоль по улице шагаем.

Но чуть вечер на порог Остаѐмся мы без ног.

А безногим — вот беда! — Ни туда и ни сюда!

Что ж, полезем под кровать Будем там тихонько спать.

По К. Чуковскому

Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.

Дети загибают по одному пальчику, начиная с большого, сначала на правой руке, потом на левой.

Кладут ладони на стол

  • Проговори чистоговорки

Кукушка кукушонку Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Ножки

Нарядили ножки В новые сапожки.

Вы шагайте, ножки, Прямо по дорожке.

Вы шагайте — топайте, По лужам не шлѐпайте, В грязь не заходите,

Сапожки не рвите. А Седугин

Гуси

Выпал иней на луга, Щиплет гусям лапки. Гуси, гуси!

Га-га-га!

Надевайте тапки! Надевайте тапки, Берегите лапки!

Е. Авдиенко

  • Отгадай загадки и выучи понравившуюся

Два братца

Не могут расстаться:

Утром — в дорогу,

Ночью — к порогу.(Ботинки.)

Сшили их из чѐрной кожи, В них теперь ходить мы можем. И по слякотной дороге Не промокнут наши ноги.(

Сапоги.)H:\доу\логопедия\Фронтальные\лексико-грам\Подготовительная гр\мои\одежда, обувь, головные уборы\8848_big.jpg

Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в школу, Днем — домой.

( Валенки.)

Два брата — арапа, Ростом — по колено. Везде с ними гуляют,

Ноги наши защищают.( Сапоги.)

В них упрячешь две ноги —

И в мороз гулять беги.( Валенки.)

Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля. ( Шляпа.)

  • Послушай стихотворения и выучи понравившееся

Федя одевается

Кто визжит, как поросѐнок, Рано утром в выходной?

Удивляются спросонок Все соседи за стеной.

Пусть никто не удивляется: Это Федя одевается.

Он, запутавшись в штанах, На полу сидит в слезах.

Смотрит бабушка в тревоге, Протерев свои очки:

Или Федя спутал ноги, Или спутал башмаки.

***

У Иришки — горе, Заругает мама: Оказалась в море Красная панама.

Чайкою ленивой На волнах качается, И не улетает,

И не возвращается.

Н. Городецкая

Наш Прокопчик Наш Прокопчик как-то раз Был на речке в ранний час. Снял одежду и стирает...

Глядь, штанишки уплывают!

Побежал их догонять — Стал картузик уплывать. Мальчуган туда-сюда,

А одежды нет следа...

Мама глянула — спросила:

-Ты куда же все девал?

-Речка глупая стащила, — Ей Прокопка отвечал.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы".  Занятие направлено на пополнен...

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Домашние задания по лексической теме "Одежда. Обувь. Головные уборы"

В материале представлены домашние задания для закрепления лексической темы "Одежда. Обувь. Головные уборы"...

Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы.» Звук [j]. Буква Яя

Лексическая тема «Одежда. Обувь. Головные уборы.» Звук [j]. Буква Яя...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе «В магазин за покупками»

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы» в подготовительной группе «В магазин за покупками»...

Конспект совместного досуга с родителями по лексическим темам: Одежда.Обувь. Головные уборы."Мода из комода"

Конспект совместного досуга с родителями по лексическим темам: Одежда. Обувь. Головные уборы. "Мода из комода". Для детей старшего дошкольного возраста....