Сценарий родительского собрания «Учимся играть в шахматы»
методическая разработка

Капранова Мелисса Ирфановна

Основная задача - познакомить родителей с формами проведения занятий  и представить спектр возможностей использования игры в развитии познавательных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_na_temu_shahmaty.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию №46 «Снегири»

«Учимся играть в шахматы»

конспект родительского собрания

Старшая группа

Автор:

Капранова Мелисса Ирфановна,

воспитатель

Канск, 2023

Задачи:

  1. познакомить родителей с формами проведения занятия  и представить спектр возможностей использования игры в развитии познавательных способностей;
  2. популяризировать шахматную игру;
  3. организовать здоровый досуг детей;
  4. расширить представления родителей об особенностях шахматной игры;
  5. познакомить с влиянием шахмат в формировании подрастающего поколения.

Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд.

В.В.Путин, Президент России

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

"Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы".

В.А. Сухомлинский

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Шахматы с полным правом можно назвать великой игрой. Поистине безграничное богатство содержания и возможностей делает эту старинную игру такой притягательной для людей всех возрастов и культурных уровней.

Шахматы – самая точная игра, тут не может быть спорных моментов, везения или невезения. Шах и мат, пожалуй, наиболее подходящее выражение победы, которое только можно придумать.

Занятие шахматами не только показатель умственного развития человека, но и инструмент его совершенствования. Это настоящее испытание ума и превосходная возможность для совершенствования аналитических способностей, стратегического мышления и тактического исполнения, умения жертвовать малым ради достижения многого, умения держать в голове большой объём информации, самообладания и даже интуиции. Особенно ценно то, что шахматы учат нелинейному позиционному мышлению.

Шахматы – один из наиболее демократичных видов спорта: игроки могут соперничать между собой независимо от возраста, пола, состояния здоровья.

В ДДТ дети имеют возможность заниматься этой полезной, увлекательной, но сложной игрой. Шахматы играют огромную роль в воспитании человека. Они вырабатывают умение вести точные и глубокие расчеты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровности, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряженной спортивной борьбе.

О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: « Шахматы - чуть ли не единственная чисто соревновательная, т.е. наглядная форма фиксации интеллекта личности». Он же заявил: « Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной  цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи  в условиях  дефицита времени, тренируют память, учатся  самодисциплине и  т.д. Шахматная игра за последние десятилетия значительно помолодела,  что подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: Сергей Карякин (12 лет, Украина), МагнусКарлсен (13 лет, Норвегия). БуСянчжи (13 лет, Китай), Руслан Пономарёв (14 лет, Украина) и ТеймурРаджабов( 14 лет, Азербайджан) и других.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не только не  отставать в развитии от своих сверстников, но и во многом опережать их,  поэтому отдавать ребёнка  в шахматное объединение можно уже с четырёхлетнего возраста.  Именно в это время формируются основные навыки письма, речи. Шахматы положительно влияют и на совершенствование детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.         

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Занятия многообразны по своей форме: игровые занятия, выполнение упражнений по пройденной теме, конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, проведение анализа сыгранных партий. В объединении занимаются дети младшего школьного и среднего школьного возраста.

В объединение принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются в ту или иную группу.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед: анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур и делать выводы.    На занятиях дети просматривают шахматные видео уроки.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, игра с шахматным компьютером, игра в шахматное лото.

Построение учебных занятий в форме интеллектуальных игр способствует развитию творческого мышления юных шахматистов, умению грамотно вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению, что в целом приводит к формированию рефлексивной деятельности, основанной на логике доказательств.

Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных.

- В использовании нетрадиционных форм работы с родителями, то есть включение их в активную совместную деятельность, а именно в участие в “Шахматных турнирах семейных команд”, которые, как правило, посвящаются различным праздничным датам (“Новый год”, “День защитника отечества” и др.)

Данная программа рассчитана на 3 года обучения и предусматривает занятия в течение года – по 2 часу два раза в неделю. Программа дополнительного образования «Шахматы» модифицированная, имеет физкультурно-спортивную направленность.

Цель программы – организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

Задачи программы

Достигается указанная цель через решение следующих задач:

Обучающие:

  • познакомить с историей шахмат,
  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения

Воспитывающие:

  • привить любовь и интерес к шахматам
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственное решение, планировать свою деятельность, работать самостоятельно
  • научить уважать соперника

Развивающие:

  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мир

Прогнозируемый результат

Образовательная программа «Шахматы» дает возможность получить общее представление об истории шахмат и правилах игры. Обучающиеся приобретают практические навыки игры в шахматы.

Работа объединения ведётся по программе составленной в начале учебного года. Обучение рассчитано на 3 года и предусматривает изучение учащимися материала по теории шахмат, участие в соревнованиях. Я стремилась к достижению двух основных целей: вести детей в увлекательный мир шахмат и научить играть. К концу учебного года, все дети научатся играть партию от начала до конца в соответствии с правилами.

В то же время в объединение «Шахматы» ведётся работа по правильной организации досуга учащихся, воспитанию общественной активности у учащихся.

Сразу заметить положительные черты не удастся, но со временем вы увидите, как ваш ребёнок превосходит других детей в математике, геометрии  и логике. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Не каждый ребёнок, научившийся играть в шахматы, станет гроссмейстером, но польза от этой игры очевидна.

В 1798 году Бенжамин Франклин очень здорово подметил: « Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» Вдумайтесь, это же сказано более 200 назад!  

Шахматы очень помогают человеку в жизни! Они, очень нужны ребятам, их влияние даже если не будет сиюминутным, то непременно скажется в будущем.

 

 

Библиография:

1. Гришин, В.Г. Малыши играют в шахматы. [Текст] / В.Г. Гришин. – М.: «Просвещение», 1991.

 2. Зенков, Г.М. Первый шах. [Текст] / Г.М. Зенков. – Прокопьевск: Изда- тельско-полиграфическая Фирма «Пласт», 1993.

 3. Карпов, А. Учитесь шахматам. [Текст] / А. Карпов. – М.: «Эгмонт Россия ЛТД», 1997

4. Гершунский, Б.С. Шахматы – школе. [Текст] / Б.С. Гершунский. – М., 1991. 10

5. Эстрин, Я.Б. Теория и практика шахматной игры. [Текст] / Я.Б. Эстрин. – М., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Учимся играть вместе"

Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять...

Сценарий родительского собрания «Учимся играть вместе» во 2 младшей группе (нетрадиционная форма)

Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять родителям,...

Сценарий родительского собрания " Учимся , играя".

Родительское собрание предназначено для старших и подготовительных групп....

Сценарий родительского собрания «Учимся играть вместе»

Повысить интерес родителей к игровой деятельности в детском саду....

Сценарий нетрадиционного родительского собрания "Учимся играть вместе"

Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношение родителей с детьми....

Сценарий родительского собрания "Учим, играя" в старшей группе детского сада.

Данное родительское собрание проводилось в нетрадиционной форме - в форме командной игры. Родители не только получили теоретические знания по вопросам воспитания и обучения ребенка, но и сами поиграли...

Сценарий родительского собрания «Учимся играть вместе» во второй младшей группе

Сценарий родительского собрания «Учимся играть вместе» во второй младшей группеЦель:1. Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольн...